Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Закон Республики Узбекистан

30.10.2012

Проект

 

О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗАХ

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных c реализацией гражданами права на объединение в профессиональные союзы (далее – профсоюзы), созданием и деятельностью профсоюзов, обеспечением их прав и гарантий, участием профсоюзов в социальном партнерстве в сфере труда.

 

Статья 2. Законодательство о профсоюзах

Законодательство о профсоюзах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о профессиональных союзах, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

Положения настоящего Закона, в том числе права и гарантии деятельности профсоюзов, распространяются на все первичные профсоюзные организации, объединения профсоюзов, а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей.

Особенности применения настоящего Закона в Вооруженных Силах, органах внутренних дел, службах национальной безопасности Республики Узбекистан, внутренних войсках и других воинских формированиях определяются законодательством об этих формированиях.

 

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, учебы, создаваемое в целях представительства и защиты их трудовых и социально-экономических прав и интересов;

член профсоюза – физическое лицо, состоящее в профсоюзе;

первичная профсоюзная организация – добровольное объединение членов профсоюза, работающих и обучающихся, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании устава соответствующего профсоюза либо положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;

профсоюзный орган – орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации для обеспечения защиты и представительства интересов членов, реализации целей и задач, обусловленных уставами;

объединение профсоюзов – добровольное объединение профсоюзных организаций, созданное в целях координации и достижения единства в реализации и защите  трудовых, социально-экономических прав и интересов работников;

профсоюзный представитель – лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;

профсоюзная деятельность – добровольная, общественная деятельность членов профсоюза, связанная общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, направленная на представительство и защиту трудовых и социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов;

социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (профсоюзами и иными представительными органами работников), работодателями (представителями работодателей), государственными органами, направленная на обеспечение согласования интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования трудовых, социально-экономических отношений.

 

Статья 5. Право на объединение в профсоюзы

Граждане Республики Узбекистан, достигшие минимального возраста, установленного Трудовым кодексом Республики Узбекистан для приема на работу, имеют право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Республики Узбекистан трудовую (профессиональную) деятельность или обучающиеся в высших или средних специальных образовательных учреждениях, могут состоять в профсоюзах, образованных в Республике Узбекистан, за исключением случаев, установленных законами или международными договорами Республики Узбекистан.

Членами профсоюзов могут быть лица, работающие по трудовому договору (контракту), лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также обучающиеся в высших или средних специальных образовательных учреждениях (далее – работники).

Вступление в профсоюз осуществляется на основании заявления.

Не допускается воспрепятствование осуществлению права граждан на объединение в профсоюзы.

Члены профсоюза, работающие на одном предприятии, в учреждении, в одной организации (далее – организация), а также обучающиеся в высших или средних специальных образовательных учреждениях, вправе создавать первичные профсоюзные организации.

Условия и порядок приёма в члены профсоюза определяются уставами соответствующих профсоюзов.

Уставами может быть предусмотрено ограничение относительно двойного членства в профсоюзах.

Профсоюзы имеют право создавать по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику, территориальные, отраслевые и республиканские объединения.

 

Статья 6. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам

Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения трудовых и социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантированных законодательством.

Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также прекращение трудового договора принадлежностью к определенному профсоюзу, вступлением или выходом из него.

Лицо, считающее, что оно подверглось дискриминации по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам, может обратиться в суд с заявлением об устранении дискриминации и возмещении нанесенного ему материального и морального вреда.

 

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ПРОФСОЮЗОВ

 

Статья 7. Создание профсоюзных организаций и объединений

Первичные профсоюзные организации создаются по инициативе работников, а объединения профсоюзов – по инициативе первичных профсоюзных организаций и их объединений.

Инициаторы создания профсоюзных организаций и объединений созывают учредительный съезд (конференцию, курултай) или общее собрание, на котором принимается устав и образуются руководящие органы.

Профсоюзы и их объединения считаются созданными и приобретают права юридического лица с момента их государственной регистрации.

 

Статья 8. Устав профсоюза

Учредительным документом профсоюзной организации или объединения является устав.

