Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак маркированный товар продавать поштучно и в розлив Штрафы за пренебрежение правилами пожарной безопасности увеличены более чем в 2 раза Как оформить дефекты основных средств Как учитывать получение дивидендов Как учитывать получение дивидендов

ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННЫ

23.07.2010

Разъяснения подготовлены на основе

материалов электронных справочных систем

"ЮРИСТ ПРЕДПРИЯТИЯ" и "ПРОВЕРКИ от А до Я"

 

 

Наше предприятие является плательщиком единого налогового платежа. Более 40% нашего оборота составляет экспорт производимой нами продукции. В связи с этим у нас есть налоговая льгота - ЕНП уменьшается на 50%. Сейчас налоговая инспекция говорит, что нам необходимо представить документ, подтверждающий наше право пользоваться этой льготой. По мнению налоговой, таким документом является сертификат собственного производства продукции, производимой на экспорт. Наше предприятие даже не подавало документы на получение такого сертификата, так как его никто и никогда у нас не спрашивал при экспорте продукции - ни таможня, ни банк, ни налоговая. Если этот сертификат не обязателен, то имеет ли право налоговая инспекция требовать его, тем более за прошедший 2009 год?

 

- Требование налогового органа о необходимости документального подтверждения права вашего предприятия на применение пониженной ставки единого налогового платежа по экспортируемой продукции собственного производства соответствует закону. Согласно абзацу четвертому статьи 32 Налогового кодекса, в обязанность налогоплательщика входит представление органам государственной налоговой службы и иным уполномоченным органам документов, подтверждающих право на льготы.

Сертификат, о котором вы пишете, - один из документов, который предприятие может предъявить в инспекцию. Он удостоверяет факт отнесения продукции, поставляемой на экспорт, к собственному производству (пункт 2 Правил определения продукции собственного производства, поставляемой на экспорт). В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Положения о порядке проведения сертификации продукции собственного производства, поставляемой на экспорт он оформляется в целях получения льгот.

В вашем случае - в отсутствие данного сертификата - принадлежность к собственному производству продукции, поставленной на экспорт в предыдущие периоды, можно подтвердить актом экспертизы происхождения товаров, оформляемым для получения сертификата происхождения в соответствии с Положением о порядке проведения сертификации происхождения товаров в Республике Узбекистан. В пункте 7 данного акта указывается изготовитель продукции.

 

 

Мы знаем, что сейчас органами прокуратуры ведется неформальная проверка предприятий, занимающихся экспортом сельхозпродукции. По повестке вызывают руководителя предприятия и просят принести копии всех документов, связанных с экспортом продукции. Правомочны ли действия работников прокуратуры? В каких случаях прокуратура может вызывать на допрос (или просто так) руководителей предприятий? В каких случаях прокуратура имеет право просить/требовать копии каких-либо документов? Существуют ли какие-либо структуры в прокуратуре, которые могут просто попросить принести документы или их копии по финансово-хозяйственной деятельности?

 

- Органы прокуратуры в рамках осуществления надзора за исполнением юридическими лицами законодательства, в том числе направленного на укрепление налоговой дисциплины, борьбу с налоговыми, валютными преступлениями и правонарушениями, а также возмещение экономического ущерба, нанесенного государству, вправе вызывать руководителей и иных должностных лиц хозяйствующих субъектов для объяснений, уточнения и конкретизации по существу проверяемого или изучаемого вопроса (абзацы второй и восьмой статьи 4 Закона "О прокуратуре", абзац второй Указания по обеспечению законности при проведении проверок деятельности хозяйствующих субъектов).

Истребование необходимых для изучения вопроса документов, затрагивающих деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляется путем направления в их адрес письменных требований за подписью прокурора или иного должностного лица органа прокуратуры, которому такое право предоставлено законом. Направляемые требования должны содержать конкретный перечень документов и цели их истребования, что не должно являться, по сути, проверкой деятельности хозяйствующих субъектов. В соответствии со статьей 6 Закона "О прокуратуре" выполнение требований прокурора и иных уполномоченных должностных лиц органов прокуратуры, предъявленных в пределах их компетенции, о представлении документов, материалов и других сведений, явке в прокуратуру и представлении объяснений по существу изучаемого вопроса обязательны для исполнения должностными лицами предприятий. Данный порядок применяется в отсутствие возбужденного уголовного дела, и пределы действий, совершаемых должностными лицами правоохранительных органов, весьма ограничены.

