В первый день работы тринадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан – 12 декабря 2013 года сенаторы одобрили ряд важнейших законов. Среди них – Закон «Об опеке и попечительстве».
При его рассмотрении сенаторы отметили, что принятие единого, специального закона, объединяющего положения действующих в этой сфере актов законодательства, будет способствовать усилению правовых гарантий защиты прав и законных интересов лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, прежде всего детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, повышению эффективности деятельности органов опеки и попечительства.
Своим мнением на этот счет поделилась одна из разработчиков Закона – депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции Народно-демократической партии Узбекистана Алия ЮНУСОВА:
– Совершенствование законодательной основы института опеки и попечительства, создание эффективных механизмов его применения – одна из потребностей цивилизованного общества в сфере социальной защиты.
До настоящего времени правоотношения, связанные с опекой и попечительством, в основном регулировались Гражданским и Семейным кодексами, Положением об опеке и попечительстве в Республике Узбекистан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров от 12.04.1999 г. № 171, а также отдельными нормативными актами.
Вместе с тем, ни в одном из вышеперечисленных нормативно-правовых актов не давалось определения «органы опеки и попечительства». Были недостаточно урегулированы вопросы и не определены механизмы осуществления опеки и попечительства всех категорий лиц, нуждающихся в этом, особенно лиц, признанных судом недееспособными или ограниченных в дееспособности, совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья. Ограничены и формы устройства лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, которые выходят за пределы предмета регулирования Семейного кодекса Республики Узбекистан.
Проведенный нами анализ действующего законодательства показал, что нормы не только рассредоточены в разных актах, но и не всегда достаточны для правового урегулирования и сопровождения процессов опеки и попечительства. Потребность в данном институте в соответствии с вызовами сегодняшнего дня объясняется необходимостью охватить их содержание общими для всего института принципами.
Следует отметить, что в действующем законодательстве для назначения опеки и попечительства предусмотрен месячный срок. Кроме того, отсутствие определения форм предварительного устройства нуждающихся в опеке и попечительстве лиц влекло за собой нарушение их имущественных прав другими лицами и усугубляло их социальную защиту.
Отсутствовали четкие критерии отбора желающих стать опекунами или попечителями, их предварительная психолого-педагогическая и социальная подготовка, что имеет большое значение для адаптации нуждающихся в опеке и попечительстве и предотвращения возврата подопечных в институциональные учреждения.
Учитывая богатую зарубежную и нашу правовую практику, во исполнение Государственной программы «Год семьи» был разработан законопроект, который после активного обсуждения в обеих палатах, одобрен сенаторами.
Ценное в нем то, что:
определены полномочия государственных органов в области опеки и попечительства;
совершенствуется деятельность органов опеки и попечительства, закрепляются их права, обязанности, а также меры их ответственности;
вводится государственный реестр учета лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве;
внедряются эффективные механизмы установления и осуществления опеки и попечительства;
гарантируется соблюдение прав на достойный уровень жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством;
определяются права подопечных и меры ответственности опекунов и попечителей;
утвержден механизм опеки и попечительства над лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также дееспособными лицами, нуждающимися в попечительстве по состоянию здоровья;
внедряются новые формы устройства лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, такие как предварительная опека для всех категорий указанных лиц;
сформулированы нормы и положения, связанные с хранением и управлением имуществом подопечных.
В целом, данный Закон начинает модернизацию системы опеки и попечительства в Республике, внедряет открытость деятельности органов в этой сфере, обеспечит защиту прав и интересов всех категорий лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве, что чрезвычайно важно в условиях формирования правового государства и справедливого гражданского общества Узбекистане.