Устав профсоюзной организации или объединения должен предусматривать:

наименование и место нахождения профсоюза;

цели и задачи профсоюза;

категории и профессиональные группы объединяемых работников;

территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность;

условия и порядок образования профсоюза;

условия принятия в члены профсоюзной организации или объединения и выхода из него;

права и обязанности членов профсоюзной организации или объединения;

структуру, порядок образования, компетенцию и место нахождения профсоюзных органов, сроки их полномочий;

порядок уплаты вступительных и членских взносов и их размеры;

источники формирования денежных средств и иного имущества профсоюзной организации или объединения;

порядок управления имуществом профсоюзной организации или объединения;

порядок реорганизации и ликвидации профсоюзной организации или объединения;

порядок внесения изменений и дополнений в устав.

Устав профсоюзной организации или объединения может содержать описание их символики.

В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности профсоюзной организации или объединения, не противоречащие законодательству.

Требования устава профсоюзных организаций и объединений обязательны для профсоюзных организаций и объединений и их членов.

 

Статья 9. Государственная регистрация профсоюзов

Государственная регистрация профсоюзов, их объединений осуществляется органами юстиции в порядке, установленном законодательством.

Первичные профсоюзные организации подлежат постановке на учет в соответствии с законодательством.

 

Статья 10. Документы, требуемые для государственной регистрации профсоюзов

Для государственной регистрации профсоюзов в регистрирующий орган представляются следующие документы:

заявление, подписанное членами руководящего органа данного профсоюза, с указанием фамилии, имени, отчества, года, места рождения, места жительства и адреса каждого члена руководящего органа;

устав профсоюза в двух экземплярах;

протокол учредительного съезда (конференции, курултая) или учредительного собрания, в котором обязательно должны содержаться сведения о создании профсоюза, членах руководящего органа, об утверждении его устава, о формировании руководящего и других органов;

банковский платежный документ об уплате регистрационного сбора.

Документы представляются на государственную регистрацию в течение двух месяцев со дня принятия устава профсоюза учредительным съездом (конференцией, курултаем) или учредительным собранием.

 

Статья 11. Решение о государственной регистрации профсоюзов

Орган юстиции, принявший документы для государственной регистрации профсоюзов, в двухмесячный срок рассматривает и принимает решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации профсоюзов и выдает в течение трех дней с момента принятия решения свидетельство о государственной регистрации либо документ с указанием конкретных положений законодательства, нарушение которых повлекло отказ в государственной регистрации.

Изменения и дополнения, вносимые в уставы профсоюзов, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация самих профсоюзов.

 

Статья 12. Символика профсоюзов

Профсоюзы могут иметь флаг, эмблему, вымпел и другую символику. Символика профсоюза не должна повторять государственные или религиозные символы.

Символика профсоюза утверждается его руководящим органом в соответствии с уставом и подлежит государственной регистрации в органах юстиции.

 

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗОВ

 

Статья 13. Имущество профсоюзов

Профсоюзы могут иметь в собственности здания, сооружения, жилые помещения, оборудование, инвентарь, денежные средства, в том числе в иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Профсоюзы отвечают по своим обязательствам своим имуществом, на которое в соответствии с законодательными актами может быть обращено взыскание.

 

Статья 14. Источники формирования имущества профсоюзов

Источниками формирования имущества профсоюзов могут быть:

вступительные и ежемесячные членские взносы;

благотворительные пожертвования;

поступления от производственно-хозяйственной, издательской и другой деятельности;

иные средства, не запрещенные законодательством.

 

Статья 15. Предпринимательская и иная деятельность профсоюзов

Профсоюзы в соответствии с законодательством могут заниматься предпринимательской деятельностью в пределах, соответствующих их уставным целям.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться профсоюзами при наличии соответствующих лицензий.

 

Статья 16. Использование имущества профсоюзов

Имущество профсоюзов используется для выполнения их уставных целей и задач.

Порядок использования имущества профсоюзов определяется законодательством и уставами профсоюзов.

