Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление
  • www.norma.uz
  • Проекты НПА
  • Не принял меры по возврату самовольно захваченных земель – уголовная ответственность

Не принял меры по возврату самовольно захваченных земель – уголовная ответственность

04.07.2017


В этом обзоре – разъяснения депутатов по законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением мер ответственности за нарушение земельного законодательства».

 

В условиях ограниченности водных ресурсов и пригодных для сельскохозяйственного производства земель вопросы обеспечения исполнения законов, направленных на реформирование аграрных и экономических отношений, определяют необходимость принятия действенных мер по обеспечению неукоснительного соблюдения законодательства в сфере сельского хозяйства.

 

В выступлении главы государства 7 января 2017 года отмечен ряд недостатков в области земельных отношений. При этом указывалось, что на сегодняшний день в сфере сельского хозяйства имеются упущения, касающиеся обеспечения продовольственной безопасности нашего государства, охраны сельскохозяйственных угодий.

 

Согласно разделу 111 Концепции национальной безопасности Республики Узбекистан, такие факторы и условия, как истощение водных и деградация земельных ресурсов, эрозия почвы могут привести к причинению ущерба жизненно важным национальным интересам и признаны угрозами национальной безопасности.

 

 

По состоянию на 2016 год общая площадь Республики Узбекистан составляет 44 410,3 тыс. га. Из них всего 4 314,4 тыс. га являются орошаемыми землями, из которых 4 212,8 тыс. га (9,5 % от общей площади) используются в сельском хозяйстве.

 

Согласно прогнозам через 10 лет при высоком уровне рождаемости и естественном приросте населения, а также с учетом интенсивности незаконного отвода общая площадь орошаемой земли может сократиться на 16%, что создаст реальную угрозу продовольственного обеспечения населения республики.

 

За последние годы наблюдается увеличение случаев злоупотреблений и бездействия должностных лиц, связанных с выводом из сельскохозяйственного оборота посевных земель, в т.ч. орошаемых.

 

Так, в 2016 году по результатам мониторинга и проверок, проведенных органами прокуратуры, выявлено 3 157 фактов незаконного выделения или предоставления должностными и другими лицами 75 301 га земельных площадей (в 2015 году – 1 531 факт (27 494 га).

 

В частности, незаконно выделено 94 га посевных площадей для строительства жилых домов, 108 га – для объектов торговли и бытового обслуживания, 316 га – для производственных объектов, 2 215 га – для теплиц, занятия овощеводством и садоводством, 11 661 га – для животноводства, 59 733 га – для других целей.

 

В том числе: хокимиятами – 74 260 га, фермерскими хозяйствами – 118 га, другими субъектами землепользования – 853 га.

 

В целях обеспечения стабильности и развития аграрного сектора принят ряд НПА. Между тем, действующее законодательство не предусматривает механизма привлечения к ответственности лиц, допустивших незаконное выделение или предоставление в пользование земельных участков. В результате, органы прокуратуры вынуждены ограничиваться лишь принесением протестов на незаконные решения о выделении земельных участков и внесением исковых заявлений о возврате самовольно предоставленных фермерами или другими субъектами землепользования земельных участков и принудительному сносу «самостроев».

 

В 2016 году в республике числилось 5,6 млн. единиц недвижимого имущества. Из них в органах Госкомземгеодезкадастра зарегистрировано только 2,8 млн.

 

В соответствии со статьей 13 Закона «О государственном земельном кадастре», юридические и физические лица, имеющие во владении, пользовании, аренде, а также в собственности земельные участки, обязаны зарегистрировать свое право на земельные участки в установленном порядке.

 

Однако отсутствие ответственности землевладельцев, землепользователей и арендаторов за уклонение от регистрации права на земельный участок не позволяет вести единый государственный учет и создает условия для различных злоупотреблений с земельными участками (неуплата земельного налога, нецелевое использование).

 

В связи с этим предлагается дополнить Кодекс об административной ответственности нормами, устанавливающими ответственность за неосуществление государственной регистрации права на земельный участок.

 

Органами Госкомземгеодезкадастра за период с 2012 по 2016 годы выявлены случаи самовольного занятия земель на площади 5 224 га, из которых до настоящего времени не возвращены 1 502 га. Кроме того, органами прокуратуры в 2016 году выявлено 807 фактов самовольного занятия 660 га земель.

 

Как правило, на самовольно захваченных земельных участках осуществляется застройка жилья и других объектов недвижимости, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат государственной регистрации.

 

Однако часть 4 статьи 212 Гражданского кодекса позволяет судам признать право собственности на недвижимость, возведенную на самовольно занятом земельном участке. За период 2013–2016 гг. судами было признано право собственности на 180 незаконных построек общей площадью 60 га.

 

Таким образом, указанная норма, по сути, является лазейкой для легализации самовольно захваченных земель, путем возведения на них недвижимости.

 

Законодательство большинства иностранных государств предусматривает меры уголовной и иной ответственности за нарушение требований земельного законодательства, в т.ч. за незаконный отвод сельскохозяйственных угодий. Так, уголовная ответственность за нарушение порядка выделения земель и ведения их учета установлена в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Российской Федерации и Украине.

 

Исходя из вышеизложенного, Генеральной прокуратурой разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением мер ответственности за нарушение земельного законодательства».

 

Данным законопроектом предлагается внесение соответствующих изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Земельный, Гражданский и Налоговый кодексы, Кодекс об административной ответственности, а также в Закон «О фермерском хозяйстве».

 

Так, предлагается ввести уголовную ответственность за неприятие мер по недопущению самовольного захвата земель либо их возврату (ст. 1971) и за нарушение порядка предоставления земель (ст. 2294).

 

Вместе с тем статью 2291 УК предлагается дополнить частью второй, согласно которой квалифицирующими признаками являются предварительный сговор группы лиц, совершение преступления повторно и выход орошаемых земельных площадей из сельскохозяйственного оборота.

 

В КоАО ст.ст. 60 и 68 излагаются в новой редакции с учетом требований постановления Президента от 29 декабря 2015 года № ПП–2460.

 

В последние годы органами, осуществляющими государственный контроль над использованием и охраной земель, выявлено 5 090 случаев нецелевого использования 36 300 га, предоставленных опытно-производственным, учебным, учебно-опытным и учебно-производственным хозяйствам, научно-исследовательским сельскохозяйственным, учебным учреждениям и организациям.

 

Во многом этому способствует недостаточное правовое регулирование вопросов выделения земель в научных целях, их охраны и целевого использования.

 

В целях устранения этих пробелов в Земельный кодекс предлагается ввести статью 491, регулирующую указанные вопросы[1].

 

С целью предотвращения и профилактики нарушений земельного законодательства и усиления ответственности землепользователей вносятся соответствующие поправки также в Гражданский и Налоговый кодексы, Закон «О фермерском хозяйстве».

 

По нашему убеждению внесение предлагаемых изменений и дополнений обеспечит укрепление и повышение эффективности государственного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов, в особенности орошаемых сельскохозяйственных угодий.

 

Алия ЮНУСОВА, Шухрат МАМАДЖАНОВ,

члены  фракции НДПУ в Законодательной палате Олий Мажлиса.

 


[1] Аналогичная норма содержится в земельных кодексах Азербайджана, Казахстана, Молдовы, России и Украины.

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах