Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzМожет ли иностранное юрлицо торговать на местных маркетплейсах без регистрации в Узбекистане Что делать, если при выставлении ЭСФ возникает ошибка «Покупатель не является вашим клиентом» Как учесть передачу материалов по договору займа Как предприятиям оптовой и розничной торговли работать с маркированными прохладительными напитками
  • www.norma.uz
  • Разное
  • Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан

Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан

09.09.2017

УКАЗ 

Президента Республики Узбекистан 

 

08.09.2017 г.

№ УП–5185

 

Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан

 

Успешная реализация широкомасштабных реформ на современном этапе развития страны и достижение целей Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах требуют создания совершенно новой, эффективно и качественно функционирующей системы государственного управления, организации слаженной деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах (далее – органы исполнительной власти).

 

Вместе с тем, полноценной реализации проводимых реформ и достижению поставленных целей препятствуют не отвечающие современным требованиям институциональные основы и принципы деятельности отдельных органов исполнительной власти и органов хозяйственного управления.

 

Сохраняется ряд системных проблем и недостатков, сдерживающих успешное проведение государственной политики по модернизации отраслей экономики и социальной сферы, всестороннему развитию территорий, повышению уровня жизни и благосостояния населения, в числе которых:

 

первое, основы организации деятельности органов исполнительной власти не обеспечивают своевременное решение накопившихся проблем на местах, снижающих темпы развития территорий;

 

второе, декларативный характер задач, возложенных на отдельные органы исполнительной власти, недостаточность организационно-правовых механизмов их реализации, дублирование функций и избыточность государственного регулирования отрицательно сказываются на эффективности реализуемых реформ;

 

третье, действующая система координации и контроля деятельности органов исполнительной власти не обеспечивает своевременное выявление и устранение системных проблем, препятствующих исполнению принимаемых решений;

 

четвертое, механизмы оценки деятельности органов исполнительной власти сводятся лишь к констатации фактов и текущему сбору статистических данных, которые зачастую не отражают фактическое положение дел на местах;

 

пятое, отсутствуют четкое разграничение сфер ответственности органов исполнительной власти и их руководителей, действенные механизмы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, особенно на местах;

 

шестое, чрезмерная централизация государственных функций и полномочий приводит к снижению роли органов исполнительной власти на местах в формировании программ развития территорий и решении насущных проблем населения;

 

седьмое, уровень внедрения в управленческий процесс современных инновационных методов планирования и организации работы, передовых информационно-коммуникационных технологий не позволяет оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, а также является причиной излишней бюрократизации и высоких издержек государственного управления;

 

восьмое, совмещение органами хозяйственного управления государственных регулятивных и хозяйственных функций, устаревшая система отраслевого управления, не обладающая достаточной гибкостью и рыночной ориентированностью, необоснованное предоставление индивидуальных льгот, преференций и привилегий сдерживают развитие здоровой конкурентной среды;

 

девятое, неразвитость социального и государственно-частного партнерства ограничивает участие негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных социально-экономических проблем и, как следствие, не обеспечивает снижение бюджетных затрат;

 

десятое, недостаточная открытость и непрозрачность деятельности органов исполнительной власти, слабые механизмы общественного контроля приводят к чрезмерной бюрократии и различным проявлениям коррупции;

 

одиннадцатое, отсутствие должной ответственности и инициативности у отдельных руководителей отрицательно сказывается на своевременном и качественном решении поставленных задач и целевых установок по комплексному социально-экономическому развитию территорий.

 

В целях устранения указанных системных проблем, повышения эффективности системы государственного управления с учетом современных общемировых тенденций инновационного развития, а также последовательной реализации задач, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:

 

1. Утвердить:

 

Концепцию административной реформы в Республике Узбекистан согласно приложению № 1;

 

«Дорожную карту» по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 2.

 

2. Основными направлениями и задачами административной реформы по коренному реформированию системы государственного управления определить:

 

а) совершенствование институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти, предусматривающее:

 

внедрение четких критериев и процедур создания и упразднения органов исполнительной власти, в том числе их структурных и территориальных подразделений;

 

оптимизацию органов исполнительной власти, их структур и подразделений;

 

повышение самостоятельности органов исполнительной власти и их руководителей при осуществлении государственной политики в закрепленной сфере;

 

дальнейшее внедрение системы «Электронное правительство»;

 

дальнейшее совершенствование системы оказания государственных услуг;

 

развитие системы административной юстиции;

 

б) конкретизацию задач (функций, полномочий), механизмов их реализации и сфер ответственности органов исполнительной власти, совершенствование процессов координации и взаимодействия, предусматривающие:

 

определение конкретных задач (функций, полномочий) и сфер ответственности органов исполнительной власти, внедрение четкой системы координации и контроля за деятельностью вверенных структур;

 

повышение инициативности и усиление роли территориальных органов исполнительной власти в формировании государственных и региональных программ развития;

 

внедрение принципиально новой системы оценки деятельности органов исполнительной власти всех уровней и их руководителей, основанной на достижении целевых индикаторов и эффективности реализации стратегических программ развития, в том числе посредством заслушивания их отчетов представительными органами власти;

 

внедрение модели «умное регулирование» и стандартизированной методологии анализа регуляторного воздействия принимаемых решений;

 

совершенствование регуляторных инструментов путем передачи отдельных государственных функций субъектам общественного контроля;

 

внедрение современных методов организации работы (менеджмент качества, индикативное планирование, аутсорсинг, краудсорсинг), направленных на достижение конкретных результатов;

 

широкое использование в процессе разработки программ развития и мониторинга их реализации современных форм и механизмов взаимодействия с общественностью;

 

в) дальнейшее сокращение административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления, предусматривающие:

 

совершенствование системы управления в наиболее востребованных отраслях экономики и социальной сферы (промышленность, транспорт, энергетика и другие), направленное на развитие здоровой конкурентной среды, исключение конфликта государственных и коммерческих интересов;

 

выработку четких рыночных механизмов участия государства в экономической деятельности;

 

совершенствование правовой и институциональной базы социального и государственно-частного партнерства, направленной на обеспечение широкого участия негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных вопросов социально-экономического развития;

 

передачу отдельных государственных функций частному сектору с внедрением механизмов государственного контроля за их надлежащим выполнением;

 

г) совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти, предусматривающее:

 

поэтапную децентрализацию государственного управления;

 

расширение финансовых возможностей, роли и ответственности органов государственной власти на местах;

 

обеспечение практической реализации принципа разделения властей при организации системы государственной власти на местах;

 

повышение роли и эффективности деятельности органов самоуправления граждан в решении актуальных вопросов социально-экономического развития;

 

д) внедрение в систему государственного управления современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий, предусматривающее:

 

создание системы стратегического планирования и внедрение современных форм государственного управления, основанных на широком использовании инновационных идей, разработок и технологий;

 

всестороннюю поддержку и широкое привлечение инвестиций в сферу развития научно-исследовательской и инновационной деятельности, в том числе по разработке инновационных идей и технологий;

 

создание эффективных механизмов внедрения современных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности;

 

широкое внедрение природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий;

 

е) формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение действенных механизмов противодействия коррупции в системе органов исполнительной власти, предусматривающие:

 

разработку проектов нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации государственной службы, специальных образовательных направлений подготовки специалистов в сфере государственного управления;

 

создание достойных условий оплаты труда и социального обеспечения государственных служащих;

 

обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти;

 

коренное совершенствование системы работы с обращениями физических и юридических лиц.

 

3. Образовать:

 

Комиссию по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан (далее – Комиссия) в составе согласно приложению № 3;

 

рабочие группы по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления (далее – рабочие группы) в составах согласно приложению № 4.

 

4. Комиссии (А.Н. Арипов):

 

в недельный срок утвердить график проведения критического изучения и подготовки предложений по коренному реформированию системы государственного управления;

 

обеспечить качественную разработку и внесение в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов, направленных на реализацию Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и «Дорожной карты»;

 

организовать в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан встречи, семинары, «круглые столы» и пресс-конференции с широким привлечением представителей институтов гражданского общества, средств массовой информации, научных кругов и зарубежных экспертов;

 

установить строгий контроль за полной, своевременной и качественной реализацией Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и «Дорожной карты».

 

5. Министерству юстиции Республики Узбекистан:

 

обеспечить проведение мониторинга за качественной и своевременной подготовкой, согласованием и внесением проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и «Дорожной карты»;

 

ежемесячно вносить в Комиссию информацию о результатах мониторинга.

 

6. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Узбекскому агентству по печати и информации организовать в средствах массовой информации публикации и тематические передачи по освещению целей и задач настоящего Указа.

 

7. Министерству иностранных дел Республики Узбекистан оказать Комиссии, рабочим группам содействие в организации изучения законодательства и правоприменительной практики передовых зарубежных стран в сфере государственного управления с привлечением, при необходимости, представителей зарубежных (международных) организаций.

 

8. Установить, что руководители служб аппарата Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров, министерств и ведомств, а также рабочих групп несут персональную ответственность за своевременное, полное и качественное выполнение задач, предусмотренных настоящим Указом.

 

9. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., государственных советников Президента Республики Узбекистан Исмаилова У.С., Муродова О.Б. и Генерального прокурора Республики Узбекистан Абдуллаева И.Б.

 

Президент Республики Узбекистан 

Ш.МИРЗИЁЕВ 

 

 

 

* * *

 

Приложение № 1

к Указу Президента Республики Узбекистан

от 8.09.2017 г. № УП–5185

 

КОНЦЕПЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ

В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

 

Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах (далее – Стратегия действий) ключевыми целями модернизации государства и общества определены совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и усиление гарантий защиты прав и свобод граждан, развитие и либерализация отраслей экономики и социальной сферы, обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

 

Важнейшим условием достижения указанных целей является четкое функционирование системы государственного управления, способной обеспечить полноценную реализацию осуществляемых реформ, принимаемых нормативно-правовых актов и государственных программ, а также своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития.

 

Вместе с тем, системный анализ хода реализации Стратегии действий и результаты диалога с населением свидетельствуют о сохранении серьезных недостатков в организации деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах (далее – органы исполнительной власти), препятствующих полноценной реализации реформ. В частности:

 

основы организации деятельности органов исполнительной власти не обеспечивают своевременное решение накопившихся проблем на местах, снижающих темпы развития территорий. Отсутствие в отдельных случаях четкого разграничения правового статуса органов исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, агентства, комитеты, центры, инспекции) не позволяет определить их конкретное место и роль в государственном аппарате;

 

декларативный характер задач, возложенных на отдельные органы исполнительной власти, недостаточность организационно-правовых механизмов их реализации, дублирование функций и избыточность государственного регулирования отрицательно сказываются на эффективности реализуемых реформ. Выполнение органами исполнительной власти несвойственных им функций, а также наличие значительного квазигосударственного сектора (органы хозяйственного управления, государственные унитарные предприятия) приводят к чрезмерному государственному регулированию отраслей экономики и социальной сферы;

 

действующая система координации и контроля деятельности органов исполнительной власти не обеспечивает своевременное выявление и устранение системных проблем, препятствующих исполнению принимаемых решений. Наличие большого количества межведомственных коллегиальных органов (комиссии, советы, рабочие группы и другие), наделенных государственно-властными полномочиями, приводит к подмене задач и функций органов исполнительной власти, размыванию ответственности за принимаемые решения и достижение конкретных результатов;

 

механизмы оценки деятельности органов исполнительной власти сводятся лишь к констатации фактов и текущему сбору статистических данных, которые зачастую не отражают фактическое положение дел на местах;

 

отсутствуют четкое разграничение сфер ответственности органов исполнительной власти и их руководителей, действенные механизмы внутриведомственного и межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, особенно на местах;

 

чрезмерная централизация государственных функций и полномочий приводит к снижению роли органов исполнительной власти на местах в формировании программ развития территорий и решении насущных проблем населения;

 

уровень внедрения в управленческий процесс современных инновационных методов планирования и организации работы, передовых информационно-коммуникационных технологий не позволяет оперативно отслеживать ход и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений, а также является причиной излишней бюрократизации и высоких издержек государственного управления;

 

совмещение органами хозяйственного управления государственных регулятивных и хозяйственных функций, устаревшая система отраслевого управления, не обладающая достаточной гибкостью и рыночной ориентированностью, необоснованное предоставление индивидуальных льгот, преференций и привилегий сдерживают развитие здоровой конкурентной среды;

 

неразвитость социального и государственно-частного партнерства ограничивает участие негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных социально-экономических проблем и, как следствие, не обеспечивает снижение бюджетных затрат;

 

недостаточная открытость и прозрачность деятельности органов исполнительной власти, слабые механизмы общественного контроля приводят к чрезмерной бюрократии и различным проявлениям коррупции. Уровень оказания государственных услуг не соответствует ожиданиям и требованиям населения и бизнеса, не способствует повышению доверия к системе государственного управления;

 

отсутствие должной ответственности и инициативности у отдельных руководителей отрицательно сказывается на своевременном и качественном решении поставленных задач и целевых установок по комплексному социально-экономическому развитию территорий. Несформированность унифицированных правовых основ государственной службы, единых норм, определяющих статус государственных служащих, критериев оценки их деятельности не позволяет создать профессиональный корпус государственных служащих;

 

низкий уровень социально-материальной защищенности работников органов исполнительной власти, несоответствие их социально-правового положения степени возлагаемой ответственности, отсутствие единых принципов формирования фонда оплаты труда и социального обеспечения создают условия для оттока квалифицированных кадров и коррупционных проявлений, несправедливого и несбалансированного распределения выделяемых государством финансовых ресурсов.

 

Имеющиеся недостатки в системе государственного управления не позволяют обеспечить надлежащее реагирование на растущие запросы общества, решение накопившихся проблем на местах, опережающее развитие экономики и, как следствие, достижение ожидаемых положительных изменений в жизни людей.

 

В этой связи особое значение приобретает формирование концептуально новой модели государственного управления посредством успешной реализации Концепции административной реформы, предусматривающей следующие основные направления:

 

I. Совершенствование институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти.

 

1. Внедрение четких критериев и процедур создания и упразднения органов исполнительной власти, в том числе их структурных и территориальных подразделений, направленных на предупреждение необоснованного увеличения административного аппарата, бюджетной нагрузки и бюрократизации государственного управления.

 

2. Оптимизация органов исполнительной власти, их структур и подразделений с учетом реальных потребностей, недопущения отрицательного воздействия на социально-экономические процессы, устранения дисбаланса между республиканскими и территориальными органами исполнительной власти, а также обеспечения рационального распределения кадровых и материальных ресурсов.

 

3. Повышение самостоятельности и ответственности органов исполнительной власти и их руководителей за осуществление государственной политики в закрепленной сфере за счет пересмотра и совершенствования механизмов их взаимодействия с соответствующими департаментами Кабинета Министров Республики Узбекистан.

 

4. Дальнейшее внедрение системы «Электронное правительство» и современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов исполнительной власти всех уровней в целях оптимизации административных процедур, автоматизации процессов управления, формирования эффективной системы обмена информацией для своевременного и адекватного реагирования на возникающие вызовы и проблемы на уровне территорий и страны в целом.

 

5. Дальнейшее совершенствование системы оказания государственных услуг путем:

 

создания на базе центров «одно окно», в том числе ведомственных, единых центров оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;

 

регламентации всех государственных услуг, внесения их в единый реестр;

 

определения и поэтапного расширения перечня документов и сведений, подлежащих получению органами исполнительной власти посредством межведомственного взаимодействия при оказании государственных услуг.

 

6. Развитие системы административной юстиции путем совершенствования порядка обжалования решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти и их должностных лиц в вышестоящих органах, внедрения механизмов коллегиального заслушивания обращений физических и юридических лиц в качестве способа досудебного урегулирования споров.

 

II. Конкретизация задач (функций, полномочий), механизмов их реализации и сфер ответственности органов исполнительной власти, совершенствование процессов координации и взаимодействия. 

 

1. Определение конкретных задач (функций, полномочий) и сфер ответственности органов исполнительной власти и их руководителей, внедрение административных процедур и регламентов, определяющих механизмы реализации каждой задачи и функции, в том числе по вопросам информационно-аналитического сопровождения, стратегического планирования, проектного управления, осуществления регуляторных функций, оказания государственных услуг.

 

2. Внедрение действенной системы координации и контроля за деятельностью органов исполнительной власти «Аппарат Президента Республики Узбекистан – Кабинет Министров – республиканские органы государственного управления – структурные и территориальные подразделения – органы исполнительной власти на местах», позволяющей организовать эффективную работу и мобилизовать усилия органов исполнительной власти всех уровней на решение задач по развитию регионов, а также предотвратить проявления узковедомственных подходов.

 

3. Кардинальное сокращение межведомственных коллегиальных органов (комиссии, советы, рабочие группы и другие), наделенных государственно-властными полномочиями, с их передачей конкретным государственным органам и возложением на них ответственности за результаты принимаемых решений.

 

4. Повышение инициативности и усиление роли территориальных органов исполнительной власти в формировании государственных и региональных программ развития с учетом особенностей территорий и необходимости комплексного решения актуальных проблем на местах.

 

5. Внедрение принципиально новой системы оценки деятельности органов исполнительной власти всех уровней и их руководителей, основанной на достижении целевых индикаторов и эффективности реализации стратегических программ развития, в том числе посредством программного бюджетирования и введения практики заслушивания отчетов руководителей представительными органами власти.

 

6. Внедрение модели «умное регулирование» и стандартизированной методологии анализа регуляторного воздействия принимаемых решений, предусматривающей недопущение принятия нормативно-правовых актов без должной оценки их воздействия, а также поэтапное исключение практики принятия ведомственных нормативно-правовых актов, влекущих коллизию норм, двоякое толкование, коррупциогенные проявления и избыточное государственное регулирование.

 

7. Совершенствование регуляторных инструментов путем передачи отдельных государственных функций субъектам общественного контроля и снижения избыточного административного регулирования с целью переориентации деятельности органов исполнительной власти на устранение причин и условий имеющихся проблем, а не на борьбу с их последствиями.

 

8. Внедрение современных методов организации работы (менеджмент качества, индикативное планирование, аутсорсинг, краудсорсинг), направленных на достижение конкретных результатов.

 

9. Широкое внедрение в процесс разработки программ развития и мониторинга их реализации современных форм взаимодействия с общественностью (виртуальные приемные, «телефоны доверия»), обеспечивающих открытый диалог с гражданами и субъектами предпринимательства.

 

III. Дальнейшее сокращение административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления. 

 

1. Совершенствование системы управления в наиболее востребованных отраслях экономики и социальной сферы (промышленность, транспорт, энергетика и другие), направленное на развитие здоровой конкурентной среды, исключение конфликта государственных и коммерческих интересов.

 

2. Установление ограничительных мер на создание коммерческих организаций с участием государства и реорганизация действующих предприятий в сферах, в которых эффективно функционирует частный сектор, а также отказ от практики предоставления отдельным хозяйствующим субъектам эксклюзивных прав, индивидуальных льгот и преференций, ограничивающих развитие здоровой конкурентной среды.

 

3. Выработка четких рыночных механизмов участия государства в экономической деятельности, прежде всего, в сферах создания и руководства деятельностью государственных унитарных предприятий, повышения компетенции доверительных управляющих и государственных поверенных, их экономической и управленческой эффективности, развития корпоративных механизмов управления хозяйствующими субъектами с участием государства, направленных, в первую очередь, на повышение финансовой прозрачности и эффективности системы управления государственными активами.

 

4. Отказ от практики финансирования органов исполнительной власти, имеющих контрольные полномочия («Узгоснефтегазинспекция», «Узгосэнергонадзор» и другие), за счет средств подконтрольных им органов хозяйственного управления (АО «Узбекнефтегаз», АО «Узбекэнерго» и другие).

 

5. Совершенствование правовой и институциональной базы социального и государственно-частного партнерства, направленной на обеспечение широкого участия негосударственных некоммерческих организаций и субъектов предпринимательства в решении актуальных вопросов социально-экономического развития (образование, здравоохранение, туризм, коммунальное хозяйство, дорожно-транспортная инфраструктура) и, как следствие, снижение бюджетных затрат.

 

6. Передача отдельных государственных функций частному сектору с внедрением механизмов государственного контроля за надлежащим выполнением передаваемых функций посредством лицензирования, сертификации, аккредитации и разрешительных процедур. Одновременно сокращение избыточных административных мер государственного контроля (лицензирование и разрешительные процедуры), в том числе путем замены их на альтернативные виды регулирования (обязательное страхование ответственности, декларирование соответствия и другие).

 

IV. Совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти. 

 

1. Поэтапная децентрализация государственного управления, предусматривающая передачу полномочий от республиканских органов государственного управления органам государственной власти на местах, от областных органов государственной власти – районным (городским). Четкое разграничение функций и полномочий между различными уровнями государственного управления, в частности, посредством сохранения за республиканскими органами государственного управления стратегических вопросов общегосударственного значения, а также контроля за надлежащим осуществлением полномочий, переданных ими органам государственной власти на местах.

 

2. Расширение финансовых возможностей органов государственной власти на местах, в том числе посредством увеличения налоговых отчислений в местные бюджеты и усиления заинтересованности в расширении налогооблагаемой базы с целью разработки и реализации программ развития территорий.

 

3. Обеспечение практической реализации принципа разделения властей при организации системы государственной власти на местах посредством пересмотра статуса хокима в качестве главы органа местной представительной власти с сохранением за ним статуса главы исполнительной власти на местах и созданием секретариата Кенгашей народных депутатов.

 

4. Повышение роли и ответственности органов государственной власти на местах, особенно Кенгашей народных депутатов, по контролю за деятельностью территориальных подразделений органов исполнительной власти.

 

5. Усиление полномочий органов государственной власти на местах в вопросах подбора и расстановки руководящих кадров территориальных органов исполнительной власти путем поэтапной передачи соответствующих полномочий хокиму.

 

6. Внедрение в перспективе порядка избрания хокимов, направленного на обеспечение действенного общественного контроля за деятельностью хокимов и органов исполнительной власти на местах.

 

7. Повышение роли и эффективности деятельности органов самоуправления граждан в решении актуальных вопросов социально-экономического развития.

 

V. Внедрение в систему государственного управления современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий. 

 

1. Создание системы стратегического планирования, позволяющей формировать будущие модели инновационного развития приоритетных сфер и отраслей на основе долгосрочных сценариев повышения интеллектуального и технологического потенциала страны.

 

2. Внедрение инновационных форм государственного управления, обеспечивающих оптимизацию и упрощение процедур оказания государственных услуг, повышение эффективности деятельности государственных органов.

 

3. Всесторонняя поддержка и широкое привлечение инвестиций в сферу развития научно-исследовательской и инновационной деятельности, в том числе по разработке инновационных идей и технологий, формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей их дальнейшее развитие.

 

4. Создание эффективных механизмов внедрения современных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности, в том числе посредством организации научно-экспериментальных специализированных лабораторий, центров высоких технологий и технопарков.

 

5. Широкое внедрение природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий, в том числе путем развития применения альтернативных и возобновляемых источников энергии, расширения современных форм очистки и опреснения воды, ее рационального использования.

 

VI. Формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, введение действенных механизмов противодействия коррупции в системе органов исполнительной власти. 

 

1. Разработка проектов нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы организации государственной службы, в том числе правовой статус, классификацию государственных служащих, прозрачные механизмы поступления на службу (на конкурсной основе), формирования кадрового резерва, прохождения службы, обеспечения соблюдения этических норм поведения с целью создания профессионального корпуса государственных служащих.

 

2. Создание при Президенте Республики Узбекистан специализированного органа, ответственного за осуществление единой государственной кадровой политики.

 

3. Разработка специальных образовательных направлений подготовки специалистов в сфере государственного управления и повышения квалификации государственных служащих, внедрение современных методик оценки эффективности их деятельности на основе личных достижений, знаний и профессиональных навыков.

 

4. Создание современной системы оплаты труда и социального обеспечения государственных служащих, способствующей повышению привлекательности государственной службы, минимизации рисков проявления коррупции и совершения должностных злоупотреблений.

 

5. Обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов исполнительной власти, внедрения современных форм предоставления информации физическим и юридическим лицам, искоренения излишних административных издержек при взаимодействии с обществом и бизнесом.

 

6. Дальнейшее совершенствование системы работы с обращениями физических и юридических лиц, внедрение новых эффективных механизмов и методов налаживания открытого диалога с населением.

 

7. Повышение производительности труда работников органов исполнительной власти за счет рационального использования рабочего времени и материально-производственных ресурсов.

 

VII. Ожидаемые результаты от реализации административной реформы.

 

1. Создание отвечающей общемировым тенденциям инновационного развития системы государственного управления, способной обеспечить полноценную реализацию намеченных реформ, своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития, в том числе путем:

 

оптимизации и децентрализации системы государственного управления за счет устранения избыточных и несвойственных задач, функций и полномочий, ликвидации дублирования и параллелизма;

 

дебюрократизации и снижения издержек государственного управления, повышения эффективности деятельности и прозрачности системы принятия управленческих решений;

 

внедрения системы стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий;

 

дальнейшего сокращения административного воздействия на отрасли экономики и расширения рыночных механизмов управления, направленного на развитие здоровой конкурентной среды, повышения инвестиционной привлекательности страны и деловой активности населения;

 

формирования эффективных форм общественного и парламентского контроля, направленных, прежде всего, на предупреждение коррупционных проявлений.

 

2. Создание действенных механизмов обеспечения прав и свобод граждан, дальнейшее повышение их благосостояния и уровня удовлетворенности деятельностью органов исполнительной власти, в том числе путем:

 

совершенствования административных процедур, направленных на четкую регламентацию правовых отношений государственных органов с физическими и юридическими лицами;

 

развития системы административной юстиции, предусматривающей совершенствование порядка обжалования решений и действий органов исполнительной власти, внедрение механизмов коллегиального заслушивания обращений физических и юридических лиц;

 

повышения эффективности оказания государственных услуг посредством совершенствования системы «Электронное правительство»;

 

обеспечения верховенства закона в обществе.

 

Конечным результатом эффективной реализации административной реформы должно стать полноценное воплощение в жизнь идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

 

 

 

* * *

 

КОММЕНТАРИЙ

 

к Указу Президента Республики Узбекистан «Об утверждении

Концепции административной реформы в Республике Узбекистан»

 

Успешная реализация широкомасштабных реформ на современном этапе развития страны требует создания совершенно новой и эффективно функционирующей системы государственного управления.

 

В этой связи в стране проводится значительная работа по кардинальному совершенствованию и модернизации системы государственного управления.

 

Для обеспечения открытости деятельности государственных органов и совершенствования системы оказания государственных услуг созданы электронные порталы и базы данных.

 

В частности, для упрощения получения разрешительных документов и лицензий создан веб-сайт www.license.gov.uz, обеспечения оказания государственных услуг по принципу «одно окно» – birdarcha.uz. В результате пересмотра и оптимизации государственных услуг количество процедур для регистрации субъекта предпринимательства сократилось в 4 раза, а время, необходимое для регистрации, – до 30 минут.

 

Вместе с тем, объективная оценка проведенной за последний год масштабной работы, результаты деятельности органов государственного управления, открытого и прямого диалога с населением выявили потребность в системном решении имеющихся проблем и недостатков.

 

В первую очередь, это касается:

 

– декларативного характера задач ряда ведомств и недостаточности организационно-правовых механизмов их реализации;

 

– неэффективной системы оценки деятельности, которая сводится лишь к констатации фактов и сбору статистики и зачастую не отражает фактического положения дел на местах;

 

– чрезмерной централизации государственных функций, снижающей роль местных органов власти в формировании программ развития территорий, решении насущных проблем населения;

 

– низкого уровня инновационного развития, приводящего к бюрократизации и высоким издержкам;

 

– совмещения органами хозяйственного управления государственных регулятивных и хозяйственных функций, практики выборочного предоставления льгот и преференций, сдерживающих развитие здоровой конкурентной среды;

 

– отсутствия должной ответственности и инициативности у отдельных руководителей, отрицательно сказывающегося на развитии территорий.

 

Данные недостатки сдерживают успешное проведение государственной политики по модернизации отраслей экономики и социальной сферы, всестороннему развитию территорий, повышению уровня жизни и благосостояния населения.

 

В данном контексте принятый главой государства Указ «Об утверждении Концепции административной реформы в Республике Узбекистан» является важным шагом в реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и, по сути, открывает новую страницу в государственном и общественном строительстве Узбекистана.

 

В Концепции административной реформы в Республике Узбекистан определены 6 основных направлений коренного реформирования системы государственного управления.

 

Первое направление посвящено совершенствованию институциональных и организационно-правовых основ деятельности органов исполнительной власти. Меры в данной области предусматривают:

 

– внедрение четких критериев и процедур создания и упразднения органов исполнительной власти;

 

– оптимизацию органов исполнительной власти с рациональным использованием кадровых и материальных ресурсов;

 

– повышение самостоятельности органов исполнительной власти и совершенствование механизмов их взаимодействия с Кабинетом Министров;

 

– последовательное совершенствование системы оказания государственных услуг и дальнейшее внедрение системы «Электронное правительство»;

 

– развитие административной юстиции и внедрение коллегиального заслушивания обращений.

 

Второе направление предусматривает конкретизацию задач, механизмов их реализации и сфер ответственности органов исполнительной власти, в связи с чем будут приняты меры по:

 

– повышению инициативности и роли территориальных органов исполнительной власти при формировании программ развития;

 

– внедрению принципиально новой системы оценки деятельности органов исполнительной власти всех уровней и их руководителей, основанной на достижении целевых индикаторов;

 

– использованию современных методов организации работы, успешно применяемых в международной практике, в том числе менеджмента качества, индикативного планирования, аутсорсинга, краудсорсинга;

 

– внедрению современных форм взаимодействия с общественностью при разработке программ развития и мониторинга их реализации.

 

Третьим направлением являются сокращение административного воздействия на отрасли экономики и расширение рыночных механизмов управления. В данном направлении планируется:

 

– ограничение создания коммерческих организаций с участием государства и реорганизация действующих государственных предприятий в сферах, где эффективно действует частный сектор;

 

– выработка четких рыночных механизмов участия государства в экономической деятельности;

 

– совершенствование правовой и институциональной базы социального и государственно-частного партнерства для решения социально-экономических вопросов;

 

– передача отдельных государственных функций в частный сектор.

 

В четвертом направлении предусмотрено совершенствование механизмов вертикальной системы управления и взаимодействия органов исполнительной власти, в том числе:

 

– поэтапная децентрализация государственного управления;

 

– расширение финансовых возможностей органов государственной власти на местах, повышение их роли и ответственности;

 

– усиление полномочий органов государственной власти на местах в вопросах подбора и расстановки руководящих кадров территориальных органов.

 

Пятое направление включает в себя меры по внедрению в систему государственного управления современных форм стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий. Среди данных мер следует отметить:

 

– внедрение инновационных форм государственного управления, обеспечивающих оптимизацию и упрощение процедур оказания государственных услуг;

 

– активное привлечение инвестиций в разработку инновационных идей и технологий;

 

– создание развитой инфраструктуры, необходимой для успешного внедрения современных научно-исследовательских и инновационных достижений;

 

– широкое внедрение природоохранных, ресурсо- и энергосберегающих технологий.

 

И, наконец, в последнем шестом направлении обозначены формирование эффективной системы профессиональной государственной службы, а также установление действенных механизмов противодействия коррупции, для достижения которых планируются:

 

– обеспечение прозрачности и открытости государственной службы, внедрение новых механизмов налаживания открытого диалога с населением;

 

– повышение производительности труда государственных служащих с введением современной системы оплаты их труда и социального обеспечения.

 

Кроме того, Указом утверждена «Дорожная карта», предусматривающая свыше 40 конкретных мероприятий по практической реализации положений Концепции административной реформы в Республике Узбекистан.

 

Также образованы Комиссия по реализации Концепции административной реформы в Республике Узбекистан и рабочие группы по проведению критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления.

 

Комиссия организует качественную разработку рабочими группами соответствующих проектов нормативно-правовых актов, а также будет осуществлять строгий контроль за полной, своевременной и качественной реализацией Концепции административной реформы и «Дорожной карты».

 

Наряду с этим на Комиссию возложены задачи по утверждению графика проведения критического изучения и подготовке предложений по коренному реформированию системы государственного управления, на основании которого планируется пересмотреть деятельность более 100 органов государственного и хозяйственного управления.

 

Реализация административной реформы нацелена на достижение следующих результатов:

 

1. Создание отвечающей общемировым тенденциям инновационного развития системы государственного управления, способной обеспечить полноценную реализацию намеченных реформ, своевременно выявлять и эффективно решать проблемы общественно-политического и социально-экономического развития, в том числе путем:

 

– оптимизации и децентрализации системы государственного управления за счет устранения избыточных и несвойственных задач, функций и полномочий, ликвидации дублирования и параллелизма;

 

– дебюрократизации и снижения издержек государственного управления, повышения эффективности деятельности и прозрачности системы принятия управленческих решений;

 

– внедрения системы стратегического планирования, инновационных идей, разработок и технологий;

 

– дальнейшего сокращения административного воздействия на отрасли экономики и расширения рыночных механизмов управления, направленного на развитие здоровой конкурентной среды, повышения инвестиционной привлекательности страны и деловой активности населения;

 

– формирования эффективных форм общественного и парламентского контроля, направленных, прежде всего, на предупреждение коррупционных проявлений.

 

2. Создание действенных механизмов обеспечения прав и свобод граждан, дальнейшее повышение их благосостояния и уровня удовлетворенности деятельностью органов исполнительной власти, в том числе путем:

 

– совершенствования административных процедур, направленных на четкую регламентацию правовых отношений государственных органов с физическими и юридическими лицами;

 

– развития системы административной юстиции, предусматривающей совершенствование порядка обжалования решений и действий органов исполнительной власти, внедрение механизмов коллегиального заслушивания обращений физических и юридических лиц;

 

– повышения эффективности оказания государственных услуг посредством совершенствования системы «Электронное правительство»;

 

– обеспечения верховенства закона, укрепления законности и правопорядка в обществе.

 

Реализация предусмотренных в Концепции административной реформы в Республике Узбекистан мер, безусловно, придаст новый импульс модернизации системы государственного управления с учетом современных тенденций инновационного развития и мировых стандартов.

 

В целом, реализация административной реформы в Республике Узбекистан будет способствовать полноценному воплощению в жизнь благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».



kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-24
  • USD:12705.00 (+0.00) сум
  • EUR:13543.53 (+0.00) сум
  • RUB:136.11 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах