Проектом закона «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» предусмотрены новые формы сотрудничества государства и институтов гражданского общества.
Для справки: Согласованный[1] с заинтересованными структурами и соотнесенный с зарубежной практикой[2] законопроект разработан для реализации пункта 9 Указа Президента от 7.02.2017 г. № УП–4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», а также пункта 50 Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год диалога с народом и интересов человека».
Принятие документа необходимо для:
- дальнейшего повышения эффективности органов государственного управления, совершенствования организационно-правовых механизмов их взаимодействия с негосударственными некоммерческими организациями (далее – ННО) и другими институтами гражданского общества в реализации программ социально-экономического развития;
- разработки механизма предоставления органами государственного управления социальных заказов ННО и другим институтам гражданского общества для выполнения общественно полезных задач.
В содержании проекта предусматривается следующее:
во-первых, статья 14 Закона «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» дополняется частями третьей и четвертой. Они предоставляют органам госуправления право давать государственные социальные заказы ННО и другим институтам гражданского общества для выполнения общественно полезных задач за счет средств внебюджетных фондов. Порядок предоставления социальных заказов, формирования состава общественного совета, рассмотрения, обобщения и оценки предложений, а также условия и порядок проведения конкурса будут устанавливаться Правительством;
во-вторых, статью 21 Закона «О социальном партнерстве» предлагается дополнить частью четвертой, предусматривающей, помимо прочего, что предоставление социальных заказов будет осуществляется на основе конкурса, с предварительным опубликованием в СМИ (в т.ч. в электронных) перечня государственных заказчиков и направлений деятельности, на которые планируется выделить средства;
в-третьих, в целях рассмотрения, обобщения и оценки предложений ННО при органах государственного управления будут создаваться общественные советы, половина членов которых будет состоять из представителей ННО и других институтов гражданского общества. По результатам рассмотрения и обобщения будет определяться победитель, с которым заключается договор.
Полагаем, что принятие данного закона будет способствовать:
1. Дальнейшему расширению прав и полномочий органов государственного управления;
2. Повышению эффективности деятельности органов государственного управления;
3. Дальнейшему развитию взаимодействия органов государственного управления с ННО и другими институтами гражданского общества;
4. Активному участию ННО и других институтов гражданского общества в реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах.
Аксавли Тумишева, Алия Юнусова,
Депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса,
члены фракции НДПУ.
[1] Согласован в установленном порядке с министерствами юстиции, экономики и финансов, НИМФГО, НАННО Уз и Общественным фондом по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе.
[2] Анализ зарубежного опыта показал, что в Болгарии, Голландии, США, Эстонии, некоторых странах СНГ (Азербайджан и Кыргызстан) государственные социальные заказы осуществляются ННО непосредственно по заказам государственных органов в форме оказания социальных услуг гражданам.