 

Статья 17. Налогообложение профсоюзов

Профсоюзы уплачивают налоги и другие обязательные платежи, а также пользуются льготами, установленными законодательством.

 

ГЛАВА 4. ПРАВА ПРОФСОЮЗОВ

 

Статья 18. Основные права профсоюзов

Профсоюзы вправе:

участвовать в решении трудовых и социально-экономических вопросов;

участвовать в разработке проектов законов и иных нормативно-правовых актов в сфере труда и социальной защиты населения;

представлять и защищать трудовые, социально-экономические права и интересы работников;

вести коллективные переговоры, заключать коллективные договоры, коллективные соглашения и осуществлять контроль за их выполнением;

содействовать обеспечению занятости населения;

принимать меры, направленные на социальную защиту работников;

запрашивать информацию от субъектов трудовых отношений по вопросам труда и социально-экономического развития;

защищать права и интересы работников в сфере охраны труда и окружающей природной среды;

осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда;

защищать интересы работников при рассмотрении трудовых споров;

участвовать в разработке проектов международных договоров в сфере труда и социально-экономического развития.

 

Статья 19. Право профсоюзов на участие в решении трудовых и социально-экономических вопросов

Первичные профсоюзные организации, территориальные, отраслевые, республиканские объединения профсоюзов принимают участие в решении вопросов обеспечения занятости населения, защиты высвобождаемых работников, а также трудовых и социально-экономических вопросов соответственно на уровне организации, территории, отрасли, республики.

 

Статья 20. Право профсоюзов на участие в разработке проектов законов и иных нормативно-правовых актов в сфере труда и социальной защиты населения

Профсоюзы вправе участвовать в разработке проектов законов и иных нормативно-правовых актов в сфере труда и социальной защиты населения.

Нормативно-правовые акты в сфере труда и социальной защиты населения принимаются государственными органами с учетом предложений, поступивших от Совета Федерации профсоюзов Узбекистана.

 

Статья 21. Право профсоюзов на представительство и защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов работников

Профсоюзы и их органы представляют и защищают права и интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений.

Профсоюзы защищают право работников свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законодательством минимального размера заработной платы.

Системы оплаты труда, премии, доплаты, надбавки, поощрительные выплаты, иные положения, затрагивающие права и интересы работников (условия труда, занятости, социальные гарантии и др.), устанавливаются работодателями, их объединениями по согласованию с органами соответствующих профсоюзов, иными представительными органами работников и закрепляются в коллективных договорах и коллективных соглашениях либо иных локальных актах предприятия.

Профсоюзные представители в целях реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места работников, чьи интересы они представляют.

Профсоюзы вправе запрашивать и получать справки и иные документы, необходимые для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов работников, из государственных и иных органов, а также организаций, которые обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать профсоюзам запрошенные ими документы или их заверенные копии.

 

Статья 22. Права профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и коллективных соглашений и осуществление контроля за их выполнением

Профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и коллективных соглашений от имени работников, интересы которых они представляют.

Если со стороны работников выступают одновременно несколько представительных органов работников, ими формируется объединенный представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения коллективного договора или коллективного соглашения.

Для заключения, изменения и дополнения коллективного договора, коллективного соглашения проводятся переговоры между работодателем, объединением работодателей (их представителями) и профсоюзами или иными представительными органами работников. В необходимых случаях в переговорах участвуют органы исполнительной власти. Работодатели, органы исполнительной власти обязаны вести переговоры по трудовым и социально-экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами либо иными представительными органами работников.

Запрещается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и коллективных соглашений от имени работников лицами, представляющими работодателя.

Профсоюзы вправе осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров и коллективных соглашений.

В случае нарушения работодателями, их объединениями, органами исполнительной власти условий коллективного договора, коллективного соглашения профсоюзы и их органы вправе направлять им представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок. В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок, разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством.

 

Статья 23. Права профсоюзов в области содействия занятости населения

Профсоюзы вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите высвобождаемых работников, осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства о занятости.

Работодатель своевременно, не менее чем за два месяца, представляет соответствующему профсоюзному органу или иному органу, представляющему интересы работников, информацию о возможном массовом высвобождении работников и проводит консультации, направленные на смягчение последствий высвобождения.

Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов государственной власти на местах предложения о приостановлении на срок до шести месяцев решения о массовом высвобождении работников с одновременной частичной или полной компенсацией потерь, вызванных этой отсрочкой.

Прекращение трудового договора по инициативе работодателя не допускается без предварительного согласия профсоюзного комитета или иного представительного органа работников, если такое согласие предусмотрено коллективным договором или коллективным соглашением, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Узбекистан.

 

Статья 24. Права профсоюзов в сфере социальной защиты работников

Права профсоюзов в области социального страхования, условий и охраны труда, охраны здоровья работников, обеспечения безопасности на производстве, улучшения жилищных условий, удовлетворения культурных интересов, пенсионного обеспечения, других видов социальной защиты работников регулируются законодательством.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, а также вправе их осуществлять.

 

Статья 25. Право профсоюзов на получение информации от субъектов трудовых отношений по вопросам труда и социально-экономического развития

Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от субъектов трудовых отношений информацию по вопросам труда и социально-экономического развития.

Профсоюзы вправе обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, а также государственных органов.

Профсоюзы вправе обращаться в государственные органы и к их должностным лицам с запросом на получение информации по вопросам труда и социально-экономического развития. Ответ на запрос профсоюза должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее тридцати дней с даты получения запроса, если иное не установлено законодательством. В случае если государственный орган или должностное лицо не обладают запрашиваемой информацией, они обязаны в срок не более семи дней с даты получения запроса сообщить об этом профсоюзу, а также по возможности сообщить наименование государственного органа или должностного лица, обладающих такой информацией.

 

Статья 26. Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды

Профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, а также в разработке нормативно-правовых и других актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профессиональных заболеваний и экологической безопасности.

Профсоюзы вправе участвовать в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах, а также в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов, в выявлении причин нарушений охраны труда, расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, заседаниях врачебно-трудовой экспертной комиссии.

 

Статья 27. Право профсоюзов по осуществлению общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда

Профсоюзы имеют право на осуществление общественного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами трудового законодательства и правил охраны труда и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.

Для осуществления общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми соответствующими профсоюзами.

Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении общественного контроля взаимодействуют с государственными органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда.

Профсоюзные инспекторы труда вправе беспрепятственно посещать организации, в которых трудятся работники, чьи интересы они представляют, для изучения состояния соблюдения трудового законодательства и правил охраны труда, а также выполнения работодателями условий коллективного договора и коллективного соглашения.

Профсоюзные инспекторы труда вправе направлять работодателям представления об устранении нарушений трудового законодательства и правил охраны труда, причин этих нарушений и условий, им способствующих, обязательные для рассмотрения.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения представления об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

В случае выявления фактов нарушения трудового законодательства и правил охраны труда, сокрытия несчастных случаев на производстве профсоюзные инспекторы труда вправе обращаться в органы управления либо к должностным лицам этих организаций, наделенным правом применения дисциплинарных взысканий, и(или) в государственные органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда, по вопросу привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

 

Статья 28. Права профсоюзов на защиту интересов работников при рассмотрении трудовых споров

Профсоюзы участвуют в работе комиссий по трудовым спорам, порядок создания и деятельности которых определяется законодательством.

Профсоюзы вправе требовать устранения нарушений законодательства о труде, обращаться в суд с заявлением о защите трудовых прав работников.

Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров.

 

Статья 29. Право профсоюзов на участие в разработке проектов международных договоров Республики Узбекистан в сфере труда и социально-экономического развития

Профсоюзы, их объединения имеют право участвовать в разработке проектов международных договоров Республики Узбекистан, затрагивающих трудовые, социально-экономические права и интересы работников.

 

ГЛАВА 5. ГАРАНТИИ ПРАВ ПРОФСОЮЗОВ

 

Статья 30. Независимость профсоюзов

Профсоюзы не зависимы в своей деятельности от государственных органов, органов хозяйственного управления, органов самоуправления граждан, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных организаций, им не подотчетны и не подконтрольны.

Профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, курултаи, пленумы, съезды и другие мероприятия.

Профсоюзы могут осуществлять виды деятельности, не запрещенные законодательством и соответствующие целям, предусмотренным их уставами.

Профсоюзы в соответствии со своими уставными целями и задачами имеют право сотрудничать с профсоюзами других стран, по своему выбору вступать в международные и другие профсоюзные объединения и организации.

 

Статья 31. Гарантии имущественных прав профсоюзов

Государство гарантирует неприкосновенность и защиту права собственности профсоюзов.

Профсоюзы самостоятельно распоряжаются своим имуществом.

Банковские учреждения не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств профсоюзов и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения их права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Собственность профсоюзов неприкосновенна и охраняется законом. Профсоюзы вправе обжаловать в судебном порядке решение о национализации, реквизиции или конфискации имущества.

 

Статья 32. Гарантии деятельности профсоюзов

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов профсоюзов, определяет формы и условия их поддержки.

Должностные лица государственных органов и работодатели обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности. Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности профсоюзов запрещается.

Не допускается прекращение деятельности профсоюзов по инициативе должностных лиц государственных органов, работодателей или уполномоченных ими лиц.

Должностные лица государственных органов, работодатели, уполномоченные ими лица, совершившие действия, указанные в частях второй и третьей настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Государство может оказывать поддержку деятельности профсоюзов в форме субсидий, грантов, социальных заказов и в иных формах в соответствии с законодательством.

Юридические и физические лица могут оказывать финансовую или иную поддержку деятельности профсоюзов, не запрещенную законодательством.

 

Статья 33. Трудовые гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов

Работникам, входящим в состав профсоюзных органов, гарантируется защита от преследований в какой-либо форме со стороны работодателя в связи с осуществлением ими профсоюзной деятельности.

Наложение дисциплинарных взысканий, прекращение трудового договора по инициативе работодателя с работниками, избранными в состав профсоюзных органов и не освобожденными от производственной работы, а также прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя с работниками, избиравшимися в состав профсоюзных органов в течение двух лет, после окончания их выборных полномочий не допускаются без предварительного согласия местного органа по труду.

Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – другая равноценная работа (должность).

При невозможности предоставления работникам, избиравшимся в профсоюзные органы, соответствующей работы (должности) они пользуются льготами, предусмотренными законодательными актами или коллективными договорами и коллективными соглашениями.

 

Статья 34. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности профсоюзов

Работодатель обязан:

соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности;

до принятия решений, затрагивающих интересы работников, проводить консультации с первичными профсоюзными организациями, а в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными актами о труде, – получать их согласие;

своевременно рассматривать предложения первичных профсоюзных организаций и мотивированно сообщать им в письменной форме о принятых решениях;

беспрепятственно допускать представителей выборных профсоюзных органов к рабочим местам работников, чьи интересы они представляют;

бесплатно предоставлять первичным профсоюзным организациям необходимую информацию по вопросам деятельности организации, другим трудовым, социально-экономическим вопросам;

обеспечивать необходимые условия для выполнения первичными профсоюзными организациями их функций;

отчислять первичным профсоюзным организациям средства в размере, установленном коллективным договором и коллективным соглашением.

Работодатель несет и другие предусмотренные нормативно-правовыми актами о труде обязанности по отношению к профсоюзам и их органам.

 

Статья 35. Гарантии защиты прав профсоюзов от неправомерных решений государственных органов, действий (бездействия) их должностных лиц

Профсоюзы имеют право обжаловать неправомерные решения государственных органов, действия (бездействие) их должностных лиц вышестоящему в порядке подчиненности органу или в суд.

Вред, причиненный профсоюзу в результате неправомерных решений государственных органов, действий (бездействия) их должностных лиц, подлежит возмещению на основании решения суда.

