Просмотр вопроса
Группа:
Предпринимательство
Вопрос:
12.01.2010 13:04:42
Согласно первому пункту постановления Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности проектно-изыскательских организаций" от 29 апреля 2008 года N ПП-847, 36 проектных институтов, ранее приватизированных и преобразованных в ОАО, ЗАО и др., вновь стали государственным имуществом с госдолей в уставном фонде не менее 51 процента. Большинство из указанных организаций часть своих, временно не используемых помещений, сдают в аренду хозяйствующим субъектам различной формы собственности. Для многих арендаторов принципиально важным является вопрос о порядке установления размеров арендных платежей. Раньше правления акционеров указанных проектных организаций под различными предлогами устанавливали необоснованно завышенные цены за аренду своих помещений, в несколько раз превышавшие тарифы для нежилых помещений государственной собственности, устанавливаемые ежегодно решением хокима города Ташкента (в последние годы - решением Ташкентского городского кенгаша народных депутатов). Таким образом, нас интересует вопрос, как влияет изменение формы собственности, то есть переход проектных институтов в государственную собственность на порядок установления арендных платежей на принадлежащие указанным субъектам помещения, сдаваемые ими в аренду. Должны ли их руководители теперь придерживаться тарифов, устанавливаемых государством?
Согласно первому пункту постановления Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности проектно-изыскательских организаций" от 29 апреля 2008 года N ПП-847, 36 проектных институтов, ранее приватизированных и преобразованных в ОАО, ЗАО и др., вновь стали государственным имуществом с госдолей в уставном фонде не менее 51 процента. Большинство из указанных организаций часть своих, временно не используемых помещений, сдают в аренду хозяйствующим субъектам различной формы собственности. Для многих арендаторов принципиально важным является вопрос о порядке установления размеров арендных платежей. Раньше правления акционеров указанных проектных организаций под различными предлогами устанавливали необоснованно завышенные цены за аренду своих помещений, в несколько раз превышавшие тарифы для нежилых помещений государственной собственности, устанавливаемые ежегодно решением хокима города Ташкента (в последние годы - решением Ташкентского городского кенгаша народных депутатов). Таким образом, нас интересует вопрос, как влияет изменение формы собственности, то есть переход проектных институтов в государственную собственность на порядок установления арендных платежей на принадлежащие указанным субъектам помещения, сдаваемые ими в аренду. Должны ли их руководители теперь придерживаться тарифов, устанавливаемых государством?
Ответ:
12.01.2010 13:05:28
Ответ действителен на дату выхода газеты*
- Прежде всего необходимо отметить, что наличие в уставном фонде проектно-изыскательских организаций, речь о которых идет в постановлении Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности проектно-изыскательских организаций" (от 29 апреля 2008 года N ПП-847, далее - постановление N ПП-847), 51 процента государственной доли вовсе не означает, что они являются государственными.
Большинство из тех 36 хозяйствующих субъектов, указанных в приложении N 1 к постановлению N ПП-847, имеют организационно-правовую форму акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Это самостоятельные хозяйствующие субъекты.
Согласно статье 2 Закона "Об акционерных обществах и защите прав акционеров" (от 26 апреля 1996 года N 223-I) акционерным обществом признается хозяйствующий субъект, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих его обязательства по отношению к акционерам. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.
В соответствии с частью первой статьи 3 Закона "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" (от 6 декабря 2001 года N 310-II, далее - Закон) обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Так же, как и акционерное общество, указанный субъект имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе (часть шестая статьи 5 Закона).
Указанное имущество не является государственной собственностью, а принадлежит указанным хозяйствующим субъектам. Распоряжаться им в установленном порядке вправе в соответствии со своей компетенцией органы управления АО и ООО - общее собрание акционеров, общее собрание участников (в ООО), наблюдательный совет, дирекция (директор). При предоставлении помещений, принадлежащих юридическому лицу, в аренду другим субъектам соответствующие органы его управления имеют право устанавливать размер арендной платы самостоятельно исходя из интересов общества.
Среди указанных в постановлении N ПП-847 проектно-изыскательских организаций есть также государственные унитарные предприятия (ГУП). Согласно второму абзацу пункта 2 Положения о государственных предприятиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров (от 16 октября 2006 года N 215), государственное предприятие - это коммерческая организация в форме государственного унитарного предприятия, образованная на базе находящегося в государственной собственности имущества, переданного ему в оперативное управление, которая в отношении закрепленного за ней имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника или по его поручению (уполномоченного им государственного органа-учредителя) и назначением имущества.
