Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzМожет ли иностранное юрлицо торговать на местных маркетплейсах без регистрации в Узбекистане Что делать, если при выставлении ЭСФ возникает ошибка «Покупатель не является вашим клиентом» Как учесть передачу материалов по договору займа Как предприятиям оптовой и розничной торговли работать с маркированными прохладительными напитками

Проект закона Республики Узбекистан

08.01.2016

Об охране труда
(новая редакция)

 

 

Глава I. Общие положения


 

Статья 1. Цель настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охраны труда.

 

 

Статья 2. Законодательство об охране труда


Законодательство об охране труда состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

 

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об охране труда, то применяются правила международного договора.

 

 

Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

 

охрана труда – система обеспечения безопасности жизни, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные аналогичные мероприятия и средства;

 

условия труда – совокупность социальных и производственных факторов, при которых осуществляется труд;

 

вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к профессиональному заболеванию;

 

опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

 

производственная деятельность – совокупность действий работников с применением орудий труда, необходимых для превращения производственных ресурсов в готовую продукцию, включающих производство и переработку различного сырья, строительство, оказание различных услуг;

 

работник – физическое лицо, выполняющее работу на основании трудового договара, а также на основании гражданско-правового договора заключенного с работодателем;

 

работодатель – юридическое или физическое лицо, заключившее трудовой договор или гражданско-правовой договор работником в установленном законодательством порядке;

 

рабочее место – место постоянного или временного пребывания работников в процессе трудовой деятельности;

 

средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредного производственного фактора и опасного производственного фактора, а также для защиты от загрязнений;

 

несчастный случай на производстве – событие, в результате которого работник получил трудовое увечье или иное повреждение здоровья, связанное с исполнением им обязанностей по трудовому договору или по гражданско-правовому договору как на территории работодателя, так и за ее пределами, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо
его смерть;

 

профессиональный риск – вероятность повреждения здоровья или утраты трудоспособности либо смерти работника в результате воздействия вредного производственного фактора и опасного производственного фактора;

 

профессиональное заболевание – острое или хроническое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора или опасного производственного фактора и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности;

 

трудовое увечье – временная или стойкая утрата работником профессиональной трудоспособности вследствие несчастного случая на производстве;

 

государственный контроль и надзор за охраной труда – деятельность государственных органов, осуществляющих государственное управление охраной труда, а также  контроль и надзор за соблюдением органами государственного и хозяйственного управления, органами исполнительной власти на местах, юридическими и физическими лицами, а также их должностными лицами законодательства об охране труда;

 

государственная экспертиза условий труда – оценка соответствия объекта экспертизы требованиям законодательства об охране труда;

 

аттестация рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования – комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки условий труда, тяжести и напряженности трудового процесса на рабочих местах, выявления вредного производственного фактора и опасного производственного фактора, травмоопасности оборудования, а также приведения условий труда, тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с установленными требованиями законодательства;

 

аудит системы управления охраной труда (аудит охраны труда) – независимая проверка по определению соответствия деятельности организации, направленной на обеспечение охраны труда, законодательству об охране труда;

 

мониторинг состояния охраны труда – система наблюдений за состоянием охраны труда в организациях, а также оценка и прогноз состояния охраны труда в республике;

 

служба охраны труда – самостоятельное структурное подразделение организации, образованное в установленном порядке в целях обеспечения соблюдения организацией требований законодательства об охране труда, осуществления контроля за их выполнением, и состоящее из штата специалистов по охране труда, во главе с руководителем (начальником) службы охраны труда;

 

уполномоченный по охране труда – лицо, избираемое открытым голосованием на общем собрании трудового коллектива и профессионального союза организации или иных представительных органов работников, из числа работников данной организации;

 

инструктаж по охране труда – процесс ознакомления с законодательством об охране труда, безопасными методами и приёмами работы, выполнение которых входит в функциональные (должностные) обязанности работника, или другой работы, порученной работодателем;

 

подготовка и повышение квалификации по вопросам охраны труда – процесс организации образовательной деятельности, направленный на освоение содержания образовательных программ по вопросам обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

 

профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда – юридические лица, привлекаемые организациями на договорной основе и оказывающие услуги в сфере охраны труда;

 

общественный контроль в области охраны труда – контроль, осуществляемый трудовыми коллективами, профессиональными союзами и их выборными органами на организации, иными избираемыми работниками органами, уполномоченным по охране труда за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, предусмотренных коллективными соглашениями и договорами организаций.

 

 

Статья 4. Сфера действия настоящего Закона


Действие настоящего Закона распространяется на:

 

работников;

 

лиц, работающих по гражданско-правовым договорам;

 

работодателей;

 

учащихся, студентов и слушателей образовательных учреждений, проходящих производственную практику;

 

военнослужащих, привлекаемых для работы в организациях;

 

граждан, проходящих альтернативную службу;

 

лиц, отбывающих наказание по приговору суда, в период их трудовой деятельности в организациях, определяемых органами, ведающими исполнением приговоров, а также на лиц, которым применен административное наказание (арест), привлекаемых на выполнение других видов работ, в том числе организуемых в интересах общества и государства.

