Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uz Как срочно нужно реализовать немаркированные прохладительные напитки ЭТТН для авто, приобретенных в лизин Как не-финансисту разобраться в финансах… не учась Как учитывать списание ГСМ – Buxgalter Pro
  • www.norma.uz
  • Разное
  • Стратегия реформирования налогового администрирования Республики Узбекистан

Стратегия реформирования налогового администрирования Республики Узбекистан

11.07.2019

 

Глава 1. Общие положения

 

Налоговая система как неотъемлемая часть экономики проявляется в качестве важнейшего механизма в достижении приоритетных направлений социального и экономического развития страны.

 

Принятая в 2018 году Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан дала возможность реализации задач по формированию благоприятной среды для снижения налогового бремени, упрощения системы налогообложения, совершенствования налогового администрирования, развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций.

 

Вместе с тем имеются следующие недостатки и проблемы, препятствующие повышению деловой и инвестиционной активности, формированию здоровой конкурентной среды, а также эффективной реализации налоговых реформ:

во-первых, устаревшие принципы организации налогового администрирования не обеспечивают оказания комплексных услуг налогоплательщикам, добровольного исполнения ими налоговых обязательств;

во-вторых, на высоком уровне остаются административные расходы (затраты времени и средств) при исполнении налоговых обязательств;

в-третьих, отсутствуют конкретные критерии и механизмы предоставления льгот в сфере налогов;

в-четвертых, не совершенны механизмы общественного контроля, направленные на сокращение уровня «теневой экономики», стимулирующие процессы легализации предпринимательской деятельности;

в-пятых, отсутствуют единый стандарт и программные продукты, обеспечивающие обмен информацией между налогоплательщиком и налоговыми органами;

в-шестых, слабое межведомственное информационное взаимодействие, снижающее качество налогового учета, препятствующее расширению налоговой базы и обеспечению стабильных налоговых поступлений;

в-седьмых, имеются системные недостатки в области подготовки высококвалифицированных кадров и оценки деятельности работников налоговых органов;

 

Данные недостатки и проблемы препятствуют ускоренному развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового администрирования, а также собираемости на должном уровне налогов и обязательных платежей.

 

В связи с этим особое значение приобретает разработка Стратегии реформирования налоговой системы Республики Узбекистан на 2019–2023 годы, предусматривающей следующие цели, задачи и основные направления.

 

Глава 2. Цели и задачи Стратегии

 

1. Главной целью Стратегии считается создание благоприятных условий для предпринимателей и инвесторов как важнейшего фактора повышения конкурентоспособности экономики, а также организация оказания в налоговых органах современных сервисно-ориентированных налоговых услуг с автоматизацией процессов налогообложения.

 

2. Основными задачами Стратегии являются:

обеспечение стабильности налоговых поступлений в Государственный бюджет;

улучшение качества оказываемых налоговых услуг путем повышения профессионального уровня работников налоговых органов и внедрения цифровых технологий в налоговое администрирование;

создание доверительных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками для удовлетворения потребностей всех категорий налогоплательщиков на основе добровольного исполнения ими налоговых обязательств;

сокращение расходов, связанных с исполнением налоговых обязательств, формирование транспарентной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей благоприятные условия для всех субъектов предпринимательства;

формирование системы налогового контроля на основе системы риск-анализа и дистанционной аналитической работы, создающей условия для уменьшения вмешательства в деятельность налогоплательщиков, снижению «человеческого фактора» и негативных проявлений фактов коррупции в органах государственной налоговой службы.

 

Реализация поставленных задач позволит повысить предпринимательскую активность и снизить административные расходы по исполнению налоговых обязательств, что в свою очередь окажет положительное воздействие на позициях республики в рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка.

 

Глава 3. Основные направления Стратегии

 

3.1. Совершенствование налоговой политики и сокращение уровня теневого оборота в экономике

1. Унификация налогов и налоговых режимов, а также упрощение административных процедур.

2. Оптимизация (снижение и выравнивание) налоговой нагрузки.

3. Определение конкретных критериев и механизмов предоставления налоговых льгот на основе оценки степени их эффективности.

4. Минимизация различий между налоговым и бухгалтерским учетом.

5. Усиление роли и повышение вклада органов государственной власти и государственного управления на местах в формировании доходной части бюджета.

6. Внедрение современных методов оценки рисков, сокращение масштабов теневого оборота и неконтролируемых доходов в области экономической деятельности с учетом опыта зарубежных стран.

7. Содействие выходу (легализации) из неформального сектора лиц, осуществляющих свою деятельность вне сферы налогового законодательства.

8. Внедрение новых методов налогового администрирования в сфере трансфертного ценообразования.

9. Увеличение к 2021 году плательщиков налога на доходы физических лиц в 1,5 раза, плательщиков налога на добавленную стоимость – в 2 раза, плательщиков ресурсных налогов и налога на имущество – в 2 раза.

 

3.2. Развитие сервисно-ориентированного налогового обслуживания

1. Создание благоприятных условий налогоплательщикам для добровольного исполнения ими налоговых обязательств.

2. Цифровизация и унификация первичных учетных документов, упрощение форм налоговых отчетов.

3. Развитие экстерриториального принципа обслуживания налогоплательщиков.

4. Создание механизма независимой общественной оценки (обратной связи) качества налоговых услуг и деятельности налоговых органов.

5. Прозрачность деятельности налоговых органов и доступность информации в сфере налогообложения.

6. Развитие системы досудебного урегулирования налоговых споров.

7. Упрощение процедур разрешения неплатежеспособности и ликвидации предприятий (аудит расходов, времени и правил).

8. Совершенствование института налоговых консультантов.

9. Централизация и стандартизация деятельности по оказанию консультативных услуг налогоплательщикам.

 

3.3. Внедрение системы оценки налоговых рисков и совершенствование налогового учета

1. Внедрение современной системы анализа и управления рисками в осуществлении контрольной деятельности.

2. Обеспечение прозрачности процедур налогового контроля, уменьшение факторов коррупции.

3. Внедрение методов оценки налоговых возможностей регионов и прогнозирования доходов бюджета.

4. Обеспечение полноценного учета объектов налогообложения в сфере общественного питания и торговли, а также объектов недвижимого имущества.

5. Доведение уровня добровольного исполнения налоговых обязательств до 90 процентов.

 

3.4. Совершенствование деятельности органов государственной налоговой службы

1. Улучшение организационной структуры налоговых органов, направленной на обслуживание и консультирование налогоплательщиков.

2. Внедрение наиболее оптимальной модели структуры органов государственной налоговой службы на основе сегментации налогоплательщиков.

3. Внедрение в органах налоговой службы современной системы бизнес-анализа (Business Intellegence), а также стратегического и процессуального управления.

4. Поощрение работников налоговых органов исходя из показателей эффективности и результативности (KPI) их деятельности.

5. Совершенствование системы подготовки и отбора кадров.

6. Укрепление мотивации работников налоговых органов.

7. Автоматизация процессов налогового администрирования.

 

3.5. Развитие механизмов противодействия коррупции в органах государственной налоговой службы

1. Усиление антикоррупционного компонента в кадровой политике.

2. Внедрение системы контроля и предупреждения коррупционных рисков в налоговой сфере.

3. Пересмотр (проведение ревизии) нормативно-правовой базы на основе требований антикоррупционного законодательства.

4. Расширение прозрачности (публичности) и подотчетности налоговых органов, формирование общественной нетерпимости к проявлениям коррупции.

 

Глава 4. Ожидаемые результаты

 

1. Обеспечение темпов прироста прямых иностранных инвестиций.

2. Улучшение позиций Узбекистана в международных рейтингах, а также показателей индекса деловой активности.

3. Изменение доли налогов по отношению к валовому внутреннему продукту, выручке, добавленной стоимости в разрезе отраслей и сфер экономики;

4. Обеспечение сокращения разницы в налоговых льготах и преференциях между отечественными и иностранными инвесторами.

5. Повышение уровня доступности информации и удовлетворенности налогоплательщиков оказываемыми услугами.

6. Расширение сферы урегулирования налоговых споров в досудебном порядке.

7. Сокращение правонарушений в налоговой сфере.

8. Уменьшение расхождений в заявленных и фактических показателях налогоплательщиков.

9. Сокращение количества налоговых проверок. 

10. Снижение размера доначисленных налогов по результатам контрольных мероприятий;

11. Повышение уровня собираемости налогов.

12. Сокращение документооборота в налоговых органах, повышение уровня исполнительской дисциплины, разрешен кадровый недостаток и укомплектованность кадрами.

13. Устранение случаев совершения правонарушений работниками налоговых органов.

14. Повышение уровня стандартизации и упорядочения налоговых услуг.