Пояснения члена Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по законодательству и судебно-правовым вопросам Полянте СВЕШНИКОВА к рассмотренному в первом чтении проекту закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства»:
- Прежде всего, необходимо отметить, что данный законопроект инициирован группой парламентариев, в том числе и членами нашей фракции УзЛиДеП, исходя из Концепции главы государства и последними изменениями в Основной Закон страны. Его активная подготовка и бурное обсуждение проходило не только в депутатской среде, но и с участием членов Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан (ЦИК) и территориальных избирательных комиссий, специалистов причастных министерств-ведомств, представителей политических сил и гражданского общества.
В случае принятия данного закона, будут внесены правовые новеллы в Закон «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», Бюджетный кодекс (далее - БК) и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности (далее - КоАО), обеспечивающие демократичность формирования ЦИК, определяющие основные принципы ее деятельности, укрепляющие ее независимость, в том числе финансовую, а также устанавливающие административную ответственность за правонарушения в сфере законодательства о выборах и референдуме.
Если говорить подробно, то первая глава законопроекта «Дальнейшее расширение полномочий, укрепление гарантий независимости Центральной избирательной комиссии» раскрывает суть и содержание следующих основных принципов деятельности ЦИК - независимость, законность, коллегиальность, гласность, справедливость:
принцип независимости предполагает осуществление деятельности ЦИК вне влияния и воздействия различных государственных органов, общественных объединений и должностных лиц, не допускает вмешательства в ее деятельность, влечет за собой ответственность в соответствии с законом;
принцип гласности представляет собой открытое проведение заседаний ЦИК, в том числе путем участия в них представителей гражданского общества (политических партий, СМИ и пр.), наблюдателей от других государств, международных организаций и движений.
Исключается норма, предусматривающая прекращение Олий Мажлисом Республики Узбекистан полномочий ЦИК, одновременно сохраняя действующий порядок прекращения парламентом полномочий членов ЦИК, что будет содействовать дальнейшему укреплению гарантии деятельности и независимости ЦИК.
Устанавливаются следующие требования к кандидатам на должность члена ЦИК: гражданство Республики Узбекистан; ценз оседлости - не менее 5 последних лет; возрастной ценз – не моложе 25 лет; наличие высшего образования, опыт работы в организации и проведении выборов, референдума; обладание авторитетом среди общественности.
Одновременно вводится дефиниция категорий лиц, которые не могут быть членами ЦИК: имеющие непогашенную или неснятую судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления; военнослужащие Вооруженных Сил, сотрудники СНБ, других военизированных формирований; профессиональные служители религиозных конфессий.
Несомненно, повышение квалификационных критериев позволит обеспечить избрание наиболее достойных людей, пользующихся общественным авторитетом.
Закрепляется однозначный запрет для членов ЦИК на занятие иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной и педагогической.
Предлагается ввести порядок выдачи удостоверения члена ЦИК (статья 41). При этом предусматривается, что удостоверения Председателя ЦИК и его заместителя подписываются Президентом Республики Узбекистан, а удостоверения других членов ЦИК - Председателем Сената по согласованию со Спикером Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Устанавливаемый порядок вручения удостоверений Председателю ЦИК, его заместителю и членам ЦИК вводится с учетом сложившейся практики, придания ЦИК статуса конституционного органа, а также создания необходимых организационно-правовых гарантий в реализации ЦИК своих полномочий.
Расширяются полномочия ЦИК и ее председателя (статья 5 и 6). При этом предусматривается введение следующих новых полномочий ЦИК:
распределение средств для финансирования участия политических партий в выборах;
осуществление международного сотрудничества (организация встреч с представителями иностранных государств и международных организаций, заключение соглашений, меморандумов о сотрудничестве, участие в наблюдении за выборами в зарубежных странах, в том числе в составе миссий международных организаций, приглашение международных организаций, избирательных органов зарубежных стран для наблюдения за выборами в стране, проведение аккредитации внешних наблюдателей);
укрепление и развитие связей с общественностью и СМИ.
Во второй главе «Укрепление правовых основ финансирования деятельности ЦИК» вносятся изменения в статью 70 («Расходы республиканского бюджета») БК и статью 15 («Финансирование ЦИК») Закона Республики Узбекистан «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», закрепляющие положение о том, что «финансирование ЦИК предусматривается в Государственном бюджете отдельной строкой».
Кроме этого в эту же статью предлагается внести изменение, предусматривающее что, из Республиканского бюджета осуществляются и расходы ЦИК по подготовке и проведению выборов и референдумов, включая финансирование участия политических партий в выборах, окружных и участковых избирательных комиссий. Это соотносится с конституционным статусом ЦИК в целях укрепления ее финансовой независимости при подготовке и проведении выборов за счет средств Госбюджета Республики Узбекистан.
Третья глава устанавливает «Введение административной ответственности за нарушение избирательного законодательства».
В настоящее время предусматривается только уголовная ответственность за нарушение законодательства об организации, проведении выборов или референдума и воспрепятствование осуществлению избирательного права или полномочий доверенных лиц. Между тем, в КоАО нет норм, устанавливающих ответственность за отдельные нарушения выборных законов. Именно поэтому в КоАО предлагаются ввести нормы об ответственности за следующие правонарушения:
незаконное вмешательство в деятельность ЦИК и нижестоящих избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума;
неисполнение решений ЦИК и нижестоящих избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума;
нарушение прав кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии;
нарушение условий и порядка проведения предвыборной агитации, в т.ч. по вопросам, вынесенным на референдум;
распространение заведомо ложных (компрометирующих) сведений о кандидатах, политических партиях;
умышленное уничтожение или повреждение информационных и агитационных материалов в ходе подготовки и проведения выборов или референдума;
нарушение порядка финансирования выборов или референдума;
нарушение порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов или референдума (экзит-полы).
По нашему глубокому убеждению, принятие данного закона с указанными дефинициями и включениями позволит реализовать избранный Узбекистаном курс на дальнейшую демократизацию, выражающийся в наиболее полном обеспечении принципа свободы выбора, транспарентности выборных процессов, реальной независимости ЦИК.
Записал Маъруф Усманов