Бухгалтерские проводки по договору комиссии и проведение инвентаризации товарно-материальных запасов могут стать для бухгалтера головной болью. Подробнее об этом рассказывает представитель аудиторской компании «TRI-S-AUDIT» Вера Тюрина.
С каждым днем увеличивается число производственных предприятий. Много производственников планируют выйти на рынок с новым товаром, но еще не уверены в его конкурентоспособности и не работали с торговыми компаниями. При этом руководитель предприятия планирует заключить договор, который позволял бы не только самостоятельно реализовывать товар, но и контролировать объемы продаж. Гражданский кодекс и действующая практика предусматривают такую возможность. Самыми распространенными являются договоры комиссии или поручения. По результатам сделки производитель получает средства от продажи товаров, а компания, осуществившая продажу, – вознаграждение за оказанные услуги.
У бухгалтеров такие договоры вызывают много сложностей. Одна из причин заключается в том, что бухгалтеры не интересуются методическими материалами, в частности, не заглядывают в Гражданский кодекс, а опираются только на Национальный стандарт бухгалтерского учета N 21 и на статьи Налогового кодекса. Другая причина в том, что давно не выходило никаких обновленных методических материалов. Документирование операций по договорам комиссии, включая оформление счетов-фактур при реализации товаров, и суммам возмещения и вознаграждения за услуги производится в соответствии со специальным порядком, приведенным в приложении N 3 к постановлению МФ и ГНК, зарегистрированному МЮ N 2439 от 22.03.2013 г.
Проблемным участком в бухгалтерии многих предприятий остаются вопросы проведения инвентаризаций товарно-материальных запасов, в том числе готовой продукции, хранящейся на складе. На практике обязательная инвентаризация зачастую не проводится в нужные сроки, потому что бухгалтеры не имеют полного представления о такой необходимости. Это приводит к неточностям и ошибкам в бухгалтерском учете.
В соответствии с действующим законодательством обязательная инвентаризация должна проводиться по итогам каждого года, после непредвиденных событий, вызвавших последствия, связанные с изменением сохранности имущества, а также при смене материально ответственного лица, при предоставлении матответственному лицу очередного трудового отпуска и т.д. Главный бухгалтер и бухгалтер материального отдела должны помнить о необходимости своевременного проведения инвентаризаций, уметь их организовать в соответствии с Национальным стандартом N 19.
Если у вас есть вопросы по этим темам, приходите 11 мая на семинар «Организация учета материально-производственных запасов и готовой продукции» в Центре профессионального развития «NORMA». Записаться можно здесь.