Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Если учредителю вернули средства, внесенные для увеличения УФ Как учитывать продажу автомобиля, являющегося основным средством

РЕКЛАМА, ВРЕДЯЩАЯ ЗДОРОВЬЮ

10.03.2010

Совместное предприятие, занимающееся реализацией алкогольной продукции, просит дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Можно ли рекламировать алкогольную продукцию в Узбекистане, в том числе через сеть Интернет?

2. Существуют ли какие-либо ограничения на рекламу алкогольной продукции?

3. Какая ответственность может наступить в случае нарушения этих ограничений, если они есть? Имеются ли возможности "обойти" эти ограничения и запреты законным путем?

 

PR-менеджер СП.

 

- Во многих странах реклама алкоголя тем или иным образом ограничивается прежде всего из-за неблагоприятного влияния алкоголя на здоровье, особенно - на распространение алкоголизма среди молодежи. В их число входит и Узбекистан. Нашим законодательством предусмотрены запреты и ограничения на рекламу алкогольных напитков.

Рынок рекламных услуг в нашей стране регулируется Законом "О рекламе" (от 25 февраля1998 года N 723-I, далее - Закон), Положением о размещении рекламы (утверждено постановлением Госкомдемонополизации, зарегистрированным МЮ 6 апреля 2001 года N 1024), Порядком размещения внешней рекламы в г.Ташкенте (утвержден решением хокима г.Ташкента от 26 декабря 2007 года N 1148) и другими нормативно-правовыми актами.

Согласно части четвертой статьи 23 Закона, на территории Республики Узбекистан запрещается:

реклама алкогольных напитков крепостью свыше 28 градусов;

реклама алкогольных напитков крепостью до 28 градусов по телевидению и радио с 7 часов утра до 22 часов вечера;

безвозмездное распространение образцов алкогольных напитков в целях рекламы среди лиц, не достигших совершеннолетнего возраста;

спонсирование мероприятий, предназначенных преимущественно для несовершеннолетних, если при этом используются название, товарный знак или изображение алкогольных напитков;

распространение, в том числе продажа, товаров (футболок, головных уборов, игр и т.п.) среди несовершеннолетних с использованием наименования, товарного знака алкогольных напитков;

реклама алкогольных напитков в печатных изданиях, предназначенных для несовершеннолетних;

реклама алкогольных напитков на первых и последних страницах газет, обложках журналов и других периодических изданий, а также на страницах этих изданий, где публикуются программы телерадиопередач.

Помимо этих требований, законодатель предусмотрел соблюдение обязательных условий при рекламировании алкогольной продукции (части первая-третья статьи 23 Закона "О рекламе"). Так, реклама должна сопровождаться предупреждением о вреде употребления алкоголя. Согласно пункту 19 Положения о размещении рекламы, оно должно содержать следующую фразу: "Чрезмерное употребление алкоголя вредит Вашему здоровью" и занимать не менее 5 процентов площади всей рекламы и не менее 5 секунд эфирного времени рекламного ролика на телевидении и радио. Реклама алкогольных напитков не должна демонстрировать процесс потребления алкогольных напитков, создавать впечатление, что они имеют важное значение для достижения социального и спортивного успеха или улучшения физического и психического состояния потребителей. Кроме того, реклама алкогольных напитков должна размещаться не ближе 500 метров от территории медицинских, спортивных, дошкольных учреждений, а также общих средних, средних специальных, профессиональных и высших образовательных учреждений (больниц, поликлиник, стадионов, детских садов, школ, колледжей, лицеев, институтов, университетов).

ЧТО КАСАЕТСЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ...

При размещении рекламы на веб-сайте домена "UZ" должны соблюдаться все вышеизложенные запреты и ограничения законодательства Республики Узбекистан. Так, согласно Положению о порядке регистрации и пользования доменными именами в домене "UZ" (утверждено приказом гендиректора УзАСИ, зарегистрированным МЮ 23 июня 2008 года N 1830), ответственность за размещение или умышленное использование недостоверной или ложной информации, а также информации, нарушающей законодательство Республики Узбекистан, на веб-сайтах или иных услугах, доступных через доменное имя, несет администратор доменного имени, которым является юридическое или физическое лицо, на чье имя оно зарегистрировано. А потому размещение владельцем веб-сайта в домене "UZ" рекламы алкогольной продукции без учета требований национального законодательства чревато последствиями.

При размещении рекламы на сайтах других доменов, думается, пользователи сети Интернет должны действовать в рамках правового поля той страны, которая регулирует данную доменную зону. Например, размещая рекламу в домене "RU", необходимо учитывать требования законодательства Российской Федерации.

А КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ?

Юридические лица - рекламодатели, производители и распространители рекламы, согласно статье 29 Закона "О рекламе", могут быть подвергнуты уполномоченным государственным органом - Государственным комитетом по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства - следующим штрафам:

за недостоверную рекламу - от 70 до 100 минимальных размеров заработной платы;

за неисполнение в срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе - от 30 до 50 МРЗП.

Законом также предусмотрена ответственность физических лиц:

за недостоверную рекламу - от 3 до 5 МРЗП;

за неисполнение в срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе - от 3 до 5 МРЗП.

Ответственность физических лиц установлена также статьей 178-1 Кодекса об административной ответственности:

непредставление уполномоченному государственному органу в установленный срок сведений, касающихся рекламы, а также неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушений законодательства о рекламе влечет наложение штрафа в размере от 3 до 5 минимальных размеров заработной платы;

недостоверная реклама, несоблюдение порядка размещения внешней рекламы либо отказ от контррекламы - от 5 до 7 МРЗП.

Санкции этих двух документов различны. Однако, согласно абзацу первому пункта 11 Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства (приложение N 4 к постановлению Президента от 2 мая 2005 года N ПП-66), наложение Госкомдемонополизации штрафов на должностных лиц и граждан за нарушения законодательства о рекламе осуществляется в строгом соответствии с Кодексом об административной ответственности.

Следует отметить, что в случае установления факта нарушения законодательства о рекламе, за которое предусмотрено применение финансовой санкции, признания субъектами предпринимательства - рекламодателями, производителями и распространителями рекламы своей вины в совершенном правонарушении и согласия добровольно уплатить штраф его наложение осуществляет Госкомдемонополизации. Во всех остальных случаях вопрос о наложении штрафа на субъекты предпринимательства решается в судебном порядке. Взыскание штрафа за нарушение законодательства о рекламе, превышающего в совокупности 20% от суммы текущих активов субъекта предпринимательства на последнюю отчетную дату, осуществляется с предоставлением ему 6-месячной рассрочки уплаты взыскиваемой суммы ежемесячными платежами.

 
 

Абдурахман БАХТЫЕВ,

юрист ООО "Norma".

Опубликовано в газете "НТВ" 1 марта 2010 года N 9 (813)

 

Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь