Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

За невнимание к обращениям последует наказание

04.11.2014

пояснения Тулкуна ТУРСУНОВА и Насимжона  АЛИМОВА, членов фракции УзЛиДеп в нижней палате парламента по обсуждаемому законопроекту «О внесении изменений в статью 144 Уголовного кодекса Республики Узбекистан и статью 43 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности»*

 

Если  поступает обращение в официальный орган, то это означает, что гражданин либо какая-нибудь организация доверяет государству, используя свое конституционное право донести о своих проблемах  или предложениях по улучшению своего или общественного благополучия.

 

Год от года в Узбекистане число обращений в госорганы увеличивается и это свидетельствует о том,  что растет правовое сознание населения и эффективно функционирует  подавляющее большинство  органов власти и управления.

 

Но бывают примеры и бездушного, а порой и преступно халатного отношения со стороны отдельных должностных работников  к поступающим предложениям, заявлениям и жалобам. И именно поэтому депутатами подготовлен законопроект, согласованный в установленном порядке с соответствующими министерствами, ведомствами, организациями, и основные положения которого  предусматривают установление административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства об обращениях, не только граждан, но и юридических лиц, а также   его правоприменения.

 

В настоящее время национальным законодательством установлена лишь административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства об обращениях граждан.  Конкретно говоря,  данные виды ответственности установлены в статье 43 («Нарушение законодательства об обращениях граждан») Кодекса об административной ответственности (КоАО) и статье 144 («Нарушение законодательства об обращениях граждан») Уголовного кодекса (УК).

 

Нужно иметь ввиду, что действующие диспозиции указанных статей КоАО и УК не охватывают противоправные деяния, совершаемые при рассмотрении обращений разного рода юрлиц, что усугубляет положение, связанное с обеспечением законности при рассмотрении госорганами и иными организациями таких обращений.

 

С учетом этого, в законопроекте предусмотрено внесение соответствующих изменений и дополнений в статью 43 КоАО и статью 144 УК, устанавливающих, соответственно, административную и уголовную ответственность за нарушения при рассмотрении обращений юридических лиц. Поэтому диспозиция новой редакции указанных статей наряду с гражданами, также предусматривает обращения юридических лиц, рассмотрение которых с нарушением  законодательства Узбекистана также влечет за собой ответственность.

 

По нашему убеждению принятие предлагаемого законопроекта  позволит создать эффективные правовые механизмы обеспечения законности и верховенства закона при рассмотрении обращений, как граждан (а также лиц без гражданства и иностранных граждан), так и юридических лиц. Кроме этого, появится возможность восполнить правовой пробел в регулировании общественных отношений, возникающих при рассмотрении госорганами и иными организациями обращений юрлиц, что позволит  перестроить работу госорганов и иных организаций с обращениями, поскольку законопроектом вносятся существенные коррективы и уточнения в действующий порядок рассмотрения и разрешения обращений граждан, а, значит, создаст дополнительные гарантии  защиты  прав и свобод граждан и законных интересов юридических лиц.

 

Немаловажным является и то, что, как показали анализ действующей в данной области нормативной базы и  предварительные расчеты, принятие указанного законопроекта не потребует выделения дополнительных денежных средств из  Государственного бюджета Республики Узбекистан.

 

 

 Беседовал и  записал Маъруф Усманов.

 

 

* размещен на сайте www.norma.uz