Распоряжаться имуществом государственного предприятия, в том числе устанавливать размер арендных платежей в случае передачи какой-либо его части, госпредприятие вправе только с согласия собственника (государственного органа). Если при установлении стоимости аренды на принадлежащую ему недвижимость он укажет руководствоваться базовыми ставками арендной платы, устанавливаемыми решениями Ташкентского городского кенгаша народных депутатов, то госпредприятия обязаны будут придерживаться установленных тарифов.
Часть первая статьи 7 Закона "О государственной власти на местах" (от 2 сентября 1993 года N 913-XII) определяет экономическую основу деятельности областного, районного, городского кенгашей народных депутатов и хокима, которую составляет государственная собственность административно-территориальных образований (коммунальная собственность) и иная собственность, имеющаяся в области, районе, городе. В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса она именуется муниципальной собственностью.
Если у вышеприведенных государственных предприятий есть объекты недвижимости, находящиеся в государственно-муниципальной собственности, то при сдаче их в аренду должны соблюдаться базовые ставки арендной платы, устанавливаемые решениями Ташкентского городского кенгаша народных депутатов.
Ответ эксперта-юриста ООО "Norma"
А. Адеева,
“Налоговые и таможенные вести”, N 3, 9 января 2009 г.
Ответ действителен на дату выхода газеты*
- Прежде всего необходимо отметить, что наличие в уставном фонде проектно-изыскательских организаций, речь о которых идет в постановлении Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности проектно-изыскательских организаций" (от 29 апреля 2008 года N ПП-847, далее - постановление N ПП-847), 51 процента государственной доли вовсе не означает, что они являются государственными.
Большинство из тех 36 хозяйствующих субъектов, указанных в приложении N 1 к постановлению N ПП-847, имеют организационно-правовую форму акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Это самостоятельные хозяйствующие субъекты.
Согласно статье 2 Закона "Об акционерных обществах и защите прав акционеров" (от 26 апреля 1996 года N 223-I) акционерным обществом признается хозяйствующий субъект, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих его обязательства по отношению к акционерам. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе.
В соответствии с частью первой статьи 3 Закона "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" (от 6 декабря 2001 года N 310-II, далее - Закон) обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Так же, как и акционерное общество, указанный субъект имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе (часть шестая статьи 5 Закона).
Указанное имущество не является государственной собственностью, а принадлежит указанным хозяйствующим субъектам. Распоряжаться им в установленном порядке вправе в соответствии со своей компетенцией органы управления АО и ООО - общее собрание акционеров, общее собрание участников (в ООО), наблюдательный совет, дирекция (директор). При предоставлении помещений, принадлежащих юридическому лицу, в аренду другим субъектам соответствующие органы его управления имеют право устанавливать размер арендной платы самостоятельно исходя из интересов общества.
Среди указанных в постановлении N ПП-847 проектно-изыскательских организаций есть также государственные унитарные предприятия (ГУП). Согласно второму абзацу пункта 2 Положения о государственных предприятиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров (от 16 октября 2006 года N 215), государственное предприятие - это коммерческая организация в форме государственного унитарного предприятия, образованная на базе находящегося в государственной собственности имущества, переданного ему в оперативное управление, которая в отношении закрепленного за ней имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника или по его поручению (уполномоченного им государственного органа-учредителя) и назначением имущества.
Распоряжаться имуществом государственного предприятия, в том числе устанавливать размер арендных платежей в случае передачи какой-либо его части, госпредприятие вправе только с согласия собственника (государственного органа). Если при установлении стоимости аренды на принадлежащую ему недвижимость он укажет руководствоваться базовыми ставками арендной платы, устанавливаемыми решениями Ташкентского городского кенгаша народных депутатов, то госпредприятия обязаны будут придерживаться установленных тарифов.
Часть первая статьи 7 Закона "О государственной власти на местах" (от 2 сентября 1993 года N 913-XII) определяет экономическую основу деятельности областного, районного, городского кенгашей народных депутатов и хокима, которую составляет государственная собственность административно-территориальных образований (коммунальная собственность) и иная собственность, имеющаяся в области, районе, городе. В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса она именуется муниципальной собственностью.
Если у вышеприведенных государственных предприятий есть объекты недвижимости, находящиеся в государственно-муниципальной собственности, то при сдаче их в аренду должны соблюдаться базовые ставки арендной платы, устанавливаемые решениями Ташкентского городского кенгаша народных депутатов.
Ответ эксперта-юриста ООО "Norma"
А. Адеева,
“Налоговые и таможенные вести”, N 3, 9 января 2009 г.
Читайте в свежих номерах
2025, 9 декабря№ 49
- Обновлены нормы лицензионно-разрешительных и уведомительных процедур
- О начислении пенсии, доходах, пособии для тех, кто воспитывает детей, нуждающихся в уходе…
- Оплата сверхурочной работы
- Увеличится доля интеллектуальной собственности в экономике
- Совершенствуется система государственного социального страхования



