Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzМожет ли иностранное юрлицо торговать на местных маркетплейсах без регистрации в Узбекистане Что делать, если при выставлении ЭСФ возникает ошибка «Покупатель не является вашим клиентом» Как учесть передачу материалов по договору займа Как предприятиям оптовой и розничной торговли работать с маркированными прохладительными напитками

Участников сделок, ограничивающих конкуренцию, выявят и накажут

30.08.2013

Принятое Постановлением Кабинета Министров от 20 августа 2013 года № 230 Положение о порядке выявления согласованных действий и сделок, ограничивающих конкуренцию, урегулирует нормы применения Закона «О конкуренции».

 

Напомним, что статья 11 Закона «О конкуренции» (от 6.01.2012 г.

№ ЗРУ-319) запрещает согласованные действия и сделки хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. В частности, запрещаются соглашения по фиксации цен, контролю над рынком производства и т.д.

 

Приведем примеры таких запрещаемых действий и сделок. Хозяйствующие субъекты могут, скажем, договориться между собой и установить на рынке единую цену, лишив потребителя возможности выбора. Другим примером может служить договоренность сторон о том, что одна сторона поставляет сырье другой, и больше никому. Если такие соглашения оформлены, их легче проверить. А вот если договоренность устная, то для выявления запрещенных действий необходимо отслеживать их, производить анализ.

 

Согласно утвержденному Положению  на Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции и его территориальные органы возложена обязанность выявлять признаки согласованных действий и сделок при осуществлении контрольных функций.

 

Наличие указанных признаков выявляется путем изучения товарных и финансовых рынков, заявлений юридических и физических лиц, органов госуправления и государственной власти на местах, сообщений средств массовой информации и представлений соответствующих органов, содержащих данные, указывающие на эти признаки.

 

В соответствии с Положением признаками осуществления согласованных действий и сделок, ограничивающих конкуренцию, считаются:

 

одновременное или в течение 30 дней повышение (понижение) цен;

 

установление единых цен при различных размерах затрат на производство или приобретение либо реализацию аналогичного товара;

 

дооценка остатков товара, проводимая с целью установления единых цен на рынке;

 

одновременное установление скидок с одинаковых цен на аналогичные товары;

 

снижение объемов поставок на рынок произведенных товаров, фактически приобретенных/импортированных для дальнейшей перепродажи товаров, при их дефиците на рынке и высоких ценах на них;

 

искусственное поддержание высоких цен на товары, реализуемые различными поставщиками;

 

отказ от заключения договоров с определенными покупателями или продавцами на тех же условиях, на каких они были заключены с другими покупателями или продавцами;

 

прекращение реализации товаров в определенных регионах.

 

Также Положением определены основные этапы выявления подобных фактов.

 

Доказательствами фактов осуществления согласованных действий и сделок являются согласование объемов поставки товара, договоренность об искусственном повышении или понижении цен, применение единообразного прейскуранта цен или приказа (протокола, распоряжения), которым утверждаются цены, установление ограничений (квот) на объемы производства или реализации товаров. При этом доказательства могут быть как прямыми, так и косвенными.

 

Документальное подтверждение согласованных действий и сделок, выявляемых в ходе изучения условий договоров, счетов, накладных, прейскурантов, платежных поручений, решений (в том числе протоколов), писем и т.д., - это прямые доказательства.  Косвенные же доказательства выявляются при сравнительном анализе поведения хозсубъектов на рынке или в процессе торгов за определенный период.

 

Выявив признаки согласованных действий или сделок, антимонопольный орган вправе возбудить дело о нарушении законодательства о конкуренции.

 

За непредставление или несвоевременное представление антимонопольному органу информации, представление недостоверных или ложных сведений хозяйствующие субъекты, органы государственного управления и государственной власти на местах, объединения юридических лиц и их должностные лица несут ответственность в соответствии со статьей 178 Кодекса об административной ответственности и статьей 183 Уголовного кодекса.

 

Непредставление или несвоевременное представление антимонопольному органу либо представление заведомо недостоверных сведений должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 3 до 5 минимальных размеров заработной платы (часть первая статьи 178 КоАО).

 

Непредставление антимонопольному органу информации или представление заведомо недостоверных сведений, совершенное после применения административного взыскания за такое же деяние, наказывается штрафом до 25 МРЗП или лишением определенного права до 3 лет (часть первая статьи 183 УК).


Елена Ермохина
эксперт-юрист

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-23
  • USD:12711.00 (+0.00) сум
  • EUR:13538.49 (+0.00) сум
  • RUB:136.31 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах