Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКрупные налогоплательщики все ТТН за апрель 2024 года должны оформить в электронном виде Можно ли вернуть НДС по безнадежной задолженности Как передать учредителю квартиру в счет дивидендов Как хранить бухгалтерские документы Как хранить бухгалтерские документы Как хранить бухгалтерские документы

Обсуждается проект закона «О коммерческой тайне»

21.01.2014


На очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан депутаты рассмотрели ряд законопроектов во втором и первом чтении. В частности, пристальное внимание депутатский корпус уделил рассмотрению и всестороннему обсуждению в первом чтении проекта закона «О коммерческой тайне».

 

До принятия закона «О коммерческой тайне» это понятие в общем виде определяется статьями 98, 1095-1097 Гражданского кодекса,  Законом  Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», где даны определения «информации», «информационной сферы», «конфиденциальной информации», «информационной безопасности», а также правовые основы защиты информации (статьи 3, 6). Нормы законодательства о конфиденциальной информации, коммерческой тайне и какого-либо вида тайны присутствуют в 40 кодексах и законах Узбекистана, в 35 указах и постановлениях правительства имеются соответствующие положения.

 

Однако разнообразие правовых подходов к данной проблематике и содержание института защиты коммерческой информации не имеют в законодательстве однозначного отражения. Из-за пробелов, недостаточности нормативно-правовой базы в этой сфере далеко не всегда удается обеспечить сохранность конфиденциальной информации, добиться возврата права на обладание коммерческой тайной.

 

По определению, коммерческая тайна – это право любого предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью на сохранение в тайне информации о различных научно-технических, технологических, производственных, финансово-экономических операциях, а также своей соответствующей документации и информации. В экономической деятельности хозяйствующих субъектов информационные ресурсы, составляющие коммерческую тайну, занимают столь же весомое место, как и другие материальные и интеллектуальные активы. Владельцы такой информации вправе самостоятельно устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты и доступа к ней. И такой владелец коммерческой тайны как обладатель соответствующего права должен иметь возможность в полной мере реализовать полномочия владения, пользования и распоряжения своими информационными ресурсами в пределах, установленных законодательством.

 

Принятие данного закона обусловлено тем, что в отечественном законодательстве остаются нерешенными ряд вопросов: какая именно информация относится к коммерческой тайне, как обеспечить ее защиту, насколько ее можно открывать для партнеров,  государственных органов, чтобы в дальнейшем не навредить предприятию, и т.д.

 

Хозяйствующий субъект формирует свой объем конфиденциальной информации, называя ее коммерческой тайной, не всегда четко понимая, что стоит за этим определением и как защищать ее от недобросовестной конкуренции, несанкционированного проникновения и взлома. В этой связи особую актуальность приобретает проблема информационной безопасности, которая состоит в реализации прав хозяйствующих субъектов на защиту их имущественных и личных неимущественных интересов путем предотвращения незаконного доступа к информации, составляющей коммерческую или иную тайну.

 

Проект закона «О коммерческой тайне» базируется на Конституции и Гражданском кодексе Республики Узбекистан и подготовлен во исполнение решений в сфере обеспечения информационной безопасности и защиты информационных ресурсов. В частности, постановлений Президента Республики Узбекистан № ПП-1572 от 8 июля 2011 года и Кабинета Министров № 296 от 7 ноября 2011 года, которым утвержден перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации. В указанный перечень, наряду с другими сведениями ограниченного доступа, включена информация, составляющая коммерческую тайну, также подлежащая обязательной защите.

 

Законопроект  создавался на основе иностранного опыта ближнего и дальнего зарубежья в области дефиниции правого статуса и регулирования отношений в сфере коммерческой тайны.

 

Статьи обсуждаемого законопроекта «О коммерческой тайне» определяют:

 

цель законопроекта, предусматривающую защиту коммерческой тайны, предотвращение недобросовестной конкуренции; сферу действия закона, распространяющуюся на коммерческую тайну, независимо от способов ее изложения и вида носителя, на котором она зафиксирована; нормы, которыми регулируются данные правоотношения, понятийный аппарат;

 

основные требования к коммерческой тайне, содержание и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемых ее владельцем; перечень сведений, которые не могут относиться к коммерческой тайне; права владельца коммерческой тайны, возникающие с момента установления режима коммерческой тайны;

 

срок правовой защиты коммерческой тайны;  норму по установлению режима коммерческой тайны владельцем и на договорной основе – конфидентом; меры защиты коммерческой тайны, а также нормы по изменению или отмене ее режима;

 

вопросы организации мероприятий по защите коммерческой тайны ее владельцем и конфидентом, а также ее защиту в рамках трудовых отношений при передаче конфиденту;

 

общие механизмы осуществления допуска к коммерческой тайне и условия его прекращения, вопросы обеспечения ее защиты при взаимодействии хозяйствующих субъектов и при ее передаче конфиденту;

 

вопросы предоставления владельцем и конфидентом информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию госорганов, обеспечение конфиденциальности информации при ее предоставлении, пределы ознакомления с нею в суде, а также ответственность за нарушение национального законодательства о коммерческой тайне.

 

С точки зрения членов нашей партии,  принятие закона в таком виде создаст благоприятные условия для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, будет стимулировать повсеместное внедрение ИКТ, обеспечит необходимый баланс прозрачности и гарантированной правовой защиты ноу-хау и инноваций, будет способствовать развитию бизнеса в различных сферах  и форматах.

 

Насимжон АЛИМОВ,

Полянте СВЕШНИКОВ,

члены фракции УзЛиДеП в Законодательной палате

Олий Мажлиса Республики Узбекистан