Приказом министра финансов (зарегистрирован Министерством юстиции Республики Узбекистан 18 ноября 2013 г., регистрационный № 2526) утвержден Национальный стандарт налогового консультирования (НСНК № 4) «Представительство интересов клиента (доверителя) в ходе досудебного урегулирования налогового спора и в суде».
Требования стандарта являются обязательными для всех организаций налоговых консультантов. Отношения, которые не урегулированы вновь принятым документом, регулируются актами законодательства, а также договорами, заключаемыми между сторонами.
Действие рассматриваемого стандарта не распространяется на услуги, оказываемые по договорам разовых (единовременных) услуг и на участие налоговых консультантов в рассмотрении уголовных дел.
Стандарт предоставляет организации налоговых консультантов право действовать в интересах клиента (доверителя) по своему усмотрению за исключением тех случаев, когда согласование действий с клиентом прописано в договоре, либо предусмотрено стандартом. Например, обязательному согласованию с клиентом подлежат позиция налогового консультанта по налоговому спору и его предполагаемые действия. Также без согласования с клиентом (доверителем) он не вправе привлекать к участию по разрешению налогового спора третьих лиц и предъявлять документы в качестве доказательств.
Основанием для оказания услуг по налоговому консультированию на представительство интересов клиента (доверителя) в досудебном урегулировании налогового спора и в суде является договор. Причем, если он был составлен для оказания услуг в ходе досудебного урегулирования спора, но жалоба осталась неудовлетворенной и требуется его решение в суде, то составление отдельного договора на представительство в суде не требуется.
Стандарт четко определяет перечень услуг по налоговому консультированию при представительстве интересов клиента (доверителя), как в досудебной инстанции, так и в суде. В обоих случаях налоговые консультанты осуществляют:
анализ соответствия требованиям законодательства материалов налоговой проверки, порядка их рассмотрения, а также решения органа государственной налоговой службы по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;
разработку правовой позиции для обжалования и обжалование решения органа государственной налоговой службы в суде;
подбор документов, подтверждающих позицию клиента (доверителя).
В ходе досудебного урегулирования составляют и подают жалобу на решение органа государственной налоговой службы в вышестоящий орган государственной налоговой службы и представляют интересы клиента (доверителя) при рассмотрении жалобы. При судебном урегулировании предъявляют иск в суд на решение органа государственной налоговой службы и представляют в суде на основании доверенности интересы клиента (доверителя).
Стандартом предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, которую несет организация налоговых консультантов. Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные клиенту, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством. В стандарте особо оговорено, что в случае предоставления клиентом (доверителем) недостоверной информации организация налоговых консультантов не несет ответственность за последствия оказанной услуги.
Приказ вступил в силу со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Республики Узбекистан № 47 от 25 ноября 2013 года.