Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Что делать, если неправильно отразили выручку по терминалу за март–июнь 2020 года – читать на buxgalter.uz Повышенные ставки налогов на имущество и землю не применяются до конца года – читать на buxgalter.uz Не хочу быть главбухом. Могут ли заставить? – читать на buxgalter.uz Что учесть при переходе на электронные договоры – читать на buxgalter.uzКогда не совпадают показатели в расчетах НДС и налога на прибыль – читать на buxgalter.uzКак продавать за электронные деньги – читать на buxgalter.uz

В профсоюзах появятся общественные инспекторы

09.12.2019

Вновь принятый Закон от 6.12.2019 г. № ЗРУ-588 «О профессиональных союзах» вступит в силу 8 марта 2020 года, сменив действующий Закон «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» 1992 года.  


Если в действующей редакции 22 статьи, то в новой их уже 56. Отметим основные положения вновь принятого закона, а также новшества, которые ожидают профсоюзы через три месяца.

 

Организационные и экономические основы деятельности профсоюзов


В составе профсоюзов образуются: первичные профсоюзные организации, объединения и подразделения профсоюзов. Каждому из этих формирований даны четкие определения. При этом уточнили, что подразделения профсоюзов и «первички» могут создаваться как со статусом юридического лица (с обязательной госрегистрацией), так и без. В последнем случае можно открывать специальный банковский счет и свободно распоряжаться находящимися на нем деньгами. Уставы профсоюзов регистрируются в органах юстиции.

 

Профсоюзы и их формирования – юрлица могут заниматься предпринимательством в пределах их целей и задач согласно учредительным документам. Поступления от предпринимательской деятельности являются одним из источников формирования имущества профсоюзов, наряду с членскими, а также добровольными имущественными взносами и пожертвованиями.

 

Общественный контроль как инструмент защиты прав и интересов работников


В новой редакции закона детально регламентировали эту функцию профсоюзов. В ее рамках изучается деятельность госорганов и работодателей по обеспечению социально-экономических прав и интересов работников, а также выполнению коллективных договоров и соглашений, реализации проектов и программ в области соцпартнерства. Профсоюзам в этом направлении дали достаточно широкие полномочия. Они вправе:

  • подавать госорганам, работодателям, их объединениям (союзам, ассоциациям) заявления, жалобы, предложения, запросы;
  • запрашивать и получать справки, необходимые для защиты интересов работников, из госорганов, а также организаций, которые обязаны выдавать запрошенные документы или их заверенные копии;
  • участвовать на открытых коллегиальных заседаниях работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций) и госорганов, в т.ч. правительства. В Кабинет Министров на заседания, посвященные вопросам социально-экономических прав и интересов работников, приглашается представитель наиболее массового объединения профсоюзов и пр.

 

Для осуществления общественного контроля в структуре профсоюзов, их объединений и подразделений могут создаваться инспекции. Инспекторы профсоюзов имеют право:

  • запрашивать и получать от госорганов, работодателей справки, статистические данные и иную информацию для выполнения своих функций;
  • выступать в качестве представителей по собственной инициативе либо по просьбе работников в судах и иных органах, рассматривающих трудовые споры, в защиту работников;
  • посещать организации, рабочие места;
  • участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и иных повреждений здоровья работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей и профессиональных заболеваний.

 

По результатам общественного контроля подготавливается итоговый документ в форме протокола, заключения, справки, предписания, представления. Госорганы и работодатели обязаны их рассмотреть и принять по ним решение, с информированием соответствующего профсоюза.

 

Профсоюзы и их объединения могут проводить общественную экспертизу проектов НПА, коллективных договоров и соглашений, а также решений госорганов и работодателей, касающихся социально-экономических прав работников. Разработанные по итогам экспертизы рекомендации и запросы профсоюза подлежат обязательному рассмотрению с последующим направлением обоснованных заключений.

 

Если работодатели нарушают условия коллективных договоров и соглашений, профсоюзы вправе направить им представление, которое рассматривается в недельный срок. Если работодатель отказывается устранить выявленные нарушения – разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством.

 

При выявлении фактов нарушения работодателем требований НПА и нормативных документов в области технического регулирования, касающихся прав работников, профсоюзы могут направить материалы в Государственную трудовую инспекцию или правоохранительные органы.

 

Больше прав для профсоюзов

 

По сравнению с действующей редакцией, права профсоюзов значительно расширили. В частности, профсоюзы смогут вносить на рассмотрение хокимиятам предложения о приостановлении на срок до 6-ти месяцев решения работодателя о массовом высвобождении работников.

 

Закрепили права профсоюзов в области социальной защиты, получения информации, охраны труда, защиты интересов работников при рассмотрении трудовых споров. Действующие в настоящее время гарантии для членов выборных органов профсоюзов сохранены.

 

Кроме того, регламентировали основы социального партнерства в сфере труда с образованием трехсторонних комиссий по социально-трудовым вопросам.

 

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступит в силу 8.03.2020 г.

 

Ленара Хикматова.