 

ГЛАВА 6. УЧАСТИЕ ПРОФСОЮЗОВ В СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В СФЕРЕ ТРУДА

 

Статья 36. Взаимоотношения между профсоюзами и работодателями, государственными органами, органами самоуправления граждан, общественными объединениями и иными организациями

Отношения профсоюзов с работодателями, государственными органами, органами самоуправления граждан, общественными объединениями и иными организациями строятся на основе социального партнерства и системы коллективных договоров и коллективных соглашений.

Профсоюзы вправе осуществлять взаимодействие с работодателями, государственными органами, органами самоуправления граждан, общественными объединениями и иными организациями по вопросам защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов работников, социального страхования, занятости населения, пенсионного обеспечения и охраны здоровья граждан, санаторно-курортного лечения, а также для решения других уставных задач.

 

Статья 37. Основные принципы социального партнерства в сфере труда

Основными принципами социального партнерства в сфере труда являются:

законность;

полномочность представителей сторон;

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

свобода выбора и обсуждения вопросов в социально-трудовой сфере;

добровольность принятия обязательств;

реальность обеспечения принимаемых обязательств;

обязательность выполнения сторонами принятых обязательств;

систематичность контроля;

неотвратимость ответственности.

 

Статья 38. Формы участия профсоюзов в социальном партнерстве

Профсоюзы участвуют в социальном партнерстве посредством:

проведения коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, коллективных соглашений и их заключения;

взаимных консультаций сторон соглашений по вопросам регулирования трудовых и социально-экономических отношений;

участия в решении трудовых и социально-экономических вопросов организации;

участия в разрешении трудовых споров.

 

Статья 39. Стороны социального партнерства в сфере труда

Сторонами социального партнерства в сфере труда являются:

работники в лице профсоюзов или иных уполномоченных ими представителей;

работодатели в лице уполномоченных ими в установленном порядке представителей;

государственные органы.

 

Статья 40. Органы социального партнерства в сфере труда

Для обеспечения регулирования трудовых и социально-экономических отношений, ведения коллективных переговоров (консультаций) и подготовки коллективных договоров и коллективных соглашений, их заключения, а также для организации контроля за их выполнением на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии, наделенные необходимыми полномочиями.

На республиканском уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия по регулированию трудовых и социально-экономических отношений. Членами данной комиссии являются представители республиканских объединений профсоюзов, республиканских объединений работодателей и Кабинета Министров Республики Узбекистан.

На отраслевом уровне образуются постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию трудовых и социально-экономических отношений. Членами данных комиссий являются представители отраслевых объединений профсоюзов (иных отраслевых объединений работников), отраслевых объединений работодателей, а также представители Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

На территориальном (региональном) уровне образуются постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию трудовых и социально-экономических отношений. Членами данных комиссий являются представители территориальных объединений профсоюзов (иных территориальных объединений работников), территориальных объединений работодателей, а также представители органов исполнительной власти на местах.

На локальном уровне для ведения коллективных переговоров образуются двусторонние комиссии из представителей профсоюзного комитета (иного представительного органа работников), а также представителей работодателя.

 

ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 41. Реорганизация и ликвидация профсоюзов

Реорганизация и ликвидация профсоюзов осуществляются по решению руководящего органа в порядке, определяемом учредительным документом, или по решению суда.

Реорганизация и ликвидация профсоюзов осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством.

 

Статья 42. Ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах

Лица, виновные в нарушении законодательства о профсоюзах, несут ответственность в установленном порядке.

 

Статья 43. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов

Признать утратившими силу:

1) Закон Республики Узбекистан от 2 июля 1992 года N 638-ХII «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., N 9, ст. 344; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2002 г., N 1, ст. 20);

2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 2 июля 1992 года N 639-XII «О введении в действие Закона Республики Узбекистан «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., N 9, ст. 345);

3) раздел I Закона Республики Узбекистан от 7 декабря 2001 года N 320-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 2002 г. , N 1, ст. 20).

 

Статья 44. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

 

 Президент

 Республики Узбекистан

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_