Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzПроект постановления: как борьба с теневой экономикой может способствовать ее росту Увеличились минимальные размеры пенсий и пособий Что изменится с внедрением МСФО (IFRS) 18 Как учитывать реализацию гостиничных услуг Какие признаки трудовых отношений не должны содержаться в гражданско-правовых договорах

Проект закона "Об общественном контроле"

12.05.2017

ПРОЕКТ

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

Об общественном контроле в Республике Узбекистан

 

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений
в области осуществления общественного контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц.

 

Статья 2. Законодательство об общественном контроле

 

Законодательство об общественном контроле состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об общественном контроле, то применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

общественный контроль – деятельность субъектов общественного контроля по оценке соответствия общественным интересам и законности деятельности государственных органов и их должностных лиц, соблюдения ими прав, свобод и законных интересов граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане);

объект общественного контроля – деятельность государственных органов и их должностных лиц, связанная с исполнением возложенных на них законодательством обязанностей. Деятельность негосударственных некоммерческих и иных организаций, затрагивающая права и законные интересы граждан также может быть объектом общественного контроля.
Не является объектом общественного контроля информация, содержащая государственную или иную охраняемую законом тайну, а также конкретные дела и материалы, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда;

предмет общественного контроля – порядок исполнения государственными органами и их должностными лицами обязанностей, возложенных на них законодательством;

субъекты общественного контроля – граждане Республики Узбекистан, негосударственные некоммерческие организации
(за исключением представительств и филиалов международных
и иностранных негосударственных некоммерческих организаций), органы самоуправления граждан и средства массовой информации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность в Республике Узбекистан, а также общественные советы.

 

Статья 4. Цели и задачи общественного контроля

 

Целями общественного контроля являются:

обеспечение соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан;

обеспечение законности в деятельности государственных органов и их должностных лиц, эффективного исполнения государственными органами
и их должностными лицами возложенных на них задач и функций;

защита интересов общества.

Задачами общественного контроля являются:

информирование граждан о состоянии соблюдения и обеспечения государственными органами и их должностными лицами законов, прав, свобод и законных интересов граждан;

выявление фактов несоблюдения законов государственными органами и их должностными лицами, устранение их с помощью общественности;    

повышение эффективности взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами в обеспечении прав, свобод
и законных интересов граждан;

поддержка и поощрение принципа социальной справедливости в обществе.

 

Статья 5. Основные принципы общественного контроля

 

Основными принципами общественного контроля являются:

приоритет защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

законность;

обязательность;

независимость;

добровольность;

гласность;

соблюдение этических правил при осуществлении общественного контроля.

 

Статья 6. Приоритет защиты прав, свобод и законных интересов граждан

 

Деятельность субъектов общественного контроля направлена на защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Субъекты общественного контроля при осуществлении своих полномочий обязаны соблюдать права, свободы и законные интересы граждан.

 

Статья 7. Законность

 

Субъекты общественного контроля при осуществлении своих полномочий обязаны соблюдать требования Конституции Республики Узбекистан, настоящего Закона и других актов законодательства.

 

Статья 8. Обязательность

 

Государственные органы и их должностные лица обязаны содействовать реализации прав, осуществляемых субъектами общественного контроля.

 

Статья 9. Независимость и добровольность

 

Субъекты общественного контроля при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и их должностных лиц, других организаций и граждан, и добровольно осуществляют свою деятельность.

 

Статья 10. Гласность

 

Деятельность субъектов общественного контроля по осуществлению общественного контроля, в том числе результаты общественного контроля являются открытыми для ознакомления и публикуются в средствах массовой информации.

Запрещается обнародовать информацию, содержащую государственную или иную охраняемую законом тайну.

 

Статья 11. Соблюдение этических правил

 

При осуществлении общественного контроля субъектами общественного контроля и государственными органами и их должностными лицами соблюдаются этические правила.

 

Статья 12. Виды общественного контроля

 

Общественный контроль осуществляется субъектами общественного контроля самостоятельно по собственной инициативе.

При общности целей, предмета и объекта общественного контроля общественный контроль может быть осуществлен субъектами общественного контроля совместно с другими субъектами общественного контроля.

 

Статья 13. Основные формы общественного контроля

 

Общественный контроль осуществляется в следующих основных формах:

обращения в государственные органы;

изучение общественного мнения;

общественный мониторинг;

общественное расследование (журналистское расследование и др.);

общественная экспертиза;

общественное обсуждение проектов законов, программ и других решений государственных органов и их должностных лиц;

общественные слушания.

Общественный контроль может осуществляться и в других формах, предусмотренных законом.

 

Статья 14. Основания проведения общественного контроля

 

Основаниями для проведения общественного контроля могут быть:

обращения физических и юридических лиц о нарушении прав, свобод
и законных интересов граждан;

информация средств массовой информации о нарушении норм Конституции и законов Республики Узбекистан государственными органами и их должностными лицами, а также другими организациями;

собственная инициатива субъекта общественного контроля.

 

Глава 2. Организация общественного контроля

 

Статья 15. Доступ к информации о деятельности государственных органов

 

Государственные органы и их должностные лица обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности в установленном законом порядке.

Доступ к информации о деятельности государственных органов и их должностных лиц обеспечивается путем опубликования принятых государственными органами и их должностными лицами решений, нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность, а также других сведений, поступивших или касающихся их деятельности.

 

Статья 16. Обращения в государственные органы

 

Субъекты общественного контроля вправе обращаться
в государственные органы с заявлениями, жалобами и предложениями
в порядке, установленном законом.

Субъекты общественного контроля вправе направить запрос по вопросам, представляющим общественный интерес (далее – запрос), должностным лицам государственных органов с требованием дать информацию по вопросам, указанным в запросе.

Запрос рассматривается в течение пятнадцати рабочих дней, а запрос средств массовой информации – пяти рабочих дней со дня их поступления и письменный ответ по ним направляется субъектам общественного контроля.

 

Статья 17. Изучение общественного мнения

 

Субъекты общественного контроля вправе осуществлять изучение общественного мнения в целях оценки деятельности государственных органов и их должностных лиц по соблюдению закона, прав, свобод
и законных интересов граждан, эффективности исполнения возложенных
на них задач и функций.

Аналитические материалы и предложения по совершенствованию деятельности государственных органов, подготовленные по итогам изучения общественного мнения, направляются в государственные органы,
в отношении деятельности которых осуществлено изучение общественного мнения.

 

Статья 18. Общественный мониторинг

 

Общественный мониторинг осуществляется путем непрерывного наблюдения субъектами общественного контроля за соответствием общественным интересам деятельности государственных органов и их должностных лиц. В ходе общественного мониторинга субъекты общественного контроля осуществляют сбор, анализ и обобщение информации о деятельности государственных органов и их должностных лиц, по результатам которых оформляется доклад (статья) о деятельности государственного органа и его должностного лица.

 

Статья 19. Общественное расследование

 

При наличии фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для граждан, субъектами общественного контроля может быть инициировано общественное расследование.

Общественное расследование осуществляется путем сбора информации на основе обращений физических и юридических лиц, полученных сведений о фактах и обстоятельствах, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан.

Представитель средств массовой информации вправе проводить журналистское расследование конкретного события, изучать обстоятельства, о которых стало ему известно из обращений либо из других источников, или представитель средств массовой информации был их очевидцем.

Общественное расследование не должно оказывать воздействия на ход следственного и судебного процесса.

 

Статья 20. Общественная экспертиза

 

Субъекты общественного контроля вправе осуществлять общественную экспертизу программ и проектов, касающихся прав, свобод и законных интересов граждан, а также имеющих общественное значение,
в том числе проектов законов.

При осуществлении общественной экспертизы субъекты общественного контроля вправе истребовать информацию, необходимую для осуществления общественной экспертизы.

По окончании общественной экспертизы субъекты общественного контроля направляют государственным органам свои предложения, обязательные для рассмотрения.

Порядок осуществления общественной экспертизы проектов законов определяется законодательством.

 

Статья 21. Общественные обсуждения проектов законов,
программ и других решений государственных органов и их должностных лиц

 

Субъекты общественного контроля осуществляют анализ проектов законов, программ и других решений государственных органов и их должностных лиц, а также организуют их обсуждение с участием других субъектов общественного контроля и общественности.

 

Статья 22. Общественные слушания

 

Субъекты общественного контроля вправе проводить общественные слушания по обсуждению информации и отчетов государственных органов
и их должностных лиц об осуществлении ими возложенных на них законом обязанностей, в том числе в сфере соблюдения и защиты прав, свобод
и законных интересов граждан.

Субъектами общественного контроля могут инициированы общественные слушания также по другим общественно значимым вопросам.

 

Статья 23. Права и обязанности субъектов общественного контроля

 

При осуществлении общественного контроля субъекты общественного контроля имеют право:

запрашивать необходимую информацию, документы или иные сведения для ознакомления, снимать с них выписки и копии, кроме случаев, установленных законом;

участвовать в выработке решений государственных органов в порядке, предусмотренном законодательством;

обжаловать неправомерные действия (бездействие) должностных лиц
и иных работников государственных органов.

При осуществлении общественного контроля субъекты общественного контроля обязаны:

соблюдать законодательство об общественном контроле и других актов законодательства;

соблюдать личные права и свободы должностных лиц и иных работников государственных органов, а также не наносить ущерб их деловой репутации;

не вмешиваться в деятельность государственных органов и их должностных лиц при осуществлении ими полномочий, определенных законодательством;

не подменять деятельность контролирующих органов;

не распространять имеющуюся информацию до окончания
и подведения результатов общественного контроля;

не использовать результаты общественного контроля в корыстных целях.

 

Статья 24. Права и обязанности должностных лиц и иных работников государственных органов

 

В ходе общественного контроля должностные лица и иные работники государственных органов имеют право:

непосредственно присутствовать при осуществлении общественного контроля, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля;

получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Законом и иными актами законодательства;

знакомиться с результатами общественного контроля и указывать
в них о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также
с отдельными действиями субъектов общественного контроля;

лично или через представителя участвовать в обсуждении результатов общественного контроля;

обжаловать в суд неправомерные действия субъектов общественного контроля.

В ходе общественного контроля должностные лица и иные работники государственных органов обязаны содействовать субъектам общественного контроля в осуществлении ими своих полномочий, создавать им условия для реализации ими своих прав, указанных в статье 23 настоящего Закона.

 

Статья 25. Оформление результатов общественного контроля

 

Результаты общественного контроля оформляются путем подготовки докладов, статей, заключений и обращений. К докладам, заключениям
и обращениям прилагаются материалы по результатам общественного контроля.

Результаты общественного контроля могут быть оформлены и другим способом, не запрещенным законодательством.

Субъекты общественного контроля несут ответственность
за объективность и достоверность результатов общественного контроля.

 

Статья 26. Реализация результатов общественного контроля

 

По результатам общественного контроля субъектами общественного контроля могут быть организованы общественные обсуждения, общественные слушания, дебаты, публикации и публичные обращения
в средствах массовой информации. На общественные обсуждения, общественные слушания и дебаты также приглашаются должностные лица
и иные работники государственных органов, за деятельностью которых осуществлен общественный контроль.

По результатам общественного контроля, субъекты общественного контроля:

информируют государственные органы и их должностные лица
о выявленных фактах нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан;

вносят в адрес государственных органов предложения об улучшении их деятельности, заключения, обращения по устранению нарушений прав, свобод и законных интересов граждан, а также причин и условий, им способствующих;

ставят перед государственными органами вопрос об отмене принятых ими актов, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан,
о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение прав, свобод и законных интересов граждан;

выносят общественное порицание государственным органам и их должностным лицам, которые своими действиями (бездействием) допустили нарушения прав, свобод и законных интересов граждан или не отреагировали надлежащим образом на обращения по поводу таких нарушений;

обращаются к членам Сената, депутатам для принятия мер парламентского, депутатского контроля в отношении государственных органов и их должностных лиц;

направляют в правоохранительные органы сообщение о выявленном правонарушении в деятельности государственных органов и их должностных лиц;

обращаются в вышестоящий орган или суд по восстановлению нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, а также устранению нарушений законности;

обращаются в суд на неправомерные действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц.

Результаты общественного контроля могут быть реализованы и в иной форме, не запрещенной законом.

 

Статья 27. Обязательность рассмотрения результатов общественного контроля

 

Подготовленные по результатам общественного контроля заключения и обращения субъектов общественного контроля в обязательном порядке рассматриваются государственными органами в течение тридцати дней.

Государственные органы письменно информируют субъектов общественного контроля о результатах рассмотрения их заключений
и обращений. Также государственные органы могут опубликовать результаты рассмотрения заключений и обращений субъектов общественного контроля в средствах массовой информации или размещать их в сети Интернет.

 

Глава 3. Особенности осуществления общественного контроля некоторыми субъектами общественного контроля

 

Статья  28. Осуществление общественного контроля общественными советами

 

Общественные советы координируют деятельность других субъектов общественного контроля по вопросам организации общественного контроля, организуют регулярный обмен информацией между субъектами общественного контроля, распространение позитивного опыта по осуществлению общественного контроля.

Общественные советы могут создавать из состава своих членов общественные комиссии, осуществляющие общественный контроль от имени и по поручению общественных советов.

 

Статья  29. Осуществление общественного контроля органами самоуправления граждан

 

Органы самоуправления граждан осуществляют общественный контроль за деятельностью государственных органов и их должностных лиц по вопросам, касающимся их деятельности на соответствующей территории.

 

Статья  30. Осуществление общественного контроля политическими партиями

 

Политические партии осуществляют общественный контроль
за деятельностью государственных органов и их должностных лиц
с независимых, альтернативных или оппозиционных политических позиций
в отношении деятельности отдельных государственных органов и их должностных лиц.

Не считается общественным контролем деятельность политической партии по контролю за деятельностью должностных лиц государственных органов, избранных от данной политической партии.

 

Статья  31. Осуществление общественного контроля профессиональными союзами и иными представительными органами работников

 

Профессиональные союзы и иные представительные органы работников осуществляют общественный контроль за деятельностью государственных органов и их должностных лиц на предмет соблюдения ими трудовых и социально-экономических прав и интересов граждан.  

 

Глава 4. Заключительные положения

 

Статья  32. Ответственность за нарушение законодательства
об общественном контроле

 

Запрещается ограничение права, воспрепятствование деятельности субъектов общественного контроля в реализации своих полномочий.

Лица, виновные в нарушении законодательства об общественном контроле, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

 

Статья  33. Приведение нормативно-правовых актов
в соответствие с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

Статья 34. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.