 

На граждан Республики Узбекистан, работающих по трудовому договору в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Республики Узбекистан, распространяется законодательство об охране труда Республики Узбекистан.

 

 

Статья 5. Государственная политика в области охраны труда


Государственная политика в области охраны труда основывается на принципах:

 

приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности организации;

 

координации деятельности в области охраны труда с другими направлениями экономической и социальной политики;

 

установления единых требований в области охраны труда для всех работодателей;

 

обеспечения экологически безопасных условий труда и систематического контроля за состоянием окружающей среды на рабочих местах;

 

осуществления контроля и надзора за повсеместным соблюдением законодательства об охране труда;

 

участия государства в финансировании охраны труда;

 

гарантированности льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;

 

осуществление периодической государственной экспертизы условий труда, в том числе путем проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования, определения возможных угроз здоровью и жизни работника при осуществлении им трудовой деятельности;

 

подготовки и повышения квалификации по вопросам охраны труда;

 

стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, технологий и средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

 

широкого использования достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда;

 

бесплатного обеспечения работников специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты работников, лечебно-профилактическим питанием;

 

проведения налоговой политики, способствующей созданию здоровых и безопасных условий труда в организациях;

 

обязательности расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и каждого профессионального заболевания и на этой основе информирование населения об уровнях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

 

социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;

 

всемерной поддержки деятельности профессиональных союзов, иных представительных органов работников, других организаций и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;

 

международного сотрудничества при решении проблем охраны труда.

 

 

Глава II. Государственное управление охраной труда


 

Статья 6. Государственные органы, осуществляющие государственное управление охраной труда


Государственное управление охраной труда осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, специальным уполномоченным государственным органом в области охраны труда, а также иными государственными органами, которые в соответствии с законодательством имеют отдельные полномочия в области охраны труда.

 

 

Статья 7. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области охраны труда


Кабинет Министров Республики Узбекистан:

 

определяет основные направления и обеспечивает реализацию единой государственной политики в области охраны труда;

 

координирует и направляет работу органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах в области охраны труда, обеспечивает контроль за их деятельностью;

 

разрабатывает и реализует целевые и специальные программы по улучшению условий и охраны труда;

 

определяет задачи, функции, структуру и координирует деятельность специального уполномоченного государственного органа в области охраны труда по обеспечению государственного контроля и надзора за соблюдением требований законодательства об охране труда;

 

устанавливает порядок проведения государственной экспертизы условий труда, в том числе аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования;

 

устанавливает единый порядок специального расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядок создания службы охраны труда и службы по безопасности дорожного движения в организациях;

 

устанавливает квалификационные требования к специалистам служб охраны труда организаций и профессиональным участникам рынка услуг в области охраны труда, а также порядок подготовки и повышения квалификации специалистов по охране труда;

 

определяет порядок оказания услуг в сфере охраны труда и ведения единого реестра профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда;

 

определяет порядок выделения средств на охрану труда работодателем, а также образование и использование средств фондов по охране труда;

 

обеспечивает взаимодействие органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, работодателей, профессиональных союзов организаций и иных представительных органов работников в реализации единой государственной политики в области охраны труда;

 

развивает и осуществляет международное сотрудничество в области охраны труда;

 

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 8.  Полномочия специального уполномоченного государственного органа в области охраны труда


Специальным уполномоченным государственным органом в области охраны труда является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

 

Специальный уполномоченный государственный орган в области охраны труда:

 

осуществляет реализацию государственной политики в области охраны труда;

 

взаимодействует с другими органами государственного и хозяйственного управления, органами исполнительной власти на местах и иными организациями по вопросам охраны труда;

 

разрабатывает с участием органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах предложения об основных направлениях и приоритетах государственной политики в области охраны труда;

 

в пределах своей компетенции разрабатывает, согласовывает и утверждает нормативно-правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования по вопросам охраны труда;

 

участвует в разработке и реализации целевых и специальных программ по улучшению условий и охраны труда;

 

осуществляет координацию научно-исследовательских работ и распространение передового отечественного и мирового опыта по улучшению условий труда и охраны труда;

 

ведет единый реестр профессиональных участников рынка услуг в области охраны труда в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

 

проводит экспертизу материалов аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования и выдает соответствующее заключение;

 

осуществляет государственный контроль и надзор за охраной труда, обязательным страхованием гражданской ответственности работодателя, а также предоставлением льгот и компенсаций работникам за работу
в неблагоприятных условиях труда;

 

проводит мониторинг состояния охраны труда, рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам охраны труда;

 

по результатам государственного контроля и надзора за охраной труда, общественного контроля в области охраны труда, а также по итогам мониторинга состояния охраны труда и рассмотрения обращений физических и юридических лиц по вопросам нарушений законодательства об охране труда и обязательного страхования гражданской ответственности работодателя, выдает предписания об устранении нарушений органами государственного и хозяйственного управления, органами исполнительной власти на местах, юридическими и физическими лицами, а также их должностными лицами;

 

анализирует причины производственного травматизма и вносит в органы государственного и хозяйственного управления, органы исполнительной власти на местах, юридическим и физическим лицам предложения по их предупреждению;

 

проводит в пределах своей компетенции проверку расчета и выплаты возмещения вреда работнику по трудовому увечью и профессиональному заболеванию, а также вопросы финансирования работодателем мероприятий
по охране труда и целевое их использование;

 

приостанавливает в порядке, установленном законодательством, деятельность организаций, их структурных подразделений, работы оборудования в случае выявления нарушений законодательства об охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников;

 

проводит расследование и учет несчастных случаев на производстве;

 

по результатам государственного контроля и надзора за охраной труда, общественного контроля в области охраны труда, а также по итогам мониторинга состояния охраны труда и рассмотрения обращений физических и юридических лиц по вопросам нарушений законодательства об охране труда и обязательного страхования гражданской ответственности работодателя, а также не исполнивших предписания специального уполномоченного государственного органа в области охраны, привлекает виновных лиц к административной ответственности;

 

обращается в суд с иском о рассмотрении спора между работодателем и работниками (заинтересованными лицами, имеющими право на возмещение в случае смерти работника) по вопросам выплаты возмещений вреда, причиненного здоровью работников по трудовому увечью, профессиональному заболеванию или его смертью, приостановлении деятельности организации или их структурных подразделений, работы оборудований, или ликвидации организации, упразднении ее структурных подразделений вследствие нарушения законодательства об охране труда, а также определения связанности случившегося несчастного случая с производством;

 

участвует в работе комиссии по приёмке в эксплуатацию завершенных строительством объектов и в случае их не соответствия требованиям законодательства об охране труда выдает соответствующее заключение.

 

Положение о специальном уполномоченном государственном органе в области охраны труда утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

 

Статья 9. Полномочия Министерства здравоохранения  Республики Узбекистан в области охраны труда


Министерство здравоохранения Республики Узбекистан:

 

определяет порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников организаций;

 

устанавливает санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести  и напряжённости трудового процесса;

 

определяет порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, непосредственно занятым на работах с вредными условиями труда;

 

утверждает перечень медицинских и иных показаний для перевода работника на более лёгкую или исключающую воздействие неблагоприятных факторов работу;

 

определяет требования к составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у работника профессионального заболевания;

 

расследует, устанавливает причинную связь и ведет учет профессиональных заболеваний и выдает направление для определения степени утраты трудоспособности работников;

 

выдает медицинское заключение о характере и тяжести повреждения, причиненного работнику, причинах его смерти при несчастных случаях на производстве.

 

 

Статья 10. Полномочия иных органов государственного и хозяйственного управления в области охраны труда


Органы государственного и хозяйственного управления:

 

разрабатывают в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты и нормативные документы в области технического регулирования по вопросам охраны труда и вносят на утверждение в специальный государственный уполномоченный орган;

 

обеспечивают финансирование мероприятий по охране труда;

 

разрабатывают и обеспечивают реализацию отраслевых целевых и специальных программ по улучшению условий и охраны труда;

 

анализируют состояние условий труда, результата аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования, паспортизацию санитарно-технического состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подведомственных организациях, разработку и реализацию мер по их профилактике;

 

проводят ведомственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в подведомственных организациях;

 

организовывают и обеспечивают проведение специального расследования несчастных случаев на производстве в подведомственных организациях;

 

осуществляют информационное обеспечение подведомственных организаций по вопросам охраны труда;

 

организовывают подготовку, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подведомственных организаций;

 

обеспечивают пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в подведомственных организациях;

 

предоставляют в специальный уполномоченный государственный орган в области охраны труда информацию о реализованных мероприятиях по охране труда и созданию условий труда.

 

 

Статья 11. Полномочия органов исполнительной власти на местах в области охраны труда


Органы исполнительной власти на местах:

 

разрабатывают и обеспечивают реализацию целевых и специальных программ по улучшению условий и охраны труда;

 

обеспечивают организацию подготовки, повышения квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов подведомственных организаций;

 

осуществляют информационное обеспечение по вопросам охраны труда в подведомственных организациях;

 

организовывают контроль по обеспечению инвалидам (включая использующих кресла-коляски и собак-проводников) условий труда и беспрепятственного доступа к жилым, общественным и производственным зданиям, сооружениям и помещениям, пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи общего пользования и информации, свободной ориентации и передвижения;

 

обеспечивают пропаганду и распространение передового опыта в области охраны труда в подведомственных организациях.

 

 

Глава III. Обеспечение охраны труда


 

Статья 12. Правовое обеспечение охраны труда


Кабинет Министров Республики Узбекистан совместно с Федерацией профсоюзов Узбекистана определяет перечень необходимых к разработке и принятию нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда, а также по согласованию с профессиональными союзами обеспечивает финансирование республиканских целевых и специальных программ по улучшению охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и контролируют их выполнение.

 

Органы государственного и хозяйственного управления, органы исполнительной власти на местах по согласованию с соответствующими профессиональными союзами и иными представительными органами работников разрабатывают и финансируют отраслевые целевые и специальные программы по улучшению охраны труда подведомственных организаций.

 

Работодатель обеспечивает в организации выполнение требований законодательства об охране труда и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда, а также обязательств, предусмотренных коллективным договором.

 

Работники организации обязаны соблюдать требования законодательства об охране труда и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда.

 

 

 

Статья 13. Обеспечение требований охраны труда при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, выпуске и ремонте средств производства


Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, выпуск и ремонт средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом, не отвечающих требованиям законодательства об охране труда и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда, не допускается.

 

Новые или реконструируемые объекты, средства производства принимаются и вводятся в эксплуатацию в соответствии с градостроительными нормами и правилами.

 

Запрещается применение на производстве вредных веществ, на которые не разработаны предельно допустимые нормативы (концентрации) и которые не прошли соответствующие экспертизы в установленном порядке.

 

 

Статья 14. Подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда


Государство обеспечивает подготовку в высших и средних специальных профессиональных образовательных учреждениях специалистов для работы в службах охраны труда организаций.

 

Высшие и средние специальные, профессиональные образовательные учреждения должны организовать обязательное изучение студентами и учащимися курса по охране труда с учетом особенностей направлений подготовки по профессии.

 

Органы государственного и хозяйственного управления, органы исполнительной власти на местах, работодатели обеспечивают подготовку и повышение квалификации специалистов служб охраны труда организаций
и специалистов профессиональных участников рынка услуг в сфере охраны труда.

 

Квалификационные требования к специалистам служб охраны труда организаций и профессиональным участникам рынка услуг в области охраны труда, а также порядок подготовки и повышения квалификации устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

 

Статья 15. Финансирование охраны труда


Финансирование охраны труда осуществляется за счет:

 

целевых бюджетных ассигнований, выделяемых из средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

 

средств фондов охраны труда, образованных в порядке, установленном законодательством;

 

благотворительных пожертвований физических и юридических лиц;

 

других источников, не запрещенных законодательством.

 

Бюджетные ассигнования на охрану труда (республиканские и местные), выделяемые в соответствующих бюджетах отдельной строкой, используются для содержания органов управления, надзора и контроля, финансирования научно-исследовательских работ, выполнения государственных целевых и специальных программ по охране труда.

 

Каждый работодатель выделяет на охрану труда необходимые средства в размере, определяемом коллективным договором. Работники организаций не несут каких-либо расходов на эти цели.

 

Организации вправе создавать фонд по охране труда за счет прибыли (доходов) от их коммерческой и иной деятельности, а также других источников, не запрещенных законодательством.

 

Средства на охрану труда не могут быть использованы на иные цели.

 

Порядок выделения средств на охрану труда работодателем, а также образование и использование средств фондов по охране труда определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

 

Статья 16. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты


На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные специальная одежда, обувь, средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с законодательством, а также нормативными документами в области технического регулирования.

 

Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.

 

 

Статья 17. Служба охраны труда


Органы государственного и хозяйственного управления, органы исполнительной власти на местах координируют работу по охране труда в соответствии с утвержденными ими положениями по согласованию со специальным уполномоченным государственным органом в области охраны труда и Федерацией профсоюзов Узбекистана.

 

В организациях создаются службы охраны труда (вводятся должности) из числа лиц, имеющих специальную подготовку, а в организациях насчитывающих пятьдесят и более транспортных средств, кроме того создаются службы (вводятся должности) по безопасности дорожного движения.

 

В организациях, относящихся к первому классу профессионального риска в соответствии с законодательством, и/или с численностью менее 50 человек, выполнение функций службы охраны труда может возлагаться на одного из руководителей, либо профессионального участника рынка услуг в сфере охраны труда, привлеченного на договорной основе.

Служба охраны труда и служба по безопасности дорожного движения являются самостоятельными структурными подразделениями и подчиняются непосредственно руководителю организации.

 

Служба охраны труда и служба по безопасности дорожного движения осуществляют свою деятельность совместно с другими подразделениями организации и во взаимодействии с профессиональными союзами и иными представительными органами работников, а также с органами государственного контроля и надзора в области охраны труда, в соответствии с ежегодными планами, утверждаемыми руководителем организации.

 

Специалисты службы охраны труда имеют право контролировать соблюдение всеми работниками законодательства об охране труда и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда, выдавать руководителям структурных подразделений обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, а также вносить представления руководителям организаций о привлечении к ответственности лиц, нарушающих законодательство об охране труда.

 

Специалисты службы охраны труда и службы по безопасности дорожного движения не могут привлекаться к выполнению работ, не относящихся к их должностным обязанностям.

 

Порядок создания службы охраны труда и службы по безопасности дорожного движения в организациях, а также порядок передачи функций в области охраны труда профессиональным участникам рынка услуг в области охраны труда устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

 

Статья 18. Обязательное страхование работников в области охраны  труда


Работники организаций подлежат обязательному государственному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также работодатель обязан застраховать свою гражданскую ответственность работодателя в порядке и на условиях, установленных законодательством.

 

 

Статья 19. Услуги в области охраны труда


Услуги в области охраны труда оказываются юридическими лицами - профессиональными участниками рынка услуг в области охраны труда, привлекаемыми организациями на основании договора.

 

К услугам в сфере охраны труда относятся:

 

осуществление функций службы охраны труда в организациях;

 

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и травмоопасности оборудования;

 

подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

 

аудит охраны труда.

 

Требования к профессиональным участникам рынка услуг в сфере охраны труда, а также порядок выполнения услуг в сфере охраны труда и ведения единого реестра профессиональных участников рынка услуг в сфере охраны труда устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

 

Статья 20. Обеспечение экономической заинтересованности организаций в создании и выпуске средств охраны труда


Подлежит льготному налогообложению часть прибыли организаций, образуемая за счет издания литературы, плакатов, других средств пропаганды охраны труда, а также научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, полученная за счет создания новых, выпуска и реализации существующих средств коллективной и индивидуальной защиты работающих, приборов контроля производственной среды и средств дозиметрии, в порядке, установленном законодательством.

 

 

Глава IV. Гарантии, права и обязанности работников и работодателей в области охраны труда


 

Статья 21. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу


Условия трудового договора должны соответствовать требованиям законодательства об охране труда.

 

Прием граждан на работу, противопоказанную им по состоянию здоровья, запрещается.

 

При приеме работника на работу с заведомо высоким уровнем возможной угрозы здоровью и жизни работодатель обязан предупредить его об этом.

 

 

Статья 22. Права работника на охрану труда


Работник имеет право на:

 

рабочее место, соответствующее требованиям законодательства об охране труда;

 

получение информации от работодателя об условиях и охране трудана рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов;

 

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников за счет средств работодателя в соответствии с требованиями по охране труда;

 

обязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством;

 

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований по охране труда, до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

 

запрос на проведение проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органом государственного контроля и надзора за соблюдением требований законодательства об охране труда;

 

подготовка безопасным методам и приёмам труда за счет средств работодателя;

 

льготы и компенсации, установленные законодательством, за работу в неблагоприятных условиях труда;

 

возмещение работодателем вреда, причиненного работнику трудовым увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

 

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая или его профессионального заболевания;

 

внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

 

переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований законодательства об охране труда.

 

В случае нарушения работодателем законодательства об охране труда, подтвержденного органами надзора и контроля, трудовой договор может быть в любое время расторгнут по заявлению работника с выплатой ему выходного пособия.

 

 

Статья 23. Обязанности работника в области охраны труда


Работник обязан:

 

соблюдать требования законодательства об охране труда;

 

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты работников;

 

проходить инструктаж по охране труда, подготовку и повышение квалификации по вопросам охраны труда;

 

немедленно извещать работодателя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении острых признаков профессионального заболевания, либо заболеваний, создающих угрозу жизни и здоровья других людей;

 

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

 

 

Статья 24. Права работодателя в области охраны труда


Работодатель имеет право на:

 

требование от работников соблюдения требований законодательства об охране труда;

 

проведение освидетельствования работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

 

получение сведений о тяжести полученных работниками производственных травм, наличии у них заболевания, которое могло привести к получению травмы, а также о его нахождении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

 

разработку в пределах своей компетенции нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда для утверждения их в порядке, установленном законодательством;

 

применение меры поощрения и материального стимулирования работников за соблюдение требований законодательства об охране труда;

 

привлечение к ответственности работников, виновных в нарушении требований законодательства об охране труда.

 

 

Статья 25. Обязанности работодателя в области охраны труда


Работодатель обязан:

 

обеспечить соответствие условий труда на каждом рабочем месте требованиям законодательства об охране труда;

 

обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов, оказание различных услуг;

 

осуществлять контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, особенно за опасными и вредными производственными факторами;

 

своевременно информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующих рисках повреждения здоровья и полагающихся работникам компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

 

обеспечить на производствах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнениями, бесплатную выдачу и применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников, моющих и дезинфицирующих средств, а также молока или других равноценных продуктов, лечебно-профилактического питания по нормам, установленным законодательством;

 

создать службу охраны труда и службу по безопасности дорожного движения;

 

обеспечить прохождение работниками инструктажа по охране труда,  подготовку, повышение квалификации и проверку знаний работников по вопросам охраны труда;

 

не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке подготовку, инструктаж и проверку знаний требований охраны труда;

 

проводить аттестацию по условиям труда рабочих мест и травмоопасности оборудования, на рабочих местах с вредными, опасными и иными условиями труда, на которых работникам устанавливаются льготы и компенсации, предоставляется право выхода на пенсию на льготных условиях, на которых заняты инвалиды, а также зарезервированных для трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите в порядке, установленном законодательством;

 

организовать проведение в установленном порядке обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников;

 

предоставлять органам государственного контроля и надзора и общественного контроля за соблюдением требований законодательства об охране труда информации и материалы, необходимые для осуществления ими контроля, надзора и мониторинга за состоянием охраны труда, расследованием несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

 

принять меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

 

обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с порядком, установленном законодательством;

 

выполнить предписание должностного лица специального уполномоченного государственного органа в области охраны труда и рассмотреть представления органов общественного контроля в установленные сроки;

 

обеспечить обязательное государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязательное страхование гражданской ответственности работодателя;

 

проводить специальное расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством.

 

Взаимные обязательства работодателя и работников по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в организации предусматриваются коллективным соглашением и договором.

 

 

Статья 26. Обязательные медицинские осмотры (обследования)


Работодатель обязан организовывать проведение предварительных, при заключении трудового договора, и периодических, в течение его действия, медицинских осмотров работников ряда профессий и производств, в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.

 

Медицинские осмотры проводятся лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающими медицинские услуги организации, а в случае их отсутствия – территориальным лечебно-профилактическим учреждением
по месту расположения организации.

 

Не допускается проведение медицинских осмотров работников данной организаций по месту проживания работников.

 

Медицинские осмотры работников производятся за счет работодателя.

 

Работники не вправе уклоняться от прохождения медицинских осмотров.

 

При уклонении работников от прохождения медицинского осмотра или невыполнении ими рекомендаций по результатам проведенных медицинских осмотров, работодатель вправе не допускать их к работе.

 

Работник имеет право потребовать проведения внеочередного медицинского осмотра, если он полагает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда.

 

На время проведения медицинских осмотров за работником сохраняется место работы (должность) и среднемесячная заработная плата.

 

При обнаружении у работника признака профессионального заболевания работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу с сохранением средней месячной заработной платы на период переквалификации.

 

 

Статья 27. Инструктаж работников организаций по охране труда


Для всех вновь поступающих, а также переводимых на другую работу работников работодатель обязан проводить инструктаж по охране труда, оказанию помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве и проверку знаний работников по вопросам охраны труда.

 

Для работников, поступающих на работу в производства с повышенной опасностью, или на работу, где требуется профессиональный отбор, проводится предварительная подготовка безопасным методам и приемам выполнения работ, со сдачей экзаменов и с последующей периодической аттестацией по вопросам охраны труда, а также стажировкой в течение одного месяца по профессии.

 

Работники организаций, включая руководителей, должны проходить подготовку, инструктаж, проверку знаний и аттестацию по вопросам охраны труда в порядке и сроки, установленные для их профессий и видов работ государственными органами, осуществляющими государственное управление охраной труда.

 

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке предварительную подготовку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, запрещается.

 

 

Статья 28. Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний


Подлежат обязательному расследованию и учету несчастные случаи и иные повреждения здоровья работников, профессиональные заболевания, происшедшие в связи с трудовой деятельностью в организациях, а также у отдельных граждан по трудовому договору на территории Республики Узбекистан.

 

Расследование несчастные случаев и иных повреждений здоровью работников, профессиональных заболеваний проводится при участии представителей государственных органов, осуществляющих государственное управление охраной труда, профессиональных союзов организации и иных представительных органов работников.

 

Ответственность за правильное и своевременное расследование несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников, профессиональных заболеваний несет работодатель.

 

Порядок специального расследования несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников, профессиональных заболеваний, а также их учета устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

 

Статья 29. Возмещение работодателем вреда работникам в случае повреждения их здоровья


Работодатель возмещает работнику вред, причиненный ему увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с выполнением им трудовых обязанностей в порядке, установленном законодательством.

 

За работниками, утратившими трудоспособность в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, сохраняется место работы (должность) и средняя месячная заработная плата за весь период до восстановления трудоспособности или установления инвалидности в установленном порядке.

 

В случае невозможности выполнения потерпевшим прежней работы работодатель обеспечивает в соответствии с медицинскими рекомендациями и заключениями его переподготовку и трудоустройство, устанавливает льготный режим труда и отдыха.

 

 

Статья 30. Особенности регулирования отношений в области охраны труда для отдельных категорий работников


Запрещается применение труда женщин на работах с неблагоприятными условиями труда, на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ, по санитарному и бытовому обслуживанию),
а также привлечение женщин к поднятию и перемещению грузов, масса которых превышает предельные нормы в порядке, установленном законодательством.

 

Запрещается применение труда несовершеннолетних лиц, на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также к подъему и перемещению тяжести, масса которых превышает предельные нормы в порядке, установленном законодательством.

 

Запрещается принимать на работу несовершеннолетних лиц без предварительного медицинского осмотра.

 

Не допускается применение труда лиц старше общеустановленного пенсионного возраста на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.

 

В организациях, использующих труд лиц с ограниченной трудоспособностью, должны быть созданы условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы и индивидуальных программ реабилитации, отвечающие специфическим особенностям этой категории работников, а также беспрепятственного доступа к зданиям и объектом.

 

Особенности регулирования отношений в области охраны труда для отдельных категорий работников (женщин, молодежи, лиц с ограниченной трудоспособностью), а также работников, занятых на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, устанавливаются законодательством.

 

 

Статья 31. Приостановление деятельности и ликвидация организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений охраны труда


В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в порядке, установленном законодательством.

 

Вследствие нарушения законодательства по охране труда организации ликвидируются, а их структурные подразделения упраздняются на основании решения суда по представлению специального уполномоченного государственного органа в области охраны труда.

 

 

Глава V. Государственный контроль и надзор, общественный контроль за соблюдением требований законодательства об охране труда


 

Статья 32. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований законодательства об охране труда


Государственный контроль и надзор за повсеместным соблюдением требований по охране труда осуществляется в порядке, установленном законодательством.

 

 

Статья 33. Государственная экспертиза условий труда


Государственная экспертиза условий труда осуществляется специальным уполномоченным государственным органом в области охраны труда.

 

Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильности предоставления гарантий и компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами оценки состояния охраны труда в организации.

 

Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или упразднения ее структурного подразделения при выявлении нарушения законодательства об охране труда.

 

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в порядке, определенном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

 

Статья 34. Исполнение предписаний специального уполномоченного государственного органа в области охраны труда


Предписания специального уполномоченного государственного органа в области охраны труда подлежат исполнению в установленные в нем сроки. Неисполнение в срок предписаний влечет административную ответственность, установленную законодательством.

 

Под неисполнением предписаний в установленный в нем срок понимается отказ от исполнения или частичное исполнение предписаний либо несвоевременное исполнение предписаний.

 

Лица, которым специальный уполномоченный государственный орган в области охраны труда выдал предписания, могут заявить ходатайство о продлении сроков исполнения предписаний. В случае признания указанного в ходатайстве обстоятельства уважительным, специальный уполномоченный государственный орган в области охраны труда вправе продлить срок исполнения предписаний.

 

Специальный уполномоченный государственный орган в области охраны труда осуществляет контроль за исполнением своих предписаний.

 

 

Статья 35. Участие негосударственных некоммерческих организаций в разработке и принятии решений по проблемам охраны труда


Работодатели, службы охраны труда, специалисты по охране труда, профессиональные участники рынка услуг в сфере охраны труда, граждане могут объединяться в негосударственные некоммерческие организации.

 

Органы государственного и хозяйственного управления, государственные органы контроля и надзора, а также другие организации оказывают всемерную помощь и поддержку негосударственным некоммерческим организациям, указанным в части первой настоящей статьи, в обязательном порядке рассматривают их инициативы и предложения при выработке и принятии решений по вопросам обеспечения охраны труда.

 

Представители негосударственных некоммерческих организаций в области охраны труда участвуют в деятельности рабочих групп, комиссий и общественно-консультативных органов по охране труда при специальном уполномоченном государственном органе в области охраны труда.

 

 

Статья 36. Общественный контроль за соблюдением требований законодательства об охране труда


Общественный контроль за соблюдением требований законодательства об охране труда осуществляют трудовые коллективы, профессиональные союзы организации и иные представительные органы работников.

 

Уполномоченный по охране труда, прошедший специальную подготовку, имеет право беспрепятственно проводить проверки состояния охраны труда на рабочих местах, вносить предложения об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности лиц, виновных в них. Для выполнения этих обязанностей уполномоченному по охране труда еженедельно представляется в рабочее время не менее двух часов с оплатой в размере среднемесячного заработка.

 

 

Статья 37. Права профессиональных союзов организаций и иных представительных органов работников
по защите прав работников на охрану труда


Профессиональные союзы организаций и иные представительные органы работников, осуществляют защиту прав работников на охрану труда в порядке, установленном законодательством.

 

Профессиональные союзы организаций и иные представительные органы работников имеют право:

 

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, предусмотренных коллективными соглашениями и договорами;

 

принимать участие в расследовании несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников, профессиональных заболеваний;

 

получать информацию от работодателей и иных должностных лиц организации об условиях и охране труда, а также о несчастных случаев и иных повреждений здоровья работников, профессиональных заболеваний;

 

осуществлять изучение условий труда на рабочих местах в организации и предъявлять требования работодателю о приостановлении работ оборудований в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

 

осуществлять выдачу работодателю обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

 

принимать участие в разработке проектов нормативно-правовых актов и нормативных документов в области технического регулирования по вопросам охраны труда в порядке, установленном законодательством;

 

участвовать на заседаниях врачебно-трудовой экспертной комиссии;

 

обращаться в специальный уполномоченный государственный орган в области охраны труда с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

 

обращаться с исковыми заявлениями в суд в защиту прав работников на возмещение ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с исполнением трудовых обязанностей, и в других случаях ущемления права работников на охрану здоровья и труда.

 

Уполномоченное лицо по охране труда, профессиональные союзы организаций и иные представительные органы работников имеют право беспрепятственно проверять в организации соблюдение требований законодательства об охране труда, и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами представления об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда.

 

 

Глава VI. Заключительные положения


 

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда


Лица, виновные в нарушении законодательства об охране труда, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

 

 

Статья 39. Ответственность организаций за необеспечение требований законодательства об охране труда


За необеспечение законодательства об охране труда организации отчисляют средства на цели обязательного государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по повышенным тарифам, которые периодически пересматриваются в зависимости от состояния условий труда, опасности, вредности и тяжести выполняемых работ.

 

Основанием для пересмотра тарифов является заключение государственной экспертизы условий труда специального уполномоченного государственного органа или Федерации профсоюзов Узбекистана.

 

 

Статья 40. Ответственность организаций за выпуск и сбыт продукции производственного назначения, не отвечающей требованиям законодательства об охране труда


Организации, выпускающие и поставляющие продукцию производственного назначения, не отвечающую требованиям законодательства об охране труда, возмещают потребителям нанесенный им ущерб в порядке и на условиях, определяемых законодательством.

 

Продажа и реклама средств производства, средств индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе приобретенных за границей, не соответствующих установленным в Республике Узбекистан требованиям законодательства об охране труда, являются незаконными.

 

Прибыль, полученная организацией в результате такой деятельности, подлежит изъятию в Государственный бюджет Республики Узбекистан в установленном порядке.

 

 

Статья 41. Ответственность организаций за возмещение вреда в случае прекращения юридического лица


В случае реорганизации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни и здоровью работника, обязанность по выплате соответствующих платежей по возмещению вреда несет его правопреемник. К нему же предъявляются требования о возмещении вреда.

 

При отсутствии или недостаточности средств у реорганизуемого юридического лица, ответственного за вред, причиненный жизни и здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей, присужденные суммы выплачиваются государством в порядке, установленном законодательством.

 

Указанные суммы выплачиваются государством и в иных случаях, предусмотренных законом.

 

В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни и здоровью работника, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты
их потерпевшему в порядке, установленном законодательством.

 

В случаях, когда капитализация платежей не может быть произведена ввиду отсутствия или недостаточности имущества у ликвидируемого юридического лица, присужденные суммы выплачиваются потерпевшему государством в порядке, установленным законодательством.

 

 

Статья 42. Материальная ответственность организаций за ущерб работникам, пострадавшим на производстве


Работнику, полностью или частично утратившему трудоспособность по вине работодателя в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, работодатель выплачивает единовременное пособие и возмещает ущерб за причиненное повреждение здоровья в порядке и размерах, установленных законодательством.

 

Размер единовременного пособия определяется коллективным соглашением и договором и должен быть не менее годового заработка пострадавшего.

 

Работодатель компенсирует пострадавшему работнику расходы на лечение, протезирование и другие виды медицинской и социальной помощи, если он признан нуждающимся в них, а также обеспечивает переподготовку и трудоустройство потерпевшего в соответствии с медицинским заключением или возмещает расходы на эти цели.

 

 

Статья 43. Материальная ответственность организации в случае смерти работника, наступившей в результате несчастного случая на производстве


В случае смерти работника, наступившей в результате несчастного случая на производстве, работодатель возмещает материальный ущерб лицам, имеющим на это право, в порядке и размерах, установленных законодательством, а также выплачивает им единовременное пособие, размер которого устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

 

Статья 44. Материальная ответственность организации по возмещению ущерба несовершеннолетнему работнику, пострадавшему на производстве


Несовершеннолетнему работнику, полностью или частично утратившему трудоспособность по вине работодателя в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, организация выплачивает единовременное пособие, в размере не менее годового заработка пострадавшего, а также возмещает ущерб исходя из размера его заработка (дохода), но не ниже пятикратного минимального размера заработной платы, установленного законодательством.

 

Статья 45. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов


Признать утратившими силу:

 

1) Закон Республики Узбекистан от 6 мая 1993 года № 839-XII «Об охране труда» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 5, ст. 223; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., № 5-6, ст. 102; 2001 г., № 5, ст. 89; 2002 г., № 1, ст. 20);

 

2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 6 мая 1993 г. № 840-XII «О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан «Об охране труда» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 5, ст. 224);

 

3) раздел IV Закона Республики Узбекистан от 7 декабря 2001 года № 320-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
2002 г., № 1, ст. 20; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 12, ст. 608);

 

4) раздел IV Закона Республики Узбекистан от 12 мая 2001 года № 220-II года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 5, ст. 89; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 12, ст. 608);

 

5) пункт 5 раздела I Закона Республики Узбекистан от 25 апреля 1997 года № 421-I «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 4-5, ст. 126, Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 12, ст. 608).

 

 

 

Президент

Республики Узбекистан                                          

 

kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-23
  • USD:12711.00 (+0.00) сум
  • EUR:13538.49 (+0.00) сум
  • RUB:136.31 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах