Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми

О преференциях экспортерам

20.12.2012

 

Налоговые и таможенные вести, N 51 от 20 декабря 2012 года

 

В минувшую пятницу в бизнес-центре «Poytaxt» Федерация бухгалтеров, аудиторов и консультантов Узбеки­стана (ФБАКУ) в партнерстве с Проектом USAID по региональному экономическому сотрудничеству провела заседание «круглого стола» на тему «Практические вопросы осуществления внешнеэкономических операций в Узбекистане». Его участники обсудили основные аспекты правового регулирования ВЭД, таможенного контроля экспортно-импортных операций, их ценообразования и налогообложения.

В мероприятии участвовали руководители крупных отечественных компаний, представители министерств и ведомств, международных организаций, СМИ, члены ФБАКУ.

Заседание «круглого стола» открыла директор USAID в Узбекистане Эрин Коул. Отметив важность обсуждаемой темы, она подчеркнула, что содействие развитию экспортной деятельности – одна из приоритетных задач Проекта USAID в республике.

 

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ВЭД


Начальник юридического управления МВЭСИТ Алишер КАРИМОВ рассказал аудитории о правовом регулировании внешнеэкономической деятельности. За 3 квартала этого года в экономику республики привлечено иностранных инвестиций и кредитов на 2 млрд долларов США, в том числе освоено 1,6 млрд долларов США (на 9,6% больше в сравнении с аналогичным периодом 2011 года). Из них 1,3 млрд долларов США – прямые ино­странные инвестиции. По итогам 2011 года положительное сальдо ВЭД превысило 4,5 млрд долларов США.

Сегодня Узбекистан установил и поддерживает торгово-экономические отношения со 180 странами мира. Товарооборот за последние 5 лет увеличился вдвое. С 45 странами двусторонняя торговля осуществляется в режиме наибольшего благоприятствования, с 53 – подписаны межправительственные соглашения о взаимной защите инвестиций, с 50 – об избежании двойного налогообложения. Сегодня советники по торгово-экономическим вопросам функ­ционируют в посольствах Республики Узбекистан 17 стран.

А.Каримов остановился на аспектах привлечения иностранных инвестиций, стимулирования экспортеров и расширения поставок. Этим целям служат СИЭЗ «Навои» и СИЗ «Ангрен». Участники первой освобождены от уплаты всех налогов на сроки от 7 до 15 лет в зависимости от объема инвестиций. На все время действия СИЭЗ предприя­тия освобождаются от таможенных платежей на импорт оборудования, сырья, компонентов для производства. Сегодня здесь 13 предприятий производят автозапчасти, светодиодные лампы, ADSL-модемы, ТВ-тюнеры, полиэтиленовые трубы, 6 – строится, планируется реализация еще 51 проекта.

В планах СИЗ «Ангрен» 30 проектов на 2013–2014 годы. Его резиденты на сроки от 3 до 7 лет в зависимости от объема инвестиций освобождаются от уплаты налогов и таможенных платежей (кроме таможенных сборов) на не производимые в республике оборудование, комплектующие и материалы, ввозимые на территорию СИЗ для реализации проектов, утвержденных Кабинетом Министров. Здесь также предусмотрены льготы и преференции инвесторам.

 

 

ТАМОЖНЯ – ИНИЦИАТОР ЛЬГОТ


Главный инспектор главного управления таможенно-тарифного регулирования и учета платежей ГТК Сайера КАЮМОВА напомнила, что с 1 ноября 1997 года в нашей стране отменены экспортные таможенные пошлины на все товары. При этом НДС и акцизный налог также не взимаются. С 1 сентября 2011 года ставки сборов за таможенное оформление товаров на экспорт снижены в среднем в 2 раза1.

Сегодня применяется 6-уровневая адволорная ставка таможенных пошлин на импорт: 0, 5, 10, 20, 30 и 40% от таможенной стоимости, акцизного налога – от 5 до 200%, НДС – 20% от облагаемого оборота, сбора за таможенное оформление – 0,2% от таможенной стоимости, но не менее 25 долларов США и не более 3 000 долларов США. При этом таможенный сбор на импорт непродовольственных потребитель­ских товаров, произведенных в третьих странах и реэкспортируемых для коммерческой деятельности юридическими и физическими лицами из сопредельных стран, составляет 20% от таможенной стоимости.

С.Каюмова сообщила, что с 1 января 2013 года при таможенном оформлении товаров, вывозимых в режиме экспорта, отменяется требование по предоставлению в таможенные органы биржевых контрактов и справки о расчетах, выдаваемой уполномоченным банком2. Эти сведения таможенники будут фиксировать в ходе мониторинга, осуществляемого в рамках ЕИЭС ВО. С 1 мая 2013 года отменено требование о сертификации продукции, производимой на экспорт3. Она будет осуществляться добровольно.

С 1 января 2013 года при таможенном оформлении импорта товаров отменяется требование о предоставлении в таможенные органы импортных контрактов, а также сертификата качества на зерно и продукты его переработки2. С 1 апреля 2013 года для подтверждения таможенной стоимости ввозимых льготируемых товаров предпринимателям достаточно будет представить экспортную ГТД.

Сайера Каюмова сообщила, что ГТК подготовлен проект закона о внесении изменений в статьи 51 и 112 Таможенного кодекса, согласно которым таможенный контроль после выпуска товаров может осуществляться в течение 3 лет, а дополнительное начисление таможенных платежей в течение 1 года с момента выпуска товаров, а неуплаченные таможенные платежи подлежат доначислению в течение 1 года с момента таможенной очистки товаров. Дополнительно начисленные таможенные платежи взыскиваются таможенными органами с плательщиков в течение 3 лет с момента выявления факта неуплаты таможенных платежей.

Также подготовлен проект закона о внесении изменений в статью 33 Закона «О таможенном тарифе»4 и в статью 12 Закона «Об иностранных инвестициях»5. Их принятие освободит от таможенной пошлины имущество, ввозимое в Узбекистан вновь создаваемыми предприятиями с ино­странными инвестициями, составляющими в уставном фонде не менее 33%, в течение 2 лет с момента госрегистрации.

Таможенница также сообщила о необходимости по ряду товарных подсубпозиций внести дополнительные изменения по кодам ТН ВЭД в действующие ставки таможенных пошлин и акцизного налога. В настоящее время этот вопрос прорабатывается. Кроме того, ГТК инициировано предложение сформировать перечни технологического оборудования для всех отраслей экономики, а также запасных частей и комплектующих изделий к ранее ввезенному и установленному оборудованию.

 

 

КАК ФОРМИРУЮТСЯ ЦЕНЫ


Заместитель начальника сводного управления ценообразования Минфина Хамза ТУХСАНОВ, рассказывая об особенностях формирования экс­портных цен, отметил, что они определяются на договорной основе, кроме случаев, предусмотренных законодательством6, исходя из цен, сложившихся на мировом рынке на дату составления договора. Вместе с тем выдаются разрешения на экспорт (в определенное время) товаров по ценам, равным или ниже себестоимости с учетом фактически складывающейся конъюнктуры мировых цен на экспортные товары7. Докладчик также рассказал о нормативном регулировании цен на экспорт товаров стратегического назначения. В качестве примера он взял хлопок-волокно. Финансист отметил, что цены на импортируемые товары и активы регулируют НСБУ N 4 «Товарно-материальные запасы»8, НСБУ N 5 «Основные средства»9 и НСБУ N 7 «Нематериальные активы»10. Представитель Минфина также обстоятельно осветил вопросы формирования декларируемой (утверж­даемой) цены, все ее составляющие.

 

 

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ЭКСПОРТЕРУ


Особый интерес участников вызвала презентация заведующего сектором сводного информационно-аналитического департамента Кабинета Министров Дильшода СУЛТАНОВА. Она была посвящена льготам для предприятий-экспортеров.

