Приказом министра юстиции Республики Узбекистан (зарегистрирован МЮ 31.03.2014 г. № 2352-1) внесены изменения и дополнения в Методические указания о порядке подготовки, юридико-технического оформления и проведения правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, вносимых органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
В документе скорректирована норма, определяющая обязанности разработчика в период подготовки проекта. Прежде всего, норма приведена в соответствие с новой редакцией Закона Республики Узбекистан
«О нормативно-правовых актах». По сравнению с предыдущей редакцией при подготовке проекта разработчик должен выявить пробелы и противоречия, негативно влияющие на правовое регулирование определенной области общественных отношений.
Методические указания теперь содержат структуру проекта нормативно-правового акта. Ранее указывалось,
что структура проекта должна обеспечивать логическое развитие и раскрытие предмета правового регулирования проекта. Теперь четко регламентировано наличие структурных единиц в зависимости от объема нормативно-правового акта. В частности, НПА делится на следующие структурные единицы по нисходящей: разделы, подразделы, главы, параграфы, пункты, подпункты и абзацы. Деление вторых и последующих абзацев не допускается.
Не допускается введение структурной единицы:
«раздел» – если в нормативно-правовом акте нет глав;
«подраздел» – если в нормативно-правовом акте нет разделов;
«подпункт» и «абзац» – если в нормативно-правовом акте нет пунктов.
Согласно внесенным изменениям, разработчик при внесении проекта закона обязан подготовить аналитические сравнительные таблицы с указанием в последовательном порядке соответствующих положений международных документов и законодательства зарубежных стран, законодательства Республики Узбекистан, обоснованных предложений о приемлемости применения соответствующего международного опыта в условиях Республики Узбекистан.
Проект закона, внесенный без сравнительной таблицы, в которой содержится подготовленный предметный анализ принципов, положений и формулировок международных документов и законодательства зарубежных стран, рассмотрению не подлежит.
Расширена норма, предусматривающая случаи отказа в визировании проекта с замечаниями и предложениями министром юстиции Республики Узбекистан. В дополнение к предусмотренным ранее основаниям, отказ также возможен в случаях, если:
необходимость в принятии нормативно-правового акта отсутствует, в связи с тем, что предусмотренные в проекте вопросы регламентированы нормативно-правовыми актами той же или более высокой юридической силы;
проект в целом подлежит доработке в связи с наличием значительного количества замечаний и предложений, в том числе существенных (концептуальных) недостатков, то есть доработка проекта с учетом таких замечаний и предложений кардинально изменит содержание проекта и потребует повторного согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Соответствующие замечания и предложения по проекту указываются в письме, подписываемом министром юстиции (в исключительных случаях – первым заместителем министра).
Документ содержит ряд других изменений.
Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Республики Узбекистан № 14 от 7 апреля
2014 года.