Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro
  • www.norma.uz
  • Разное
  • О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности

О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности

30.11.2017


УКАЗ

Президента Республики Узбекистан

 

30.11.2017 г.

№ УП–5268

 

О дополнительных мерах по усилению гарантий прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности

 

В стране осуществляется широкомасштабная работа, направленная на обеспечение надежных гарантий защиты прав и свобод граждан, прежде всего, от преступных посягательств, а также недопущение ущемления их чести и достоинства, ограничения законных интересов.

 

В основу проводимых судебно-правовых реформ заложены такие конституционные принципы, как верховенство закона, равенство граждан перед законом, гуманизм, справедливость и презумпция невиновности.

 

Во исполнение Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение подлинной независимости и самостоятельности судебной власти, повышение качества и прозрачности правосудия, расширение применения института «Хабеас корпус», создание эффективной системы противодействия коррупции.

 

Отмена порядка возвращения судами уголовных дел для производства дополнительного расследования позволила повысить ответственность судебных и следственных органов за установление истины и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а также принятие законного, обоснованного и справедливого решения.

 

В результате только за 10 месяцев 2017 года судами вынесены оправдательные приговоры в отношении 191 лица, тогда как за последние пять лет было оправдано всего 7 лиц. Кроме того, в текущем году органами предварительного следствия по реабилитирующим и другим основаниям прекращено 3 511 уголовных дел.

 

Вместе с тем, анализ правоприменительной практики, обобщение результатов открытого диалога с населением свидетельствуют о наличии в законодательстве правовых пробелов, препятствующих обеспечению законности и объективности при собирании, закреплении, проверке и оценке доказательств в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел.

 

Данные обстоятельства негативно отражаются на эффективности мер по защите прав, свобод и законных интересов граждан и, как следствие, приводят к обоснованному недовольству населения, снижению его доверия к правоохранительным органам и в беспристрастность суда.

 

В целях безусловного и неукоснительного обеспечения конституционных принципов верховенства закона, равенства граждан перед законом, гуманизма, справедливости и презумпции невиновности, соблюдения прав и свобод граждан в судебно-следственной деятельности, дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, в соответствии со статьей 83 Конституции Республики Узбекистан:

 

1. Обратить первостепенное внимание правоохранительных и судебных органов на неукоснительное и строгое соблюдение требований законодательства, в соответствии с которыми всякое отступление от точного исполнения и соблюдения норм законов, какими бы мотивами оно не было вызвано, является нарушением законности и влечет за собой установленную законодательством ответственность.

 

2. Считать недопустимым использование в качестве доказательств по уголовным делам данных, полученных с существенными нарушениями процессуального законодательства или незаконными методами и, соответственно, не имеющих юридической силы, в том числе собранных:

 

с применением пыток, психологического и физического давления и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения в отношении участников уголовного процесса либо их близких родственников;

 

с нарушением прав подозреваемого, обвиняемого или подсудимого на защиту, а также права пользования услугами переводчика;

 

с использованием заблуждения лица, участвующего в уголовном процессе, возникшего вследствие не разъяснения ему прав и обязанностей;

 

в результате проведения процессуального действия лицом, не имеющим права осуществлять производство по данному уголовному делу;

 

от неизвестного источника либо от источника, который не может быть установлен в процессе производства по уголовному делу;

 

из показаний потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в ходе предварительного следствия, которые не нашли своего подтверждения в суде совокупностью имеющихся доказательств;

 

из показаний потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, основанных на догадке, предположении или слухе, за исключением случаев их подтверждения совокупностью имеющихся доказательств.

 

3. Запретить:

 

введение дополнительных требований, ограничивающих принцип открытого разбирательства по уголовным делам в судах, кроме случаев, прямо предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан;

 

использование в качестве доказательства показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, заключения эксперта, вещественных доказательств, аудио- и видеозаписи и иных материалов, полученных с нарушением норм процессуального законодательства.

 

4. Ввести уголовную ответственность за фальсификацию доказательств путем внесения заведомо ложных сведений и иных искажений в документы или предметы, принуждения к даче показаний, не соответствующих действительности, искажения фактических обстоятельств по делу, повлекшую незаконное задержание, заключение под стражу, привлечение к уголовной ответственности или осуждение лица, предусмотрев усиление ответственности за лжесвидетельство и ложный донос.

 

5. Установить порядок, в соответствии с которым:

 

задержанное лицо, в отношении которого заочно применена мера пресечения в виде заключения под стражу, вправе обжаловать в судебном порядке определение о применении данной меры пресечения в течение семидесяти двух часов с момента его доставления в соответствующий компетентный орган;

 

обращения о применении недозволенных методов при собирании и закреплении доказательств подлежат обязательной проверке органами прокуратуры или судом с проведением медицинской экспертизы в порядке, установленном законодательством;

 

осуществляется обязательная видеофиксация процессуальных действий в виде осмотра места происшествия (по особо тяжким преступлениям), обыска, проверки показаний на месте события, следственного эксперимента с использованием средств видеозаписи;

 

защитник имеет право собирать и представлять доказательства по уголовному делу, которые подлежат приобщению к материалам уголовного дела, а также обязательной проверке и оценке в ходе проведения дознания, предварительного следствия и рассмотрения уголовного дела в суде;

 

недопустимость использования фактических данных в качестве доказательств устанавливается дознавателем, следователем, прокурором или судом по собственной инициативе или по ходатайству сторон. Дознаватель, следователь, прокурор или судья при решении вопроса о недопустимости доказательств обязаны установить, в чем выразилось нарушение, послужившее основанием для признания доказательства недопустимым, и принять мотивированное постановление (определение);

 

в процессе судебного разбирательства ведется стенография, материалы которой приобщаются к материалам уголовного дела;

 

прокурором проводится обязательная проверка на предмет:

 

соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства о немедленной регистрации и разрешении заявлений, сообщений и иных сведений о преступлениях, полученных от лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, содержащихся под стражей, задержанных или подвергнутых административному аресту;

 

возможного оказания психологического или физического воздействия на данных лиц либо их близких родственников, а также введения их в заблуждение относительно освобождения от предусмотренной законодательством ответственности;

 

законности применения дисциплинарного взыскания к осужденным за нарушения порядка отбывания наказания в виде лишения свободы с уведомлением вышестоящего прокурора по фактам незаконного привлечения к ответственности.

 

6. Службе по политико-правовым вопросам аппарата Президента Республики Узбекистан (Муродову О.Б.) в месячный срок подготовить в порядке законодательной инициативы Президента Республики Узбекистан проект закона, направленный на реализацию мер, предусмотренных пунктами 1-5 настоящего Указа.

 

7. Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан установить строгий надзор за обеспечением законности и неотвратимости ответственности по каждому факту нарушения требований законодательства при:

 

собирании, закреплении, проверке и оценке доказательств в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел;

 

задержании и применении иных мер процессуального принуждения по уголовным делам;

 

исполнении административного взыскания в виде административного ареста;

 

применении норм, предусматривающих освобождение от уголовной ответственности лиц, сообщивших о содеянном преступлении в установленные законом сроки, чистосердечно раскаявшихся, активно способствовавших раскрытию преступления и возместивших причиненный ущерб.

 

8. Министерству внутренних дел совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в трехмесячный срок обеспечить оснащение средствами видеонаблюдения следственных изоляторов, изоляторов временного содержания и специальных приемников, мест отбывания административного ареста.

 

9. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан разработать и утвердить Положение об осуществлении Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом) парламентского контроля за соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание в учреждениях по исполнению наказания, задержанных и содержащихся под стражей, а также подвергнутых административному аресту.

 

10. Генеральной прокуратуре, Верховному суду, Службе национальной безопасности, Министерству внутренних дел Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок организовать:

 

изучение и анализ передового зарубежного опыта использования инновационных форм и методов производства судебно-следственных действий, а также обеспечения соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства об относимости, допустимости и достоверности доказательств;

 

разработку и утверждение порядка принятия первоочередных мер, направленных на недопущение изменения обстановки места происшествия, утраты или уничтожения доказательств, в том числе посредством оцепления;

 

выработку и внесение предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства и методологии расследования и рассмотрения уголовных дел, расширению использования современных информационно-коммуникационных технологий в судебно-следственной деятельности, оптимизации и упрощению делопроизводства по уголовным делам, в том числе путем внедрения системы «Электронное уголовное дело».

 

11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Государственного советника Президента Республики Узбекистан Муродова О.Б. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.

 

Президент Республики Узбекистан

Ш.Мирзиёев