Для предприятий, у которых доля экспорта товаров, работ, услуг (независимо от места выполнения послед­них) собственного производства за свободно конвертируемую валюту11 составляет от 15 до 30% в общем объеме реализации, ставка налога на прибыль и ЕНП снижается на 30%; если от 30% и более в общем объеме реализации – на 50%12.

Эта льгота распространяется на предприятия, производящие экспортную продукцию и реализующие ее самостоятельно или через специализированные внешнеторговые объединения и фирмы, которые являются структурными подразделениями министерств, ведомств, корпораций, ассоциаций и компаний, а также через комиссионера (поверенного) по договору комиссии (поручения).

Д.Султанов обратил внимание на то, что Постановлением Президента от 26.03.2012 г. N ПП-1731 отечественным товаропроизводителям предоставлено право участвовать в международных тендерах по проектам, осуществляемым на территории Узбекистана за счет средств международных финансовых институтов, стран-доноров, правительств иностранных государств, других нерезидентов на равных с зарубежными участниками условиях, в том числе с последующим заключением контрактов в инвалюте. Также предоставлено право заключать с нерезидентами контракты в иностранной валюте на поставку для использования в Узбекистане товаров (работ, услуг) собственного производства. Они приравниваются к экспортным контрактам и становятся на учет только в обслуживающем уполномоченном банке с предоставлением налоговых льгот как для предприятий-экспортеров.

Дильшод Султанов дал подробные разъяснения по документам, подтверждающим экспорт товаров, в том числе через комиссионера, а также экспорт работ и услуг. Не менее обстоятельно рассказал о порядке определения доли экспорта товаров (работ, услуг), о механизме подтверждения факта собственного производства товаров. Он отметил, что сейчас ведется работа по совершенствованию регулирующего этот вопрос нормативного акта в целях применения льгот и преференций при экспорте за свободно конвертируемую валюту.

Докладчики раскрыли многие интересующие предпринимателей вопросы предоставления господдержки экспортной деятельности, описали ее проблемы, возможности и преимущества, а также дали рекомендации по активизации деятельности предприятий и повышению ее эффективности.

Как отметила председатель ФБАКУ Дильноза СУЛТАНОВА, развитие внешнеэкономической деятельности служит общему экономическому росту и увеличению благосостояния всех граждан нашей страны. На заседании состоялся эффективный диалог между представителями госорганов и бизнеса.

С ней был солидарен и руководитель Проекта USAID по региональному экономическому сотрудничеству Виктор ПРОДЕДОВИЧ, заявивший, что в целях оказания содействия развитию экспорта в Узбекистане Проект USAID открыт к сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами. Он отметил, что за «круглым столом» экспортеры получили актуальную информацию от государственных регуляторов, смогли задать вопросы, обменяться мнениями и новыми идеями, получить практический опыт и установить деловые связи.

 

---------------------------------------------------------

1Постановление Президента от 25.08.2011 г. N ПП-1604.

2Указ Президента от 18.07.2012 г. N УП-4455.

3Постановление КМ от 28.04.2011 г. N 122.

4От 29.08.1997 г. N 470-I.

5От 30.04.1998 г. N 609-I.

6Приложения NN 1 и 2 к Указу Президента от 10.10.1997 г. N УП-1871.

7Постановление Президента от 8.04.2009 г. N ПП-1092.

8Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 17.07.2006 г. N 1595.

9Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 20.01.2004 г. N 1299.

10Утвержден приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 27.06.2005 г. N 1485.

11За исключением сырьевых товаров, указанных в перечнях к Указу Президента от 10.10.1997 г. N УП-1871.

12Постановление Президента от 26.03.2012 г. N ПП-1731.

Гульнора Абдуназарова
специальный корреспондент


Комментарии (1)

Добавить комментарий

Гость_ :

2012-12-23 23:00:20

УРАААААА! Особенно супер по таможне! Браво!

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Валюталар курси

2024-05-14
  • USD:12699.85 (+0.00) сум
  • EUR:13694.25 (+0.00) сум
  • RUB:139.02 (+0.00) сум