Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Вместо Госкомконкуренции создано три ведомства

15.01.2019

Читать на узбекском языке

 

Началось совершенствование системы управления госактивами, антимонопольного регулирования и рынка капитала. Это следует из указа и постановления Президента, опубликованных на сайте УзА.


Государственный комитет по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции (Госкомконкуренции) упраздняется, на его базе создаются три новых ведомства.

 

Агентство по управлению государственными активами

Антимонопольный комитет

 

Агентство по развитию рынка капитала

 

Функции и задачи новых ведомств:

– ведение единой государственной политики по эффективному управлению госактивами;

– осуществление права акционера (учредителя и участника) по переданным ему государственным пакетам акций (долям) в уставных капиталах предприятий с государственным участием;

– внедрение современных методов и форм корпоративного управления в предприятиях с государственным участием на основе передовой мировой практики, кардинальное повышение роли акционеров и наблюдательных советов в их управлении;

– содействие, в том числе на основе рекомендаций международных финансовых институтов, поэтапной трансформации предприятий с государственным участием в эффективные предприятия, способные конкурировать на внутреннем и внешнем рынках;

– координация разработки и утверждения стратегий развития предприятий с государственным участием, направленных на обеспечение эффективности и транспарентности их деятельности, оптимизации структуры управления, высокой доходности и роста капитализации, вывода непрофильных и неиспользуемых активов;

– осуществление инвестиционной деятельности с обеспечением интересов государства, в том числе путем передачи государственных акций (долей) в доверительное управление;

– организация комплекса мер по привлечению инвестиций, в том числе прямых иностранных, а также портфельных инвестиций за счет выпуска и реализации облигаций и акций предприятий с государственным участием, включая размещение эмиссии по IPO/SPO на отечественном и зарубежных фондовых биржах;

– обеспечение открытого и прозрачного механизма реализации (приватизации) и передачи в аренду государственных активов, ведение мониторинга за выполнением инвесторами принятых инвестиционных и социальных обязательств, а также участие в разработке предложений по государственно-частному партнерству;

– определение на основе анализа бездействующих, низкорентабельных и убыточных предприятий с государственным участием, разработка и участие в реализации программ их финансового оздоровления и повышения эффективности деятельности;

– реализация государственной политики по делам о банкротстве;

– проведение совместно с Министерством финансов  эффективной дивидендной политики в предприятиях с государственным участием;

– обеспечение государственного регулирования оценочной деятельности, утверждение стандартов оценки имущества, а также сертификация риэлторов.

– реализация единой государственной политики в сфере обеспечения конкурентной среды на товарных и финансовых рынках;

– осуществление системного анализа состояния конкурентной среды на товарных и финансовых рынках, выявление и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, «картельных» соглашений и сговоров, недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов;

– антимонопольное регулирование торгов, экономической концентрации и государственной помощи;

– обеспечение недискриминационного доступа участников рынков к высоколиквидным товарам (работам, услугам), в том числе субъектов естественных монополий;

– проведение оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию, недопущение принятия решений и осуществления действий госорганов, ограничивающих конкуренцию.

 

 

 

 

– реализация единой государственной политики в области формирования, развития и регулирования рынка ценных бумаг и корпоративного управления;

– защита прав и законных интересов инвесторов, осуществляющих операции с ценными бумагами, а также владельцев ценных бумаг;

– контроль за соблюдением законодательства о рынке ценных бумаг, законодательства об акционерных обществах и защите прав акционеров;

– информирование инвесторов и общественности о состоянии развития отечественного рынка капитала и его профессиональных участниках;

– содействие внедрению новых видов финансовых инструментов, позволяющих привлекать необходимые ресурсы для финансирования инвестиционных проектов;

– лицензирование деятельности фондовых бирж и профессиональных участников рынка ценных бумаг;

– эффективное сотрудничество с зарубежными и международными институтами по вопросам развития и регулирования рынка капитала.

 

 

Кроме того, Республиканский центр обучения основам предпринимательской деятельности передается в ведение Торгово-промышленной палаты.

 

Отдельные функции упраздняемого комитета будут возложены на другие организации. Подробности – в таблице:

 

Функции

Учреждения, которые будут выполнять эти функции впредь

по инвентаризации и выявлению пустующих и незавершенных строительством объектов и повышению эффективности их производственной деятельности

Государственный налоговый комитет и Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру

рабочего органа межведомственных комиссий по эффективному использованию неиспользуемых производственных объектов, а также по разработке инвестиционных проектов («Дорожных карт») по восстановлению производственной деятельности пустующих и незавершенных строительством объектов

Государственный комитет по инвестициям

 

Средства, находящиеся во внебюджетном фонде упраздняемого Госкомконкуренции и Фонде содействия приватизированным предприятиям при нем, распределяются равными долями между внебюджетными фондами Агентства по управлению государственными активами и Антимонопольного комитета.

 

На базе Фонда содействия приватизированным предприятиям при Госкомконкуренции без образования юридического лица создается внебюджетный Фонд по управлению, трансформации и приватизации государственных активов при Агентстве по управлению государственными активами.

 

Источники формирования средств Фонда

Распределение средств Фонда (в пропорциях)

Статьи расходов Фонда

– средства от аренды государственного имущества, сумм пени за просрочку внесения арендной платы и штрафов за нарушение договорных обязательств;

– средства от реализации предприятий, акций (долей) в уставных фондах хозяйственных обществ, прав на земельные участки и другого имущества, являющегося государственной собственностью (далее – государственные активы);

– поступления от заемщиков по ранее выданным за счет средств Фонда содействия приватизированным предприятиям при Госкомконкуренции займам в виде возврата основной суммы и начисленных по ним процентов;

– пени и штрафы, поступившие по заключенным и расторгнутым договорам (сделкам) купли-продажи государственных активов, выданным займам;

– поступления по государственной доле при ликвидации в установленном законодательством порядке хозяйственных обществ;

– суммы задатка, удержанные с победителей аукционов, конкурсов (тендеров) или публичной оферты, уклонившихся или отказавшихся от подписания протокола или договора купли-продажи;

– суммы неустойки за нарушение договорных обязательств специализированными организациями при реализации государственных активов;

– средства, ранее перечисленные из Фонда содействия приватизированным предприятиям при Госкомконкуренции, – при их возврате;

– доходы от размещения средств Фонда на депозиты коммерческих банков;

– грантовые средства и благотворительные пожертвования международных институтов и организаций, юридических и физических лиц;

– другие источники, не запрещенные законодательством.

а) от аренды государственного имущества:

  • 40%– балансодержателю государственного имущества;
  • 25% – в доход соответствующего местного бюджета;
  • 20% – в Фонд;
  • 15% – в соответствующие центры аренды государственного имущества;

 

б) от реализации государственных активов, за исключением средств от реализации объектов государственной собственности, направляемых в бюджет Республики Каракалпакстан, местные бюджеты областей и г. Ташкента в соответствии с Указом Президента от 17.01.2017 г. № УП–4933:

  • 73% – в республиканский бюджет;
  • 24% – в Фонд;
  • 3% – Торгово-промышленной палате, с целевым направлением на развитие рыночной инфраструктуры и правовую поддержку предпринимателей, в том числе на финансирование учебных курсов, организуемых для предпринимателей.

 

 

– осуществление мер по предприватизационной подготовке хозяйственных обществ, на привлекаемых специалистов, в том числе иностранных, и консалтинговых организаций;

– покрытие затрат, связанных с осуществлением распорядительных и управленческих функций Агентства, в том числе на расходы по формированию и ведению электронных баз данных государственного имущества;

– материальное стимулирование и социальное обеспечение работников Агентства, включая льготное финансирование приобретения ими жилья, а также обучение, подготовку, переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов Агентства

 

 

 

Установлен порядок, в соответствии с которым:

  • с 1 апреля 2019 года отменяется практика утверждения нормативно-правовыми актами составов наблюдательных советов (советов банков) и членов исполнительного органа хозяйственных обществ, а также их приравнивания к руководителям или заместителям руководителя государственного органа;
  • с 1 июля 2019 года руководитель или заместители руководителя государственного органа, за исключением Агентства, могут быть избраны по государственной доле членами наблюдательного совета предприятий с участием государства исключительно при наличии у них квалификационного аттестата корпоративного управляющего;
  • состав наблюдательных советов (советов банков) хозяйственных обществ утверждается решением общего собрания акционеров без согласования с государственными органами, организациями или их должностными лицами;
  • исполнительный орган хозяйственного общества (руководитель и заместители руководителя) отбирается на конкурсной основе из числа наиболее опытных специалистов, в том числе зарубежных, и назначается решением общего собрания акционеров или наблюдательного совета без согласования с государственными органами, организациями или их должностными лицами;
  • формируемая в будущем доля государства в уставных капиталах (фондах) хозяйственных обществ, по которой права акционера (учредителя) осуществляются государственными органами и учреждениями, передается Агентству;
  • ранее заключенные договора на доверительное управление государственной долей с доверительными управляющими инвестиционными активами переоформляются Агентством на ранее подписанных условиях до истечения срока их действия путем заключения дополнительных соглашений;
  • хозяйственные общества самостоятельно принимают решения по определению размеров заработной платы, численности управленческого и технического персонала, количества автотранспортных средств и иным вопросам, по которым для органов хозяйственного управления установлен особый порядок в соответствии с законодательством.

 

Олег Гаевой.