Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Рассмотрено исполнение Госбюджета в 2014 году и первом квартале этого года

05.06.2015

Комментарий Элбека ШУКУРОВА, депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса, члена Комитета по бюджету и экономическим реформам, к отчету Правительства об итогах исполнения Государственного бюджета.

 

Парламентский контроль формирования и исполнения Госбюджета страны является важнейшим и наиболее действенным инструментом сбалансированного учета запросов и интересов всего общества и каждого гражданина с реальными тенденциями развития различных отраслей национальной экономики.

 

Детальные возможности практической реализации данного механизма стали предметом рассмотрения на расширенном заседании профильного Комитета, проведенного 4 июня текущего года по отчету Правительства об итогах исполнения Госбюджета страны в 2014 году и первом квартале 2015 года.

 

Председатель Комитета А. Шадманов отметил, что устойчивое развитие Узбекистана позволило в 2014 году обеспечить необходимые темпы роста экономики и макроэкономическую стабильность, преодолевая трудности и последствия мирового кризиса.

 

Позволю привести ряд данных:

 

Серьезные итоги 2014 года подтвердились в том, что ВВП Узбекистана вырос на 8,1%, при этом производство промышленной продукции на 8,3%, а сельхозпродукции на 6,9%. Еще большими темпами возросли объем подрядного строительства на 10,9%, розничного товарооборота на 14,3%, а платных услуг на 11,4%.

 

В итоге, в прошлом году Госбюджет исполнен в соответствии с Бюджетным кодексом, утвержденными параметрами и уменьшением налогового бремени на экономику, а также с профицитом в размере 0,2% по отношению к ВВП, при этом фактический уровень инфляции не превысил установленных прогнозов, что указывает на экономическую устойчивость страны.

 

Стимулирование деятельности внешних и внутренних инвесторов, создание новых преференций для технического и технологического переоснащения ведущих отраслей экономики, развития жилищного строительства, транспорта и инфраструктурных коммуникаций привело к тому, что объем освоения инвестиций увеличился и реализовано 154 крупных инвестиционных проекта. В стране создано более 500 новых экспорто-ориентированных предприятий, являющихся в основном субъектами малого бизнеса. Положительный баланс внешнеторгового сальдо составил 180 млн долларов.

 

Всесторонняя поддержка и стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства обеспечили рост сегмента в ВВП с 31% в 2000 году до 56,1% (в 2013 году − до 55,8%), в сфере промышленного производства − с 12,9% до 31,1% (в 2013 году – 28,1%).

 

Эффективное выполнение программ трудозанятости населения страны позволило создать около 980 тысяч новых рабочих мест, в основном в регионах Узбекистана.

 

Говоря же о наступившем годе, необходимо отметить, что объем ВВП вырос на 7,5%, производство промпродукции − почти на 7,9%, в том числе объем потребительских товаров − на 11,2%, сельхозпродукции − на 6,3%, строительных работ − на 18,9%.

 

Доходы по исполнению Бюджета за первый квартал вылились в сумму 7 трлн 638,7 млрд сумов, а расходы составили 7 трлн 615,6 млрд сумов, в соотношении с ВВП он исполнен с профицитом 0,1%,сохраняя приоритет развития социальной сферы.

 

Также были заслушаны доклады представителей соответствующих министерств и организаций, в частности Налогового и Таможенного комитетов по вопросам исполнения доходов Госбюджета, Министерства народного образования – по вопросу эффективного освоению в отчетный период бюджетных средств и принятию необходимых мер по устранению недостатков.

 

Было сказано и о недостатках. Отдельные бюджетные организации допустили нецелевое использование средств и финансовые нарушения; из-за несоблюдения платежной дисциплины в некоторых отраслях имеются дебиторская и кредиторская задолженности, а также просроченные задолженности перед бюджетом и др.

 

В ходе выступлений и обсуждения был сделан упор на вопросы соблюдения на местах в рамках требований Бюджетного кодекса хозяйствующими субъектами налогового законодательства, оптимальной реализации созданных в данной сфере льгот и преференций, гармонизации межбюджетных отношений, стабилизации доходной базы местных бюджетов, организации в регионах экономического климата, отвечающего складывающимся мировым и региональным тенденциям, современным рыночным реалиям, стимулирования инвестиционной деятельности. Еще раз была подчеркнута необходимость усиления ответственности в министерствах, ведомствах и хокимиятах по эффективному и целевому использованию выделенных бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины в бюджетных организациях.

 

По итогам заседания принято решение нашего Комитета, которое станет основой для внесения данного вопроса на ближайшее пленарное заседание нижней палаты парламента.

 

Беседовал и записал Маъруф Усманов.

 

Материалы по теме:


Сенаторы утвердили Госбюджет страны на 2014 год

 

Определены важнейшие приоритеты экономического развития страны на 2014 год