Совместным постановлением Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения, Министерства юстиции, Службы национальной безопасности, Государственного таможенного комитета (зарегистрировано МЮ 27 сентября 2011 года № 2269) утверждено Положение о порядке содействия в погребении на территории Республики Узбекистан умерших на территории иностранного государства. Оно определяет порядок доставки на территорию страны тел (останков) лиц (граждан Узбекистана, лиц без гражданства, а в отдельных случаях и иностранных граждан), умерших за пределами Узбекистана, и организации их погребения на территории республики.
Республикой Узбекистан гарантируется исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на территории Узбекистана в случае его смерти на территории иностранного государства в части:
- содействия лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего и оплатить связанные с погребением расходы,
- в получении свидетельства (справки) о смерти, разрешения на перевозку тела (останков) умершего, а также проездных документов, включая документы на пересечение государственных границ.
Оказание необходимых для таких случаев услуг и содействия в этом возложено на дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Узбекистан за рубежом (далее — консульское учреждение), органы государственной власти на местах, а также иные юридические лица, оказывающие по роду своей деятельности аналогичные услуги.
В случае смерти гражданина Узбекистана или лица без гражданства, имеющего проездной документ Узбекистана, за пределами Узбекистана, регистрация их смерти производится консульским учреждением, в консульский округ которого входит страна (территория), где проживал умерший либо наступила его смерть. Регистрация смерти, наступившей на воздушном или морском судне, производится консульским учреждением, в консульский округ которого входит страна приземления воздушного судна или прибытия морского судна в порт.
В связи с тем, что законодательством отдельных иностранных государств может быть предусмотрена собственная процедура оформления компетентными органами этих государств свидетельств (справок) о смерти, данные документы, наряду с медицинскими заключениями о смерти, признаются в качестве документов, удостоверяющих факт наступления смерти.
Оформление консульскими учреждениями пакета документов о смерти осуществляется без взимания консульских и иных сборов. Расходы по выезду сотрудника консульского учреждения к месту смерти умершего (погибшего) в пределах консульского округа консульского учреждения для регистрации смерти осуществляются за счет бюджетных средств.
Оплата расходов, связанных с подготовкой к транспортировке и доставкой тел (останков) или праха умерших в Узбекистан, осуществляется за счет средств родственников и близких, а также добровольных пожертвований представителей диаспоры и других соболезнующих лиц в стране пребывания. В отдельных случаях допускается оплата указанных расходов со счета соответствующего консульского учреждения за счет средств родственников и близких умершего, предварительно внесенных наличными средствами в кассу или перечисленных на соответствующий банковский счет МИДа.
В случае смерти за пределами Узбекистана граждан, пребывающих в иностранном государстве в связи со служебной командировкой, расходы по транспортировке и доставке в Узбекистан тел (останков) или праха умерших покрываются за счет средств командирующих организаций.
В исключительных случаях руководитель консульского учреждения может обратиться в НАК «Ўзбекистон ҳаво йўллари» с предложением об изыскании возможности транспортировки тела (останков) или праха умершего в Республику Узбекистан на бесплатной основе или по льготному тарифу.
Заявление о смерти гражданина может быть представлено родственниками, близкими и другими лицами. Оно должно быть сделано в день наступления смерти или не позднее 3-х суток с момента установления факта смерти или обнаружения тела умершего. При этом представление заявления в более поздние сроки не является основанием для отказа в регистрации смерти и оказании возможного необходимого содействия в оформлении документов для доставки тела (останков) или праха для захоронения на территории Республики Узбекистан.
Информация о смерти гражданина может быть получена также от администрации медицинского учреждения либо других компетентных органов страны пребывания.
По получении информации о смерти гражданина консул должен принять оперативные меры по установлению (удостоверению) личности умершего (погибшего) и направить в их МИД.
Для регистрации смерти в консульское учреждение необходимо представить следующие документы:
- иностранное медицинское заключение либо свидетельство (справка) о смерти;
- паспорт, проездной документ или другой документ, удостоверяющий личность умершего, либо их копия;
- для умерших в возрасте до 16 лет — паспорт, проездной документ или свидетельство о рождении.
Для оформления документов на транспортировку тела (останков) или праха умершего в Республику Узбекистан в консульское учреждение представляются:
- разрешение компетентных органов иностранного государства на транспортировку и вывоз тела (останков) или праха из страны;
- в случае наступления смерти в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) или правонарушения — протокол либо заключение, составленные представителем компетентного органа на месте происшествия;
- справка о наличии (отсутствии) инфекционных заболеваний;
- другие документы, необходимые для транспортировки (при наличии).
Все документы иностранного происхождения должны быть переведены на узбекский или русский язык и засвидетельствованы печатью консула.
Пакет документов о смерти гражданина консул направляет в Республику Узбекистан по каналам дипломатической почты. При этом аннулированный паспорт или иной проездной документ умершего направляется в МИД для последующего уничтожения.
В случае если по каким-либо объективным причинам (ограниченность времени для регистрации смерти в связи со срочностью отправки тела в Республику Узбекистан из-за малой частоты рейсов и др.) консул не может своевременно зарегистрировать акт смерти, он должен направить в Республику Узбекистан легализованное в установленном порядке иностранное медицинское заключение или свидетельство (справку) о смерти с переводом для последующей регистрации смерти (на основании иностранного медицинского заключения) или обмена (на основании иностранного свидетельства о смерти) на свидетельство о смерти Республики Узбекистан органами ЗАГС на территории Республики Узбекистан.
В случае отсутствия финансовых средств либо отказа родственников оплатить расходы, связанные с доставкой тела (останков) или праха умершего в Узбекистан, консул решает вопрос о захоронении умершего в стране пребывания согласно законодательству этого государства. При этом необходимо заручиться нотариально засвидетельствованным заявлением ближайших родственников на захоронение тела (останков) или праха в стране пребывания.
Смета расходов консульских учреждений не предусматривает специальной статьи расходов, связанных с захоронением тел (останков) или праха умерших за пределами Узбекистана. Поэтому вопросы финансирования расходов, связанных с захоронением тел (останков) или праха умерших в стране пребывания, решаются консулом в каждом конкретном случае по согласованию с МИДом.
Финансовые расходы за транспортировку гроба с телом (останками) умершего до медицинского учреждения, где будет производиться освидетельствование, покрываются за счет средств родственников, близких или других лиц, сопровождающих гроб.
Установлено, что в отдельных случаях, согласно прижизненной воле или завещанию, допускается доставка и захоронение на территории Узбекистана иностранных граждан, умерших за пределами республики. Как правило, это могут быть бывшие соотечественники, другие лица, имеющие исторически родственную связь с Узбекистаном.
Документом регламентированы и другие вопросы.
Вступает в силу с 7 октября 2011 года.