Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Чем грозит сдача нулевого отчета по НДС – читайте на buxgalter.uzЧто должен успеть бухгалтер до 25 апреля – buxgalter.uz напоминаетБухгалтерам регулярно приходится отвечать на присланные им требования от налоговых органов. Buxgalter.uz решил помочь – мы начинаем публиковать типовые ответы на часто встречающиеся «Талабнома»К чему должен быть готов главбух, если НДС у него отрицательный – читайте на buxgalter.uz

Проверки финансово-хозяйственной деятельности отсрочены на 2 года

23.01.2018


Это предусмотрено в указе Президента от 22.01.2018 г., которым также утверждена Госпрограмма на 2018 г.

 

Вводится 2-годичный мораторий на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, за исключением проверок, проводимых в рамках уголовных дел и в связи с ликвидацией юридического лица.

 

Напомним, данная мера уже анонсировалась в Послании Президента к Олий Мажлису (подробнее – здесь). В этом обзоре разберем детали принятой нормы.

 

Во-первых, обратим внимание на то, что значит юридический термин «мораторий». Это – отсрочка исполнения какой-либо нормы законодательства, принятого решения либо исполнения обязательства (например, ст. 156 ГК). Мораторий не стоит воспринимать как полную отмену нормы законодательства, принятого решения либо освобождение должника от обязательства.

 

Как только срок моратория закончится, все вернется на свои  места, придет в обычный порядок. Отсюда можно сделать вывод, что проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства за период 2018–2019 годов все-таки будут проводиться, и это начнется с 2020 года.

 

Во-вторых, мораторий коснулся только 1-го вида проверок – плановых ревизий.

 

С учетом предшествующих изменений (указ Президента от 5.10.2016 г. № УП–4848, закон от 29.12.2016 № ЗРУ–418) по-прежнему будут проводиться:

  • проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) в рамках уголовных дел (см. гл. 22-1 УПК);
  • проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) в связи с ликвидацией юридического лица;
  • краткосрочные проверки на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;
  • плановые проверки, не связанные с ревизией их хозяйственной деятельности, которые осуществляются соответствующими контролирующими органами (пожарного, санитарного, энергетического надзора, государственной ветеринарной службы и др.);
  • камеральный контроль;
  • хронометраж поступления наличной денежной выручки;
  • введенные с 2018 года налоговый мониторинг и мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов.

 

В-третьих, Республиканский совет по координации деятельности контролирующих органов будет функционировать только до 1.04.2018 г. Напомним, согласно ст. 8 закона «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» он формировал план-график проведения проверок, а также выдавал разрешения на проведение внеплановых проверок. В Послании к парламенту Президент предложил перейти на электронную систему выдачи разрешений на проведение проверок и возложить осуществление соответствующего контроля на Генеральную прокуратуру.

 

Поэтому с указанной даты (1.04.2018 г.) Совет упраздняется. Взамен будет создана специальная электронная информационная система органов прокуратуры (ее разработают Мининфоком и Генпрокуратура). Контролирующие органы будут в обязательном порядке вводить в нее сведения о нарушениях в деятельности субъектов предпринимательства, информацию о проведенных проверках и мониторинге (основание, время проведения проверок или мониторинга, работники, их проводившие, и др.) и принятых мерах по устранению выявленных нарушений.

 

Отметим, что в указе не оговаривается, что будет служить основанием для выдачи разрешения на проведение проверок со стороны электронной системы (выдача такого разрешения предусмотрена в Послании). Ясность в этом вопросе внесут акты законодательства, которые примут в последующем. 

 

С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».

 

Музаффар Мирзаганиев,

Самир Латыпов.