Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz:ГНК разъяснил вопрос с алкоголем и общепитомЗабыли про уплаченную пеню – доначислите налог на прибыльПочему при НД-40 таможенный НДС «не садится» к зачетуКто вправе исчислять и уплачивать НДС поквартально Выплаты в поддержку молодых специалистов освобождены от НДФЛКуда нести расчет по экологии – обновленные данные по г. Ташкенту

Налоговый мониторинг: для кого предусмотрен и как проводится

04.01.2018

 

Законом от 30.12.2017 г. № ЗРУ–455 с 1.01.2018 г. вводится новая форма налогового контроля.

 

Напомним, на стадии общественного обсуждения проекта закона на портале СОВАЗ мы уже публиковали его обзор. Конечная редакция документа имеет существенные отличия. Поэтому рассмотрим документ подробно.

 

Что такое налоговый мониторинг

 

Налоговый мониторинг* – одна из форм налогового контроля, наряду с другими формами, предусмотренными в ст. 67 НК. Он предусматривает расширенный информационный обмен между органами государственной налоговой службы (далее – ОГНС) и добросовестными налогоплательщиками.

 

Этот обмен сведениями происходит по специальному регламенту, который утверждается Государственным налоговым комитетом (далее – ГНК).

 

Для справки: В проекте предусматривалось, что налогоплательщик вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга будет сам представлять проект регламента, который подлежит согласованию с ОГНС. От этой идеи отказались.

 

Важно! Для налогоплательщика проведение налогового мониторинга – добровольное решение.

 

Взамен на расширенный обмен информацией налогоплательщик получает 3 преимущества:

  • ОГНС будут оказывать всестороннее содействие в решении текущих вопросов налогообложения;
  • камеральный контроль за период, охваченный налоговым мониторингом, проводиться не будет (кроме случаев досрочного прекращения мониторинга);
  • плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности за период, охваченный налоговым мониторингом, также не будут проводиться (кроме случаев досрочного прекращения мониторинга).

 

Кто вправе «перейти» на налоговый мониторинг

 

Воспользоваться новой госуслугой смогут не все налогоплательщики. Для этого по итогам предыдущего года реализация товаров (работ, услуг) по состоянию на 1 января текущего года должна составлять более 70 000 МРЗП (сегодня это 12 млрд 56 млн 800 тыс. сумов).

 

Для справки: В проекте закона было указано, что микрофирмы и малые предприятия не могут «перейти» на налоговый мониторинг. В опубликованной редакции документа это ограничение снято. Кроме того, требование к размеру оборота в 10 млрд сумов заменено на 70 000 МРЗП.

 

Важно! Заявление об участии в налоговом мониторинге на следующий финансовый год представляется налогоплательщиком в ОГНС по месту налогового учета не позднее 1 июля текущего года в письменной, в т.ч. в электронной форме. Форма заявления утверждается ГНК.

 

ОГНС в месячный срок (т.е. не позднее 1 августа) примет одно из следующих решений:

  • об осуществлении налогового мониторинга;
  • об отказе в осуществлении налогового мониторинга.

 

Основания для отказа:

  • представление налогоплательщиком заявления несвоевременно (после 1 июля);
  • представление налогоплательщиком заявления по неустановленной форме (отличается от формы, утвержденной ГНК);
  • несоблюдение требования регламента.

 

Для справки: В проекте закона для рассмотрения заявления ОГНС отводился срок до 1 октября, т.е. не менее 4-х месяцев. Он был сокращен до месяца. Также изменены основания для отказа.

 

Как проводится налоговый мониторинг

 

Налоговый мониторинг охватывает весь финансовый год – с 1 января по 31 декабря. Это и будет являться периодом налогового мониторинга. Но работы по налоговому мониторингу ОГНС фактически проводит с 1 января данного финансового года до 1 июня следующего. Таким образом, налогоплательщику придется еще полгода соблюдать все требования регламента.

 

ОГНС получит право требовать от налогоплательщика документы, сведения, разъяснения, связанные с правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Истребованные документы, сведения и разъяснения должны быть представлены в письменном виде (в т.ч. в электронной форме) в течение 10-ти дней.

 

При невозможности их представления налогоплательщик уведомляет об этом соответствующий ОГНС в течение 3-х дней с момента получения требования с указанием причин и срока представления. Т.е. недопустимо ждать 10 дней, чтобы сообщить ОГНС о невозможности представления документов.

 

Изучив документы и выявив нарушения, ОГНС будет направлять налогоплательщику обоснованное мнение. Кроме того, налогоплательщик при возникновении сомнений в правильности начисления, полноте и своевременности уплаты налогов сможет обращаться с запросом о получении обоснованного мнения ОГНС (в запросе потребуется отражать и свою позицию).

 

Срок подготовки и направления обоснованного мнения по запросу налогоплательщика – месяц. В проекте предусматривался 10-дневный срок подготовки ответа на запрос налогоплательщика с возможностью продления до месяца, плюс 3 дня на его отправку.

 

Получив обоснованное мнение ОГНС, налогоплательщик обязан:

  • при согласии с ним – сообщить об этом в ОГНС в течение 1-го месяца со дня получения мнения с приложением документов, подтверждающих исполнение;
  • при несогласии с ним – представить возражения в ОГНС в течение 1-го месяца со дня получения мнения.

 

Если имеются возражения, запускается процедура взаимного соглашения. Вначале ОГНС в 3-дневный срок направляет возражения вышестоящему органу. Параллельно начинает исчисляться месячный срок для рассмотрения возражений с личным участием работников ОГНС, составивших обоснованное мнение, налогоплательщика и представителей вышестоящего ОГНС. По результатам диалога налогоплательщику в тот же день через персональный кабинет направляется извещение о результатах взаимного соглашения. В проекте на извещение отводилось 3 дня.

 

Налоговый мониторинг досрочно прекращается в случаях:

1) невыполнения налогоплательщиком требований регламента по взаимному обмену информацией, а также непредставления налогоплательщиком сведений о согласии (не согласии) с обоснованным мнением или с извещением, составленным по результатам взаимного соглашения;

2) нарушения сроков представления финансовой и налоговой отчетности в органы государственной налоговой службы в период применения налогового мониторинга;

3) несвоевременной и неполной уплаты налогов и других обязательных платежей в период осуществления налогового мониторинга;

4) представления уточненной финансовой и налоговой отчетности, предусматривающей снижение начисленных налоговых платежей, увеличение размера убытков за период применения налогового мониторинга;

5) представления налогоплательщиком недостоверной информации в процессе осуществления налогового мониторинга;

6) представления налогоплательщиком документов, сведений и пояснений с систематическим нарушением требований, установленных регламентом по взаимному обмену информацией;

7) представления налогоплательщиком заявления о досрочном прекращении налогового мониторинга.

 

После принятия решения о досрочном прекращении налогового мониторинга орган государственной налоговой службы в тот же день уведомляет налогоплательщика в письменной форме, в т.ч. через персональный кабинет налогоплательщика.

 

Для справки: В проекте не все из вышеперечисленных оснований могли повлечь досрочное прекращение налогового мониторинга. В частности, нарушение сроков представления финансовой и налоговой отчетности, сдача уточненной отчетности влекли, невыполнение требований извещения по результатам взаимного соглашения влекли только проведение камерального и плановых налоговых проверок.

 

С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в ближайшее время в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».

 

Самир Латыпов.

 


*Не путать с мониторингом за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов.