Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЗадержали выплаты работнику – как рассчитать проценты за задержку выплат Как трактовать компенсацию за задержку выплаты дохода работнику Не пропустите сроки регистрации чеков онлайн-ККТ за апрель для зачета НДС по ним Как предприятию продать квартиру физическому лицу Как предприятию продать квартиру физическому лицу

Профсоюзы: развиваться и эффективно защищать социальные права трудящихся

07.10.2016

 

Мнение Алии ЮНУСОВОЙ – депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса, члена фракции Народно-демократической партии Узбекистана по законопроекту «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности».

 

В рамках социального партнерства гражданское общество последовательно усиливает свое влияние в государственном строительстве, что предполагает развитие и совершенствование нормативно-правовой базы этого участия. Одним из эффективных институтов гражданского общества являются самые крупные ННО в стране – профессиональные союзы.

 

Надо отметить, что принятый в 1992 году Закон «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» способствовал последовательному развитию профсоюзного движения, обеспечению действенной защиты трудовых, социально-экономических прав и законных интересов работников.

 

Но одновременно с этим приходится констатировать, что Законом не урегулированы отношения, складывающиеся в современных реалиях и механизмах рыночной экономики. Также регламентация Законом вопросов, касающихся создания, регистрации и деятельности профессиональных союзов ориентированы на правоприменительную практику государств с нерыночной и избыточно централизованной системой управления.

 

Помимо этого, положения Закона не в полной мере соответствуют нормам ТК, Законам «Об охране труда», «О негосударственных некоммерческих организациях» и другим законодательным актам, либо полностью не охватывают трудовые, социально-экономические основы профессиональных союзов.

 

При подготовке законопроекта был учтен опыт государств ближнего и дальнего зарубежья, основополагающие положения Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также ратифицированных Узбекистаном Конвенций МОТ:

 

  • Конвенция № 98 о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров;
  • Конвенция № 135 о защите прав представителей трудящихся предприятий и предоставляемых им возможностях;
  • Конвенция № 154 о содействии коллективным переговорам;
  • Ряд положений Конвенции № 87 о свободе объединений и защите права на объединение в профсоюзы.

 

Предлагаемые изменения в Законе предусматривают исключение отдельных, противоречащих законодательству норм, предусматривающих:

 

  • право профсоюзов выдвигать кандидатов в народные депутаты, принимать участие в выборной кампании в их поддержку;
  • право профсоюзов на одностороннее принятие решений (постановлений) 
  • по индивидуальным трудовым спорам;
  • положения, ограничивающие право работодателя по прекращению трудового договора по собственной инициативе в течение двух лет после истечения срока выборных полномочий;
  • гарантии для лиц, избранных в органы профессиональных союзов, предусматривающие дополнительные выплаты и более длительный период для трудоустройства с сохранением заработной платы (до одного года).

 

Помимо этого, во избежание разночтений в правоприменительной практике и обеспечения единообразного исполнения НПА в сфере труда, нормы Закона приводятся в соответствие с положениями ТК, пересматривая:

 

  • необоснованно длительные сроки (один месяц) рассмотрения работодателем представлений профсоюза, которые исчерпывают возможность обжалования факта правонарушения в суде, для которого также установлен срок в один месяц;
  • сроки рассмотрения представлений профсоюзов и предварительного уведомления о массовом высвобождении, не соответствующие положениям ТК;
  • порядок участия профсоюзов в гражданском судопроизводстве, с учетом нововведенных положений приказного производства, включенных в ГПК;
  • порядок запрещения деятельности профсоюзов, не соответствующий положениям Конституции (ст. 62), ГК (ст. 53) и ТК (ст. 21), а также Законам «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан» (ст. 22), «О негосударственных некоммерческих организациях» (ст.ст. 34, 35).

 

Кроме этого, исходя из практики применения норм Закона, с учетом тенденции развития национального законодательства, перспектив имплементации международных стандартов в сфере труда, Закон дополняется отдельными нормами, направленными на:

 

1. Обеспечение гарантии права на объединение, в соответствии с Конституцией (ст. 34), для отдельных категорий работников, в частности, индивидуальных предпринимателей, ремесленников и лиц, выполняющих разовые работы;

 

2. Постепенное внедрение в деятельность профсоюзов общемировых стандартов и законодательного опыта зарубежных стран, предусматривающих создание профсоюзов в определенной отрасли или территории, даже без образования первичных организаций, в то время как, Закон предусматривает схему, согласно которой профсоюзы создаются в организациях, с последующим образованием территориальных и отраслевых объединений; 

 

3. Более эффективную защиту социально-трудовых прав работников частного сектора, в свете реализации Указа Президента от 15.05.2015 г. № УП–4725 «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития», согласно которому с 1 июля 2015г., индивидуальным предпринимателям предоставлено право нанимать до 3-х работников;

 

4. Уточнение и закрепление прав объединений профсоюзов, которые до сих пор отсутствовали в Законе.

 

В соответствии с национальной законодательной техникой:

 

  • пересмотрены несоответствия в узбекской и русской редакциях Закона;
  • устаревшая терминология приводится в соответствие с положениями ТК, Законов «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», «Об образовании», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», а также требований юридической техники;
  • реализация законопроекта не повлечет финансовых расходов и не потребует внесения изменений и дополнений в национальное законодательство.

 

По нашему мнению принятие в предлагаемом формате Закона послужит гарантией свободы профессиональных  союзов в социально-трудовой сфере и будет способствовать:

 

  • эффективной имплементации международных трудовых стандартов, в частности, Конвенций МОТ  в национальное законодательство;
  • созданию необходимой правовой базы для дальнейшего развития профсоюзов, совершенствования правовых и экономических основ их деятельности, а также гарантии их независимости;
  • действенному усилению защиты трудовых и социально-экономических прав граждан;
  • обеспечению законности и укрепления общественного контроля в социально-трудовой сфере.

 

Маъруф Усманов

 

Публикации по теме:

 

Предлагается повысить ответственность за травматизм на работе 

 

От государственного - к общественному 

 

Юридическая клиника профсоюза 



В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-25
  • USD:12689.97 (+0.00) сум
  • EUR:13557.96 (+0.00) сум
  • RUB:137.20 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах