Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Требования к выбросам в атмосферу и топливу ужесточат

04.10.2017


В этом обзоре – пояснения депутатов к новой редакции Закона «Об охране атмосферного воздуха».

 

Закон «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон) принят 27.12.1996 г. Им были определены ключевые цели и задачи по решению таких проблем, как загрязнение атмосферного воздуха, сохранение его естественного состава.

 

Для справки: За прошедшие годы в результате проведенных комплексных мероприятий по охране атмосферного воздуха выбросы загрязняющих веществ уменьшились в 2 раза (в 1991 г. – составляли 3,81 млн тонн, 2006 г. – 1,92 млн тонн). Во многих городах и населенных пунктах уровень загрязнения атмосферного воздуха стал соответствовать санитарно-гигиеническим нормативам.

 

Вместе с тем с 2010 по 2016 гг. объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу увеличились и в 2016 г. составили примерно 2,556 млн тонн. Увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу объясняется в основном интенсивным экономическим развитием, в частности увеличением числа промышленных предприятий и парка транспортных средств. Также, в этих годах отмечалось увеличение числа правонарушений в сфере охраны атмосферного воздуха. Если в 2010 г. были оштрафованы 3 129 чел. (из них 1 363 должностных лица) на 185 950,836 тыс. сумов, то в 2015 г. – 3 619 чел. (из них 1 291 должностное лицо) на 613 078,656 тыс. сумов.

 

В течение 20-ти лет изменения и дополнения вносились в Закон всего 3 раза, и в основном редакционного характера. В действующей редакции ряд норм являются отсылочными, имеются противоречия, отсутствует должный механизм реализации, что затрудняет их правоприменение. В настоящее время прямо или косвенно Закон соприкасается с 29-ю актами законодательства, которые частично дублируют статьи Закона.

 

Помимо этого сравнение с зарубежным правовым опытом показало, что имеются положения и нормы, которые не были учтены в действующем законе. Среди них полномочия субъектов охраны атмосферного воздуха, экономическое стимулирование в этой области, трансграничное загрязнение атмосферного воздуха на большие расстояния и др.

 

Анализ практического применения Закона и изучение законодательства 16-ти стран, международных экологических соглашений, а также на предмет соответствия Закону «О нормативно-правовых актах» показал, что назрела необходимость пересмотреть 29 (97%) из 30-ти действующих статей Закона и разработать проект его новой редакции.

 

Целью проекта   является совершенствование нормативно-правовых, экономических механизмов и инструментов, развитие системы применения экономических мер в результате правонарушений, создание правовых механизмов, обеспечивающих защиту экологических прав, а также интересов физических и юридических лиц в сфере охраны атмосферного воздуха.

 

В целях обеспечения единства нормативов качества атмосферного воздуха, учета требований Закона «О техническом регулировании», а также полномочий специально уполномоченных государственных органов в области охраны атмосферного воздуха статью 6 (стандарты в области охраны атмосферного воздуха – ред.) предлагается исключить.

 

Необходимость исключения статьи 9 (нормативы потребления атмосферного воздуха – ред.) обусловлена действующей практикой и международным опытом, предложениями соответствующих министерств и ведомств (Минздрав, МЧС, Узгидромет, АК «Узкимёсаноат»). Дополнительно было изучено законодательство по охране атмосферного воздуха ряда стран СНГ, ЕС, США, Китая, которое показало, что в законах «Об охране атмосферного воздуха» отсылочные нормы, связанные с потреблением атмосферного воздуха, полностью исключены или отсутствуют, либо такие нормы на практике не применяются, и ведется работа по их исключению.

 

Законопроект определяет основные направления государственной политики, полномочия Кабинета Министров, специально уполномоченных государственных органов, Центра гидрометеорологической службы, органов государственной власти на местах, органов самоуправления граждан, а также права и обязанности граждан в области охраны атмосферного воздуха.

 

Кроме того, отражена роль ННО в части прав и обязанностей по охране атмосферного воздуха, что направлено на усиление роли институтов гражданского общества в углублении демократических реформ.

 

В главе 3 (нормирование в области охраны атмосферного воздуха) и главе 4 (основные требования в области охраны атмосферного воздуха) предусматривается поэтапное введение более жестких требований к экологическим нормативам на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу для стационарных и передвижных источников, а также к экологическим характеристикам топлива. Это будет взаимосвязано с развитием науки, техники, внедрением наилучших доступных технологий и международного опыта.

 

Конкретизированы требования по охране атмосферного воздуха к нормативным документам в области технического регулирования при сжигании топлива, производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок, применении химических веществ в качестве средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов.

 

Кроме этого, вносятся новые положения по:

  • трансграничному загрязнению атмосферного воздуха;
  • предотвращению вредного воздействия на озоновый слой;
  • экономическому стимулированию производства и применения продукции, которая не оказывает вредного воздействия на атмосферный воздух.

 

Мы полагаем, что принятие и реализация данного законопроекта будут содействовать:

  • определению основных направлений государственной политики и управления, уточнения и установления границ полномочий органов государственной власти и управления в области охраны атмосферного воздуха;
  • обеспечению активного участия органов самоуправления граждан, ННО и граждан в принятии решений по вопросам охраны атмосферного воздуха;
  • внедрению экономического стимулирования в области охраны атмосферного воздуха;
  • правовому регулированию ввоза в Узбекистан и вывоза из страны озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей;
  • созданию правовых основ, направленных на снижение трансграничного загрязнения атмосферного воздуха.

 

Аксавли ТУМИШОВА,  Алия  ЮНУСОВА,

  депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, члены фракции НДПУ.