В Законодательной палате Олий Мажлиса состоялось расширенное заседание Комитета по бюджету и экономическим реформам. На нем заслушали итоги исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан в первой половине 2015 года. Комментарий Элбека ШУКУРОВА и Полянте СВЕШНИКОВА, членов фракции УзЛиДеП.
Реализация приоритетных направлений экономической программы на текущий год, определенных главой государства еще в начале 2015 года, в рамках программ среднесрочного развития отраслей и сфер экономики позволили за отчетный период сохранить сбалансированное развитие всей национальной экономики. Налицо устойчивые темпы роста основных макроэкономических показателей.
Так, ВВП Узбекистана вырос на 8,1%, уровень инфляции не превысил прогнозных параметров. Объем производства промышленной продукции увеличился на 8,1%. Примечательно, что темпы стабильного роста экономики обеспечивались макроэкономической стабильностью, в том числе и положительным сальдо внешнеторгового оборота Узбекистана в сумме 83,4 млн долларов США.
С начала года в экспортную деятельность вовлечено около 500 новых предприятий. При этом осуществлены экспортные поставки 168 новых видов товаров на сумму более 64 млн долларов США в разные отрасли промышленности и сельского хозяйства.
Системная реализация Программы создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения позволила создать 441,8 тысячи новых рабочих мест, из них 274,9 тысячи, или 62,2 %, – в сельской местности.
Начаты и успешно ведутся мероприятия, предусмотренные в Государственной программе «Год внимания и заботы о старшем поколении» по оказанию должного внимания и всесторонней поддержки пожилым людям, повышению уровня и качества их медицинского и социального обслуживания,
на финансирование которых за счет всех источников освоено 1,5 трлн сумов
и 37,4 млн долларов США.
Достигнутые в течение этого времени позитивные и качественные изменения и тенденции в экономике способствовали росту занятости
и доходов населения, а также позволили исполнить Государственный бюджет Республики Узбекистан с профицитом в размере 119,9 млрд сумов (0,2% к ВВП). Установленный прогноз доходов Государственного бюджета был выполнен на 100,3%, что составило 17 054,8 млрд сумов, или 23,6%
к ВВП. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доходы Госбюджета выросли на 15,9.
Государственным налоговым комитетом мобилизованы доходы − 12 569,7 млрд сумов (100,1% к прогнозу).
Снижение ставок отдельных прямых налогов в 2015 году не привело
к адекватному уменьшению доходов, а наоборот, за счет расширения налогооблагаемой базы поступления по прямым налогам, которые взыскиваются с доходов предприятий и населения, выросли на 596,9 млрд сумов (16,7%) против аналогичного периода 2014 года и составили 4 168,6 млрд сумов.
Расходы Государственного бюджета
(без государственных целевых фондов) составили 16 934,9 млрд сумов (98,5%
к уточненному прогнозу), или 23,4 процента к ВВП.
На финансирование социальных расходов из Госбюджета выделено 10 017,8 млрд сумов, что составляет 59,2%
от общего объема расходов. Соотношение этих расходов к ВВП составило 13,9%.
На развитие здравоохранения направлено 2 299,3 млрд сумов, или 23,0 % от всех расходов на социальную сферу, что
на 13,3 процента больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Успешно развиваются Национальная информационно-коммуникационная система и электронные формы взаимоотношений между госорганами и предпринимателями. К Единому порталу интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ) подключены 650 органов государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, их подразделения.
С начала текущего года в рамках Инвестиционной программы завершена реализация 63 проектов общей стоимостью 160,9 млн долларов США.
В созданных специальных индустриальных зонах с начала года завершена реализация 5 проектов общей стоимостью 16,1 млн долларов США.
По итогам обсуждения было принято соответствующее решение комитета, которое ляжет в основу обсуждений в других профильных комитетах и фракциях партий, представленных в нижней палате Парламента, группе Экологического движения Узбекистана, а также на пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса.
Следует отметить, что расширенное заседание комитета прошло на критично-взыскательной волне: открыто говорилось о том, что наряду с положительными результатами и сложившимися устойчивыми тенденциями в первом полугодии в отдельных бюджетных учреждениях имели место случаи финансовых правонарушений, связанных с нецелевым, а порой и противоправным расходованием бюджетных средств. Именно поэтому были также заслушаны отчеты и информация ответственных руководителей Государственного налогового (О. Рустамов) и таможенного комитетов (Б. Раимов) о поступлениях в Госбюджет, а также Министерства народного образования Республики Узбекистан (У. Абруев) и компании «Узенгилсаноат» (М. Мансуров) − по вопросу недоимок в бюджет страны. Кроме этого, взыскательно-конструктивные выступления и ремарки депутатов были сфокусированы на безусловное обеспечение своевременного и полного поступления средств в Госбюджет Узбекистана, оптимального и рационального использования бюджетных ресурсов, в т.ч. и в регионах.
По устоявшейся парламентской традиции, в работе заседания, помимо депутатов и экспертов Законодательной палаты Олий Мажлиса, принимали участие ответственные работники соответствующего Комплекса Правительства, представители министерств и комитетов, корреспонденты и обозреватели СМИ.
Беседовал и записал
М. УСМАНОВ.
Материалы по теме:
Исполнение бюджета идет с социальной ориентированностью
2015 год - Год внимания и заботы о старшем поколении