Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Что изменится в системе государственных финансов

01.05.2018

 

Министерством финансов разработан проект Концепции совершенствования системы государственных финансов Республики Узбекистан. Его общественное обсуждение на портале СОВАЗ продлится до 15 мая. Предлагаем ознакомиться с содержанием проекта.

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

совершенствования системы государственных финансов Республики Узбекистан

 

В обращении Президента Республики Узбекистан к Парламенту 22 декабря 2017 года отмечена необходимость пересмотра бюджетной системы, обеспечения прозрачности доходов и расходов бюджета, особого внимания к интересам народа при принятии решений в области бюджета.

 

В предыдущем году приняты действенные меры по расширению полномочий органов государственной власти на местах в формировании местных бюджетов, обеспечивающих повышение их заинтересованности и ответственности за расширение доходной базы местных бюджетов и выявлению резервов, а также повышению прозрачности и усилению общественного контроля за бюджетным процессом, совершенствованию механизма бюджетного финансирования и укреплению бюджетной дисциплины, обеспечению устойчивости Государственного бюджета.

 

Вместе с тем действующая система государственных финансов не отвечает современным требованиям и не позволяет осуществлять объективную и достоверную оценку проводимой бюджетной политики, бюджетных расходов в увязке с принятыми на среднесрочный период Государственными программами, слабо внедряется международно признанные методы бюджетного планирования.

 

Во-первых, отсутствует взаимосвязь бюджетных ассигнований с программами развития, бюджетные средства предоставляются на основе индексации бюджетных ассигнований прошлых лет в условиях низкой формализации механизмов перераспределения бюджетных ресурсов и отсутствия четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий.

 

Действующая система планирования бюджета ориентирована на сбалансированное исполнение годового бюджета. Однако, в плане обеспечения макроэкономической стабильности, реализации программ развития экономики и социальной сферы, предсказуемости фискальной политики, потенциал годового планирования сильно ограничен. Распорядители и получатели бюджетных средств не могут прогнозировать свои перспективные планы за пределами планируемого года.

 

При годовом планировании фискальная дисциплина возможна в смысле достижения результатов близких к плановым. Однако, выгоды от такой фискальной дисциплины ограничены годовым сроком. Можно соблюсти плановый годовой бюджет в части доходов и расходов, но в итоге в среднесрочном периоде столкнуться с дефицитом. Это связано с отсутствием среднесрочных макроэкономических прогнозов и их оценки влияния на бюджетные поступления.

 

В бюджетном планировании слабой остается увязка текущего бюджета с Государственными программами развития. Реализуемые в рамках данных программ проекты (строительство новых мощностей, обеспечение оборудованием действующих объектов) после ввода в действие требуют расходов на их текущее содержание. Однако, при годовом планировании бюджета, не исключены случаи, когда, ввод в действие новых объектов не согласован с прогнозом бюджета, то есть в нем не учитываются расходы на их текущее содержание.

 

Ограничены полномочия и, следовательно, ответственность распорядителей бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета. Управление бюджетом сводится главным образом к контролю соответствия фактических и плановых показателей, что не дает четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критерии оценки реализуемых программ министерств и ведомств – распорядителей бюджетных средств.

 

Преобладает внешний контроль за соответствием кассовых расходов к плановым показателям, при отсутствии процедур и методологии внутреннего аудита за эффективностью и результативностью использования бюджетных средств.

 

Во-вторых, бюджетное планирование не стало действенным инструментом макроэкономического регулирования, из-за сильной фрагментации системы государственных финансов.

 

Внебюджетные фонды 36 министерств и ведомств, сумма поступлений которых составляет около 1,5 % к ВВП, а также социально-инфраструктурные проекты, финансируемые за счет средств международных финансовых институтов в объеме расчетно 2 % к ВВП, не отражаются в консолидированном Государственном бюджете.

 

В-третьих, существующие механизмы формирования Государственного бюджета не позволяют охватывать все проблемные вопросы регионального развития.

 

Из Государственного бюджета на протяжении многих лет не выделялось достаточных средств на улучшение инженерно-коммуникационной инфраструктуры сельских районов, в том числе обеспечение их питьевой водой и строительством сельских дорог, что повлияло на уровень жизни населения, проживающего в труднодоступных
и отдаленных местностях.

 

Из-за чрезмерной централизации планирования бюджета не наблюдается чувство персональной ответственности местных органов власти за реализацию проектов по социально-экономическому развитию регионов, принимаются решения по расходным обязательствам без учета возможностей их финансирования.

 

До сих пор на недостаточном уровне подотчетность руководителей органов исполнительной власти на местах перед населением и Кенгашами народных депутатов в сфере формирования и исполнения местных бюджетов.

 

Органы государственной власти на местах слабо заинтересованы в повышении финансовой самостоятельности путем расширения налогового потенциала за счет содействия развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, созданию новых рабочих мест и обеспечению занятости населения, а также не принимают активного участия в планировании и оптимизации расходов.

 

В-четвертых, не внедрены инновационные механизмы и подходы в процесс формирования, планирования и исполнения государственного бюджета, в обеспечении прозрачности бюджетного процесса.

 

Несмотря на развитие технологической инфраструктуры, неполная автоматизация бюджетного процесса влечет за собой неудобства и излишние затраты времени и ресурсов.

 

В-пятых, отсутствие рынка государственных ценных бумаг, его инфраструктуры и других современных инструментов не позволяет мобилизовать неинфляционные источники покрытия дефицита государственного бюджета и финансировать целевые государственные программы;

 

В-шестых, действующая пенсионная система не обеспечивает максимально благоприятные условия для социальной защиты граждан в старости, порядок определения размера пенсии не стимулирует граждан на уплату страховых взносов, ослаблена связь между размером пенсии и трудовым вкладом работника, увеличивается нагрузка по пенсионным выплатам, отсутствует четкое распределение ответственности по внесению обязательных взносов в Пенсионный фонд между работодателем и работником.

 

В этой связи следует кардинально пересмотреть систему государственных финансов и повысить результативность использования бюджетных средств, реформировать систему пенсионного обеспечения путем внедрения международно признанных методов бюджетного планирования, современных информационно-коммуникационных технологий и вовлечения граждан в управлении государственными финансами.

 

1. В целях решения поставленных задач определить следующие основные направления совершенствования бюджетной политики, сформированные исходя из приоритетов, определенных Президентом Республики Узбекистан и Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:

 

а) в области совершенствования бюджетного планирования и качественного исполнения государственного бюджета, внедрение в бюджетный процесс инновационных механизмов и подходов:

 

внедрение, начиная с проекта Государственного бюджета на 2019 – 2021 годы, среднесрочного бюджетного планирования, предусматривающее утверждение годового бюджета на следующий год и бюджетных основ на последующие 2 года;

 

поэтапная переориентация бюджетного процесса от «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ассигнований и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственных, отраслевых и территориальных программ;

 

расширение самостоятельности участников бюджетного процесса, в частности расширение полномочий министерств – распорядителей бюджетных средств по формированию бюджета и переориентации с «освоения» ежегодно выделяемых бюджетных ассигнований на достижение конкретных и измеримых результатов путем дополнения их функцией по рассмотрению бюджетного запроса подведомственных организаций, финансируемых из местных бюджетов, а также введение в практику защиты в Олий Мажлисе Республики Узбекистан отраслевого бюджета соответствующими министерствами;

 

полную автоматизацию процесса составления и представления бюджетного запроса, смет расходов и штатных расписаний бюджетных организаций;

 

финансовую подотчетность бюджетных организаций, финансируемых из местных бюджетов также вышестоящим министерствам и ведомствам;

 

внесение проекта Государственного бюджета в формате функциональной и агрегированной экономической классификации, Государственных программ и программ развития;

 

внедрение принципов оценки эффективности бюджетных расходов на инвестиции на основе «Оценки управления государственными инвестициями» (Public investment management assessment);


установление бюджетных правил на среднесрочную перспективу, в том числе установления предельных размеров государственного долга и дефицита Государственного бюджета.

 

б) в области консолидации государственных средств:

 

ликвидация Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Республиканского дорожного фонда при Кабинете Министров Республики Узбекистан, внебюджетного Фонда развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан, Фонд «Чистая питьевая вода» при Министерстве финансов Республики Узбекистан и других малоэффективных фондов с планированием и осуществлением расходов ликвидируемых фондов за счет средств Государственного бюджета путем внедрения программно-целевых методов финансирования инфраструктурных и инвестиционных проектов;

 

критическое изучение внебюджетных фондов министерств и ведомств, формируемых за счет отчислений от государственных пошлин, сборов и неналоговых платежей, административных и финансовых санкций на предмет их целесообразности и обеспечения единства Государственного бюджета;

 

включение в консолидированный бюджет республики Узбекистан доходов и расходов внебюджетных фондов министерств и ведомств, а также социально-инфраструктурных проектов, финансируемых за счет средств международных финансовых институтов.

 

в) в области совершенствования межбюджетных отношений, повышения заинтересованности органов государственной власти на местах в расширении налогового потенциала регионов, а также участия в планировании расходов:

 

закрепление в полном объеме за местными бюджетами поступлений налога на прибыль юридических лиц, единого налогового платежа, фиксированного налога по отдельным видам предпринимательской деятельности, налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа, налога на имущество юридических лиц, налога на имущество физических лиц, земельного налога с юридических лиц, земельного налога с физических лиц, налога за пользование водными ресурсами, а также налога за пользование недрами по нерудным полезным ископаемым;

 

распределение между республиканским бюджетом и местными бюджетами в равных долях налога на доходы физических лиц;

 

закрепление нормативов отчислений от налогов и других обязательных платежей, оставляемых местным бюджетам районов и городов на среднесрочный бюджет (без их снижения) независимо от выявленных дополнительных источников доходов в базовом году;

 

передачу из республиканского бюджета Республики Узбекистан в республиканский бюджет Республики Каракалпакстан, областные бюджеты областей и городской бюджет города Ташкента отдельные расходные полномочия по финансированию учреждений среднего специального и профессионального образования, институтов по переподготовке и повышению квалификации педагогов, информационно-ресурсных центров, музеев, выставочных залов, театров, филармонии, музыкальных ансамблей, территориальных подразделений органов государственного управления, в том числе налоговых и финансовых органов, органов по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, управлений ЦССПО и др.;

 

введение порядка осуществления расходов местных бюджетов, на основе утвержденных местными Кенгашами народных депутатов среднесрочных программ развития регионов, обеспеченных конкретными источниками финансирования;

 

обеспечение ведения бюджетного учета бесхозяйного имущества, имущества, обращенного в доход государства, с проведением их оценки по рыночным механизмам;

 

предоставление права местным органам власти размещать на депозиты коммерческих банков свободные средства от дополнительных источников местных бюджетов и организацию лотерей.


г) в области обеспечения бюджетной прозрачности и вовлечение граждан в бюджетный процесс:

 

активное вовлечение граждан в процесс формирования Государственного бюджета страны путем обеспечения прозрачности бюджетного процесса, и внедрения «партисипаторного бюджетирования (participatory budgeting)»;

 

внедрение в практику подготовки «Бюджета для граждан» начиная с проекта Государственного бюджета и Концепции совершенствования налогово-бюджетной политики на 2019 – 2021 годы;

 

гармонизации бюджетного учета с международными стандартами финансовой отчетности в государственном секторе (IPSAS) в целях повышение прозрачности, достоверности, надежности и доступности для всех пользователей;

 

разработку Стратегии по управлению государственными финансами на среднесрочный период по итогам проведения в 2018 году оценки по системе PEFA (Государственные расходы и финансовая подотчетность) и PIMA Всемирного банка и других международных финансовых институтов и доноров;

 

публикации статистики государственных финансов в соответствии с требованиями общей системы распространения данных Международного валютного фонда;

 

присоединение до конца 2019 года Узбекистана к рейтинговой системе «Индекс открытости бюджета» Международного бюджетного партнерства.


д) в области совершенствования казначейского исполнения Государственного бюджета:

 

внедрение современных методов кассового прогнозирования доходов в качестве механизма способствующего сбалансированности между поступлениями и финансированием расходов Государственного бюджета;

 

размещение временно свободных средств на краткосрочные депозиты в коммерческие банки;

 

внедрение механизма по бесконтактному способу обслуживания бюджетных организаций и бюджетополучателей в процессе регистрации юридических и финансовых обязательств;

 

охват казначейским исполнением средств бюджетных организаций в иностранной валюте;

 

внедрение казначейского сопровождения целевых бюджетных средств по объектам предусмотренных финансированию в рамках реализации Государственных программ.

 

д) в области реформирования системы государственного пенсионного обеспечения:

 

разработка Закона Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» в новой редакции, предусмотрев упрощенные и прозрачные механизмы исчисления пенсий, конкретные механизмы стимулирующего характера, включая накопительные, а также прекращение практики предоставления необоснованных льгот и доплат;

 

активное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере пенсионного обеспечения, включая внедрение механизмов учета трудового стажа граждан в электронном виде;

 

повышение социальной справедливости и эффективности системы пенсионного обеспечения, внедрение механизмов стимулирующего характера и увеличение связи между размером пенсии и трудовым вкладом работника;

 

применение стимулирующих мер обеспечивающих добровольное участие в системе социального страхования.

 

д) в области развития рынка государственных ценных бумаг:

 

разработка и совершенствование нормативно-правовой и регулятивной базы рынка государственных ценных бумаг Республики Узбекистан;

 

внедрение и использование современных инструментов рынка государственных ценных бумаг, как источника неифляционного покрытия дефицита государственного бюджета и финансирования целевых государственных программ;

 

активное вовлечение институтов финансового рынка и их ресурсов на рынок государственных ценных бумаг;

 

повышение привлекательности и ликвидности рынка государственных ценных бумаг;

 

совершенствование инфраструктуры рынка, в том числе путем широкого использования современных информационных технологий;

 

осуществление системной работы по повышению квалификации, подготовки и переподготовки кадров в области рынка ценных бумаг.

 

е) в области развития рынка страховых услуг:

 

принятие Закона Республики Узбекистан «О страховой деятельности» в новой редакции, с учетом требований Международной ассоциации страховых надзоров;

 

внедрение современных информационных технологий, диджитализация бизнес процессов и процедур сферы страхования для оказания онлайн страховых услуг и электронного взаимодействия данных между участниками страхового рынка и регуляторным органом;

 

повышение уровня минимальных требований, уставных капиталов страховых организаций, установленных законодательством для увеличения возможности по расширению операций и клиентской базы;

 

дальнейшее развитие системы медицинского страхования, в том числе поэтапное введение системы обязательного медицинского страхования;

 

совершенствование системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с учетом повышения уровня страхового возмещения для покрытия реальных затрат их владельцев.

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах