Совместным постановлением Министерства финансов, Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета (зарегистрировано Министерством юстиции 30.03.2016 г. № 2771) утверждена Инструкция о кассовом исполнении доходов бюджетов бюджетной системы.
Платежи в национальной валюте от физических и юридических лиц независимо от форм собственности принимаются банками Узбекистана и зачисляются на Единый казначейский счет (ЕКС).
Для учета операций по поступлению платежей в бюджеты бюджетной системы и последующего их распределения Минфином в ИС «МФРУ» открываются казначейские лицевые счета по доходам для каждого района, города по каждому виду платежа в разрезе уполномоченных органов по взысканию налогов и других обязательных платежей.
Нормативы отчислений от платежей в бюджеты бюджетной системы устанавливаются в соответствии с законодательством.
Платежи, уплачиваемые физическими (индивидуальными предпринимателями и дехканскими хозяйствами без образования юрлица) и юридическими лицами в доходы бюджетов бюджетной системы, перечисляются на ЕКС согласно платежному поручению.
В платежном поручении указывается соответствующий казначейский лицевой счет дохода, код вида и назначения платежа.При этом код вида платежа указывается в первую очередь.
Поступившие суммы платежей отражаются в ИС «МФРУ» на соответствующих казначейских лицевых счетах по доходам, а также в Книге учета контингента платежей.
Поступления сумм платежей, которые не могут быть классифицированы и зачислены в соответствующий бюджет, идентифицируются как невыясненные и возвращаются в течение 3-х рабочих дней на банковские счета, с которых они были перечислены на ЕКС.
Невыясненные поступления в Книге учета контингента платежей отражаются по территориальной принадлежности, то есть с указанием места расположения банка, со счетов которого осуществлено перечисление средств на ЕКС.
Возврат или зачет сумм платежей производится уполномоченными органами по взысканию налогов и других обязательных платежей при их излишней или ошибочной уплате в порядке, установленном Налоговым и Таможенным кодексами и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими эти вопросы.
Для возврата излишне или ошибочно уплаченных налогов налогоплательщику необходимо предоставить заявление по утвержденной Инструкцией форме.
Если из-за отсутствия или недостатка текущих поступлений невозможно вернуть или зачесть платежи в течение 30 дней, то это может быть осуществлено с казначейского лицевого счета соответствующего бюджета по письменному заключению Минфина.
Учет поступивших сумм ведется в Книгах учета отчислений от платежей по их видам и датам зачисления на казначейские лицевые счета бюджетов бюджетной системы.
Для обеспечения достоверности и идентичности отчетных данных о поступлении контингента платежей, а также отчислений от них между финансовыми органами, казначейскими подразделениями, налоговымии таможенными органами ведется обязательная сверка данных.
Контроль за поступлением контингента платежей на ЕКС и процессом их распределения между бюджетами бюджетной системы ведется казначейскими подразделениями.
Ошибки, допущенные при перечислении платежей на ЕКС, а также при отчислении от них в бюджеты бюджетной системы, подлежат обязательному исправлению.
С полным текстом данных документов, с комментариями и ссылками на связанные с ними другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Обзор «Новое в законодательстве Республики Узбекистан» подготовила
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист.