На очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан депутаты рассмотрели ряд законопроектов во втором и первом чтении. В частности, пристальное внимание депутатский корпус уделил рассмотрению и всестороннему обсуждению в первом чтении проекта закона «О коммерческой тайне».
До принятия закона «О коммерческой тайне» это понятие в общем виде определяется статьями 98, 1095-1097 Гражданского кодекса, Законом Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации», где даны определения «информации», «информационной сферы», «конфиденциальной информации», «информационной безопасности», а также правовые основы защиты информации (статьи 3, 6). Нормы законодательства о конфиденциальной информации, коммерческой тайне и какого-либо вида тайны присутствуют в 40 кодексах и законах Узбекистана, в 35 указах и постановлениях правительства имеются соответствующие положения.
Однако разнообразие правовых подходов к данной проблематике и содержание института защиты коммерческой информации не имеют в законодательстве однозначного отражения. Из-за пробелов, недостаточности нормативно-правовой базы в этой сфере далеко не всегда удается обеспечить сохранность конфиденциальной информации, добиться возврата права на обладание коммерческой тайной.
По определению, коммерческая тайна – это право любого предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью на сохранение в тайне информации о различных научно-технических, технологических, производственных, финансово-экономических операциях, а также своей соответствующей документации и информации. В экономической деятельности хозяйствующих субъектов информационные ресурсы, составляющие коммерческую тайну, занимают столь же весомое место, как и другие материальные и интеллектуальные активы. Владельцы такой информации вправе самостоятельно устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты и доступа к ней. И такой владелец коммерческой тайны как обладатель соответствующего права должен иметь возможность в полной мере реализовать полномочия владения, пользования и распоряжения своими информационными ресурсами в пределах, установленных законодательством.
Принятие данного закона обусловлено тем, что в отечественном законодательстве остаются нерешенными ряд вопросов: какая именно информация относится к коммерческой тайне, как обеспечить ее защиту, насколько ее можно открывать для партнеров, государственных органов, чтобы в дальнейшем не навредить предприятию, и т.д.
Хозяйствующий субъект формирует свой объем конфиденциальной информации, называя ее коммерческой тайной, не всегда четко понимая, что стоит за этим определением и как защищать ее от недобросовестной конкуренции, несанкционированного проникновения и взлома. В этой связи особую актуальность приобретает проблема информационной безопасности, которая состоит в реализации прав хозяйствующих субъектов на защиту их имущественных и личных неимущественных интересов путем предотвращения незаконного доступа к информации, составляющей коммерческую или иную тайну.
Проект закона «О коммерческой тайне» базируется на Конституции и Гражданском кодексе Республики Узбекистан и подготовлен во исполнение решений в сфере обеспечения информационной безопасности и защиты информационных ресурсов. В частности, постановлений Президента Республики Узбекистан № ПП-1572 от 8 июля 2011 года и Кабинета Министров № 296 от 7 ноября 2011 года, которым утвержден перечень сведений, отнесенных к конфиденциальной информации. В указанный перечень, наряду с другими сведениями ограниченного доступа, включена информация, составляющая коммерческую тайну, также подлежащая обязательной защите.
Законопроект создавался на основе иностранного опыта ближнего и дальнего зарубежья в области дефиниции правого статуса и регулирования отношений в сфере коммерческой тайны.
Статьи обсуждаемого законопроекта «О коммерческой тайне» определяют:
цель законопроекта, предусматривающую защиту коммерческой тайны, предотвращение недобросовестной конкуренции; сферу действия закона, распространяющуюся на коммерческую тайну, независимо от способов ее изложения и вида носителя, на котором она зафиксирована; нормы, которыми регулируются данные правоотношения, понятийный аппарат;
основные требования к коммерческой тайне, содержание и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемых ее владельцем; перечень сведений, которые не могут относиться к коммерческой тайне; права владельца коммерческой тайны, возникающие с момента установления режима коммерческой тайны;
срок правовой защиты коммерческой тайны; норму по установлению режима коммерческой тайны владельцем и на договорной основе – конфидентом; меры защиты коммерческой тайны, а также нормы по изменению или отмене ее режима;
вопросы организации мероприятий по защите коммерческой тайны ее владельцем и конфидентом, а также ее защиту в рамках трудовых отношений при передаче конфиденту;
общие механизмы осуществления допуска к коммерческой тайне и условия его прекращения, вопросы обеспечения ее защиты при взаимодействии хозяйствующих субъектов и при ее передаче конфиденту;
вопросы предоставления владельцем и конфидентом информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию госорганов, обеспечение конфиденциальности информации при ее предоставлении, пределы ознакомления с нею в суде, а также ответственность за нарушение национального законодательства о коммерческой тайне.
С точки зрения членов нашей партии, принятие закона в таком виде создаст благоприятные условия для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, будет стимулировать повсеместное внедрение ИКТ, обеспечит необходимый баланс прозрачности и гарантированной правовой защиты ноу-хау и инноваций, будет способствовать развитию бизнеса в различных сферах и форматах.
Насимжон АЛИМОВ,
Полянте СВЕШНИКОВ,
члены фракции УзЛиДеП в Законодательной палате
Олий Мажлиса Республики Узбекистан