Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
О техническом фильтре при сдаче отчетности по НДС: итоги обсуждения с Налоговым комитетом Нужно ли командировочное удостоверение для выплаты командировочных Во что обойдется неиспользование водомера при заборе воды из скважины Как уплачивать сборы за право реализации алкогольной продукцииКакие льготы предусмотрены при уплате социального налога

В сфере культуры важны даже термины

29.05.2017


Депутаты Олий Мажлиса Аксавли Тумишева и Алия Юнусова разъяснили для наших читателей, как новый законопроект сможет помочь сохранить для будущих поколений историческое и культурное наследие страны.

 

В Узбекистане уже принят ряд законов в этой сфере: законы «О вывозе и ввозе культурных ценностей», «Об охране и использовании объектов культурного наследия», «О музеях», «Об охране и использовании объектов археологического наследия», «Об архивном деле», «Об информационно-библиотечной деятельности».

 

Вместе с тем проведенный анализ более 450-ти нормативно-правовых актов выявил следующие проблемы:

 

1. Термины используются неправильно.

 

В 2001 году Законом «Об охране и использовании объектов культурного наследия» был введен в оборот новый для данной сферы институт – объекты культурного наследия. С присоединением Узбекистана в 2007 году к Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия (2003) было установлено, что объекты культурного наследия состоят из объектов материального культурного наследия и объектов нематериального культурного наследия.

 

Объекты материального культурного наследия охватывают памятники, ансамбли и достопримечательности.

 

В соответствии со ст. 3 Закона понятие «памятники» включает в себя недвижимые и движимые объекты, представляющие собой историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

 

Но в законах «О собственности в Республике Узбекистан», «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан», «О свободе совести и религиозных организациях», «О приватизации Государственного жилищного фонда», «О туризме», «О государственных кадастрах», а также в Уголовном, Гражданском, Земельном, Налоговом кодексах и Кодексе об административной ответственности использовано понятие «памятники истории или культуры»[1].

 

Это, с одной стороны, оставляет за пределами правоприменения такие важные институты, как ансамбли, достопримечательности и объекты нематериального культурного наследия, с другой стороны исключает объекты, представляющие научную ценность. Кроме того, есть случаи, когда наряду с понятием «памятники» перечисляются объекты, являющиеся составной частью этого самого института.

 

Также обстоит дело с применением в некоторых законодательных актах термина «архитектурные памятники». В статьях 2, 12, 14, 19 утратившего силу закона «Об архитектуре и градостроительстве» этот термин действительно был использован. Но в Градостроительном кодексе эта неточность была исправлена и в соответствии с законом «Об охране использовании объектов культурного наследия» было использовано понятие «объекты культурного наследия». Также есть случаи неуместного применения термина «архитектурные памятники» в ущерб или в счет других объектов материального культурного наследия. Это отчетливо прослеживается в Налоговом кодексе, законах «О туризме», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

 

2. Ошибки в формулировках лишают государство собственности.

 

В ряде законодательных актов посредством терминов «историческая ценность», «археологическая ценность» неправильно или неуместно использовано связанное с культурным наследием понятие «ценность». Согласно же закону «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который является профильным законодательным актом, культурные ценности являются движимыми предметами. С этой точки зрения, например, в ст. 19 закона «О собственности в Республике Узбекистан» в число объектов государственного имущества не вошли многочисленные недвижимые объекты культурного наследия (их количество на сегодняшний день – 7 345).

 

Предусмотренный в ст. 1 Гражданского кодекса, ст. 24 закона «О свободных экономических зонах» институт исторических и культурных ценностей становится причиной исключения из правового поля множества недвижимых объектов культурного наследия. Самое главное, в законодательстве об охране и использовании объектов культурного наследия нет такого понятия, как «историческая ценность». И в Таможенном кодексе неправильно интерпретировано понятие «культурная ценность» в редакции закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

 

3. Требуется привести в соответствие большое количество законов.

 

Вступивший в силу закон «Об архивном деле» ввел в оборот понятия «архивное учреждение» и являющийся структурным подразделением юридического лица «ведомственный архив», как отдельные институты. Тем самым была исключена противоречивая ситуация, когда понятие «архив» одновременно означало  и учреждение, и его ведомственное подразделение. Кроме того, был введен новый институт – Национальный музейный фонд – совокупность музейных предметов и музейных коллекций, постоянно хранящихся на территории Республики Узбекистан. В связи с этим, возникает необходимость внесения соответствующих изменений в Семейный кодекс, законы «О разгосударствлении и приватизации», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О выборах в  областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О международных договорах Республики Узбекистан», «О банках и банковской деятельности», «Об акционерных обществах и правах акционеров», «О геодезии и картографии», «О Центральной избирательной комиссии», «О принципах и гарантиях свободы информации», «Об авторском праве и смежных правах», «Об ипотеке», «О рынке ценных бумаг».

 

4. А библиотеки приватизированы…

 

С принятием в 2011 году закона «Об информационно-библиотечной деятельности», наряду с действующим институтом библиотеки, возникли новые информационно-библиотечные центры, информационно-ресурсные центры, информационно-библиотечные фонды. В результате, в некоторых действующих законах положения, связанные с институтом библиотеки, выпали из рамок правоприменения. Например, в законе «О разгосударствлении и приватизации» установлено, что государственные  библиотеки не подлежат разгосударствлению и приватизации. После же вступления в силу закона «Об информационно-библиотечной деятельности» множество библиотек  были преобразованы в информационно-библиотечные центры, информационно-ресурсные центры. Следовательно, потеряло свою силу ограничение, препятствующее их приватизации. Это конечно не допустимо.

 

Мнение и позиция нашей Фракции в том, что принятие данного закона несомненно послужит совершенствованию в упомянутых кодексах и законах положений относительно охраны объектов культурного наследия, правильного и целесообразного применения понятий, связанных с этой областью и в сферах архивного дела, информационно-библиотечной деятельности, устранению выявленных недостатков, исключению их тиражирования в будущем.

 

Аксавли Тумишева, Алия Юнусова,

депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса,

члены Фракции НДПУ.

 


[1] Понятие «памятники истории и культуры» имеет советское происхождение. Оно связано законом УзССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1977 г.). С тех пор до 2001 года, когда был принят закон «Об охране использовании объектов культурного наследия», практически повсеместно применялся данный термин. Новым же законом были введены новые подходы в понятиях: объекты культурного наследия, объекты материального культурного наследия, объекты нематериального культурного наследия, памятники, ансамбли, и достопримечательности (см. ст. 3, 9 Закона). При наличии современных, утвержденных законом институтов, использование старых понятий противоречит не только требованиям законотворчества, но и несовместимы идеологически. Так, например, в соответствии с советским законом «памятники истории – здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с ….революционным движением, Великой Октябрьской социалистической революцией, Гражданской и Отечественной войнами, социалистическим и коммунистическим строительством…». Следовательно, понятие «памятники культуры и истории» противоречат букве и духу закона «Об охране и использовании объектов культурного наследия», который является основным нормативно-правовым документом, регулирующим отношения в области охраны культурного наследия.

 

 

Курс валют

2025-05-07
  • USD:12924.92 (+0.00) сум
  • EUR:14620.67 (+0.00) сум
  • RUB:159.94 (+0.00) сум