Распоряжением Президента от 16.01.2018 г. № Р–5182 создана Рабочая комиссия по критическому изучению и подготовке предложений, направленных на кардинальное совершенствование деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов.
Комиссию возглавил заместитель Генерального прокурора Б.Мавлонов. Глава государства уже обозначил главные недостатки в работе 3-х ведомств:
- Финансовые органы – ориентируются на достижение положительных финансово-экономических показателей без учета фактического положения дел на местах, потребностей населения и субъектов предпринимательства. Это препятствует полноценному переходу к реальным рыночным отношениям и внедрению современных принципов управления экономикой;
- Налоговые органы – недостатки в их работе не позволяют снизить налоговую нагрузку за счет расширения налогооблагаемой базы, повысить собираемость налогов, обеспечить эффективность налогового администрирования, защитить права и интересы налогоплательщиков, особенно субъектов предпринимательства;
- Таможенные органы – в их работе распространен бюрократизм и волокита, непрозрачность деятельности, необоснованное затягивание сроков внедрения современных форм таможенных процедур. Это снижает инвестиционную привлекательность страны, а также негативно сказывается на ее имидже и рейтинговых показателях в оценках ведущих международных организаций.
В 3-дневный срок утвердят составы рабочих групп комиссии и детальный план-график критического изучения. По результатам до 15.04.2018 г. в аппарат Президента внесут проекты нормативно-правовых актов по коренному совершенствованию деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов.
Рабочая комиссия обратит особое внимание на:
- эффективность системы управления и контроля, включая планирование и комплексный анализ деятельности, в том числе служебной нагрузки и объема выполняемой работы сотрудниками данных органов всех уровней, действенность механизмов внутриведомственного и внешнего контроля;
- актуальность и соответствие современным требованиям и международным стандартам задач и функций, механизмов их реализации и сфер ответственности финансовых, налоговых и таможенных органов;
- оптимизацию штатной численности за счет широкого внедрения информационно-коммуникационных систем, позволяющих оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений;
- увеличение доходной части бюджета, в том числе за счет отмены индивидуальных льгот и преференций, изыскания дополнительных и обоснованных резервов поступления налоговых и таможенных платежей, дивидендов от доли государства в уставных фондах хозяйственных обществ;
- пересмотр механизмов работы с учетом внедрения широко применяемых за рубежом передовых и апробированных методов достижения высоких результатов за счет минимальных затрат;
- устранение бюрократических процедур и иных препон для осуществления внешнеэкономической деятельности, обоснованность сроков и стоимости таможенного оформления при осуществлении экспортно-импортных операций;
- унификацию и гармонизацию финансового, налогового и таможенного законодательства с международными принципами и стандартами;
- эффективность таможенной инфраструктуры, в том числе таможенных постов и уровень их материально-технического оснащения, наличие высокотехнологичного оборудования, необходимого для качественного и оперативного осуществления таможенных процедур, налаживание на пунктах пропуска через таможенную границу системы двойного коридора;
- внедрение в деятельность налоговых и таможенных органов передовых форм и методов осуществления налогового и таможенного контроля;
- улучшение системы оказания государственных услуг, в том числе путем внедрения бесконтактных форм взаимодействия финансовых, налоговых и таможенных органов с физическими и юридическими лицами;
- организацию системы подготовки кадров, укомплектованность финансовых, налоговых и таможенных органов квалифицированными специалистами;
- совершенствование механизмов материального стимулирования работников финансовых, налоговых и таможенных органов, в том числе путем внедрения критериев оценки эффективности их деятельности и усиления мер социальной защиты.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 17.01.2018 г.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Самир Латыпов.