Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz:Оплата в интересах физлица – как удержать налог Как отразить в ЕНСТ, если у сотрудника не паспорт, а ID-карта «Аннулировать» в ЕНСТ – не значит «Расторгнуть» Кто платит акциз по импортированным нефтепродуктамОсновная ставка ЦБ не изменилась, на какие расчеты она влияет?

Внедряется инклюзивное образование для особенных детей

14.10.2020

Читать на узбекском языке

Принято постановление Президента от 13.10.2020 г. ПП-4860 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями».

 

Документом утверждены:

  • Концепция развития инклюзивного образования в системе народного образования в 2020–2025 гг. (далее – Концепция) и «Дорожная карта» по ее реализации в 2020–2021 гг.;
  • целевые показатели (индикаторы) развития образования детей с особыми образовательными потребностями до 2025 г.

 

Концепция реализуется в два этапа.

 

I этап 

(2020–2022 гг.)

II этап 

(2023–2025 гг.)

  • совершенствование нормативной базы;
  • подготовка, переподготовка и повышение квалификации квалифицированных педагогических кадров;
  • укрепление материально-технической базы и обеспечения учреждений спецприспособлениями (подъемными устройствами, пандусами, перилами и другими), необходимой литературой, методическими пособиями, оборудованием и средствами обучения разным профессиям;
  • внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов;
  • формирование среди населения положительной социальной среды;
  • осуществление мер, направленных на предупреждение дискриминации и пренебрежительного отношения к детям с особыми образовательными способностями (далее – особенные дети);
  • внедрение в порядке эксперимента системы инклюзивного образования в деятельность отдельных образовательных учреждений
  • поэтапное внедрение системы инклюзивного образования в деятельность других учреждений общего среднего образования;
  • осуществление мер, направленных на обеспечение права каждого особенного ребенка, на получение инклюзивного образования;
  • совершенствование методов обучения и поэтапное внедрение принципов индивидуализации в образовательный процесс;
  • принятие мер, направленных на духовно-нравственное воспитание и формирование физически здоровых и крепких учащихся;
  • оптимизация количества государственных специализированных образовательных учреждений (школ и школ-интернатов) для особенных детей, исходя из физических и умственных потребностей учащихся, а также географического расположения образовательных учреждений

 

В 2021/2022 учебном году:

  • в порядке эксперимента будет внедрена система инклюзивного образования в одной из общеобразовательных школ городов, а также районов Ташкента;
  • будут открыты начальные базовые коррекционные классы для особенных детей в одной из общеобразовательных школ Каракалпакстана, областей и Ташкента;
  • будут созданы специализированные группы в одной из профессиональных школ Кашкадарьинской, Ферганской, Хорезмской областей для выпускников девятых классов специализированных образовательных учреждений и особенных детей;

 

Положительный опыт внедрения системы инклюзивного образования будет поэтапно распространяться и на другие регионы республики.

 

С 2020/2021 учебного года:

  • в специализированных образовательных учреждениях организуется обязательное общее среднее образование продолжительностью 11 лет (во вспомогательных школах и школах-интернатах для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии – 9 лет);
  • организуются курсы обучения профессиям в рамках сокращаемых учебных часов специализированных образовательных учреждений в целях профессионального обучения учащихся 10-11 классов (во вспомогательных школах и школах-интернатах для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии – 8-9 классов) специализированных образовательных учреждений.

 

За специализированными образовательными учреждениями закрепляются учреждения профобразования и моноцентры «Ишга мархамат» для оказания им методической помощи в организации курсов обучения профессиям, эффективном ведении учебного процесса и привлечении квалифицированных профессоров-преподавателей.

 

С 2021/2022 учебного года обучение особенных детей в начальных базовых коррекционных классах будет осуществляться на основе приспособленных (адаптированных) учебных программ. Спецпедагоги и тьюторы (вспомогательные педагогические работники) окажут непосредственную помощь особенным детям в освоении индивидуальных образовательных программ. В качестве тьюторов на добровольной основе будут привлекаться волонтеры, имеющие соответствующую квалификацию, а также студенты старших курсов вузов педагогического направления в период прохождения педагогической практики. Исходя из потребностей лиц с инвалидностью, им будет выделяться до 2% от общих показателей приема в профессиональные образовательные учреждения на основе общего госгранта.

 

С 1 января 2021 года:

а) руководящим работникам специализированных образовательных учреждений будет выплачиваться ежемесячная надбавка за особые условия труда в размере 100% их базовой тарифной ставки;

б) размер базовой тарифной ставки:

  • руководителя Республиканского оздоровительного лагеря домов «Мехрибонлик» приравнивается к 90% базовой тарифной ставки соответствующего руководящего работника домов «Мехрибонлик»;
  • психологов домов «Мехрибонлик» и детских городков – к базовой тарифной ставке психологов общеобразовательных школ;
  • руководителей кружков и музыкальных руководителей, а также инструкторов по труду и инструкторов-тренеров домов «Мехрибонлик» и детских городков – к базовым тарифным ставкам руководителей кружков центров «Баркамол авлод».

 

При Республиканском центре профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся создается «Лаборатория инклюзивного образования».

 

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 14.10.2020 г.

 

Эльмира Сиразиева.