Если же вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, то все действия должностных лиц прокуратуры, включая вызов руководителей хозяйствующих субъектов, истребование у них финансово-бухгалтерских, учетно-отчетных и иных документов, осуществляются в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом. Здесь полномочия прокуратуры по проведению действий более широки. Например, допрос (следственное действие) может производиться только в рамках возбужденного уголовного дела. Допрос без возбуждения уголовного дела проводить запрещено.

При этом основной целью "простого" вызова должностных лиц является получение информации, анализ которой позволит установить наличие или отсутствие нарушений и при необходимости принять соответствующие меры реагирования (направить представление, предостережение, вынести постановление о возбуждении уголовного дела/производства об административной ответственности и т.д.). А допрос уже направлен на установление события преступления, вины лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, и других признаков состава преступления с конечной целью применения мер уголовной ответственности. Соответственно, процессуально указанные действия правоохранительных органов оформляются по-разному.

 

 

Существует так называемая "заготовительная" деятельность. И предприятия-заготовители должны уплачивать ЕНП в размере 33% от разницы между заготовленной и реализованной ценой. Как определить, предприятие занимается заготовительной или другим видом деятельности? Существует ли четкое определение (или критерии), какая деятельность считается заготовительной? В чью компетенцию входит определение того, какой деятельностью занимается предприятие и какое в связи с этим налогообложение необходимо применять? Какую роль при этом играет код предприятия по ОКОНХ?

 

- Определения, а равно сформулированных критериев понятия "заготовительная деятельность" законодательство не предусматривает. Более-менее четкое представление о ее сути можно получить, изучив Положение о порядке заключения, регистрации, исполнения договоров между производителями сельскохозяйственной продукции и заготовительными, обслуживающими организациями, а также мониторинга за их исполнением. Как правило, данный вид деятельности относят к сельскому хозяйству, а заготовительными именуют субъектов, закупающих у сельхозкооперативов, дехканских и фермерских хозяйств, а также у населения (с частных подворий) выращенную ими сельхозпродукцию растительного и животного происхождения в целях заготовки, хранения и продажи перерабатывающим предприятиям для производства из нее продовольственной продукции. Определяющим на сегодняшний день показателем данного вида деятельности является код 81000 Общегосударственного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), присвоенный при регистрации органами статистики (если данный вид деятельности заявлен в учредительных документах юрлица в качестве основного). В последующем определение основного вида деятельности осуществляется по доле выручки в общем объеме реализации. Та деятельность, где эта доля преобладает по итогам отчетного периода, и будет основной (абзац третий статьи 22 Налогового кодекса). Объемы заготовительных операций определяются субъектом самостоятельно. Если предприятие - плательщик единого налогового платежа занимается несколькими видами деятельности, в числе которых и заготовительная, то по каждому из них должен вестись отдельный учет и применяться налогообложение в соответствии с объектами и ставками, установленными для соответствующей категории налогоплательщиков (статья 353 Налогового кодекса).

 

 

Предприятия-экспортеры должны производить 50-процентную обязательную продажу валютной выручки при экспорте продукции. Для малых предприятий, отправляющих на экспорт продукцию собственного производства, предусмотрена льгота - они имеют право оставлять всю валютную выручку в своем распоряжении. Необходимо ли представлять какие-либо документы в какие-либо органы для получения этой льготы? Как определить, имеет право предприятие пользоваться этой льготой или нет?

 

- В целях применения льготы, установленной подпунктом "е" пункта 3 Порядка осуществления хозяйствующими субъектами обязательной продажи выручки в иностранной валюте (микрофирмы и малые предприятия, за исключением предприятий, осуществляющих экспорт и транзит газа, освобождаются от обязательной продажи валютной выручки, поступающей от экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства), экспортеру необходимо обратиться в банк с письмом*, в котором следует указать на принадлежность к субъектам малого предпринимательства по деятельности, в рамках которой производится экспорт, а также что вывозимая продукция собственного производства и выручка, поступающая по экспортному(ым) контракту(ам), не подлежит обязательной продаже (часть четвертая статьи 5 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" от 25 мая 2000 года N 69-II). К письму прикладывается справка органа статистики, подтверждающая отнесение юрлица к микрофирме или малому предприятию, и сертификат продукции собственного производства, поставляемой на экспорт (или акт экспертизы происхождения товара). Для надежности лучше приложить и подтверждение органом госналоговой службы права пользования указанной льготой.

 

Артем МОКШИН,

начальник экспертного юридического

отдела  ООО "Norma".

 

 

Опубликовано в газете "НТВ" № 28 от 22 июля 2010 года

 

* См. образец письма, размещенный только на нашем сайте специально для чителей газет "НТВ" и ""Норма.


Эту тему могут комментировать только зарегистрированные пользователи. В теме действует премодерация комментариев.
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь