Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Хизматлар экспортида уларни олувчи Ўзбекистон ҳудудида жойлашган бўлса Корпоратив чекларни my3.soliq.uz сайтида қандай рўйхатдан ўтказиш керак Умумий овқатланиш корхонаси қишлоқ хўжалиги маҳсулотларининг электрон харид қилиш далолатномасини қандай расмийлаштириши керак Умумий овқатланиш корхонаси қишлоқ хўжалиги маҳсулотларининг электрон харид қилиш далолатномасини қандай расмийлаштириши керак

Аудиторское заключение: НСАД и международная практика

25.03.2016

Недостаточность раскрытия в НСАД видов модификаций аудиторских заключений  в зависимости от размеров ошибок в финотчетности клиента и иных существенных факторов в конечном счете снижает эффективность аудита в республике.

 

Аудиторская деятельность в Узбекистане осуществляется в соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности»1, национальными стандартами аудиторской деятельности и рядом других нормативных актов. В соответствии с Постановлением Президента «О приоритетных направлениях дальнейшего реформирования и повышения устойчивости финансово-банковской системы  республики  в 2011-2015 годах и достижения высоких международных рейтинговых показателей»2 № ПП-1438 и согласно ст. 2-2 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации при проведении проверки в соответствии с договором об оказании аудиторских услуг могут применять международные стандарты аудита.

 

Аудиторская проверка финансовой отчетности завершается выдачей аудиторского заключения, порядок составления и виды которого регламентируются  Законом «Об аудиторской деятельности» и Национальным стандартом аудиторской деятельности (НСАД) №70 «Аудиторский отчет и аудиторское заключение о финансовой отчетности». Данный стандарт был составлен в соответствии с Международным стандартом аудита (МСА) 700 «Аудиторский отчет (заключение)», вступил в силу с 20 марта 2001 года и после этой даты не подвергался  каким-либо изменениям. Тогда как МСА 700 был полностью пересмотрен в 2006 и 2009 годах. Кроме того, в этот период были приняты новые МСА 705 «Модификации отчета (заключения) независимого аудитора» и МСА 706 «Пояснительные параграфы и параграфы о прочих вопросах, требующих внимания, в отчете (заключении) независимого аудитора».

 

Сравнительный анализ НСАД и МСА показывает, что между ними сегодня имеются существенные различия:

 

№№

НСАД 70

МСА 700, 705, 706  и 570

 

 

ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

НЕ МОДИФИЦИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

1

Положительное

Положительное заключение (стандартное) без оговорок – Мнение без оговорок

2

 

Мнение без оговорок с пояснительным параграфом

МОДИФИЦИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

3

 

Условно-положительное заключение (мнение с оговорками)

4

Отрицательное

Отрицательное мнение

5

Заявление об отказе аудиторской организации от составления аудиторского заключения (данное заявление не относится к видам аудиторских заключений)

Отказ от выражения мнения

 

В отечественной практике не предусмотрено составление положительного аудиторского заключения, содержащего мнение без оговорок с пояснительным параграфом, и условно–положительного аудиторского заключения, содержащего мнение с оговорками.

 

Согласно МСА 570 и 706 заключение с пояснительным параграфом предоставляется клиенту в том случае, когда финансовая  отчетность составлена достоверно во всех существенных аспектах, однако имеются обстоятельства, которые могут повлиять на его финансовое положение  в ближайшем будущем. В этом случае, обычно после параграфа, содержащего мнение аудитора, добавляется  пояснительный параграф, который не влияет на мнение аудитора в целом, но указывает на существенный аспект, требующий внимательного отношения со стороны пользователей финансовой отчетности (проект НСАД № 70 и приложения к нему №№ 6 и 7). Таким образом, при предоставлении положительного заключения с пояснительным параграфом аудиторская оценка отчетности остается положительной. Но в то же время внимание пользователей обращается на определенные сомнения аудитора в отношении непрерывной деятельности субъекта в последующие 12 месяцев после сдачи финотчетности.

 

Условно-положительное заключение (мнение с оговоркой) следует выражать в том случае, когда аудитор приходит к выводу, что невозможно выразить положительное мнение без оговорок. Оно предоставляется при следующих  обстоятельствах, которые могут оказать влияние на финотчетность:

 

  • ограничение масштаба работы аудитора;

 

  • несогласие с выбранной учетной политикой, методом ее применения или адекватности раскрытий в финотчетности.   

 

Причем влияние этих факторов на отчетность должно быть, по мнению аудитора, не столь существенным, как при выражении отрицательного мнения или отказе от выражения мнения.

 

Наличие в международной практике мнения без оговорок,  мнения без оговорок с пояснительным параграфом и мнения с оговорками является  индикатором ответственности аудитора, так как дает ему возможность предупредить пользователей о возможных последствиях ввиду наличия неопределенностей в будущей деятельности субъекта, указать на ограничения масштаба работы или свое несогласие по учетной политике.

 

Таким образом, в целях повышения качества аудиторских услуг, достижения большей достоверности аудиторских заключений  и привлечения доверия потенциальных инвесторов к отечественной  аудиторской практике предлагается привести НСАД №70 в соответствие с МСА 700,705 и 706.

 

Миновар ТУЛАХОДЖАЕВА,

д.э.н., проф. кафедры «Экономический анализ и аудит» ТГЭУ,

 председатель Совета НАБА Уз. 

 

 

 

 

 


1 Вторая редакция от 26 мая 2000 г.

2 От 26.11.2010 г.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

.

Валюталар курси

2025-05-16
  • USD:12965.34 (+0.00) сум
  • EUR:14525.07 (+0.00) сум
  • RUB:161.34 (+0.00) сум