Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми

Новый закон учтет новые подходы к организации электронной торговли

19.03.2014


 

В приоритетах развития страны на 2014 год и дальнейшую перспективу главой государства особо отмечена необходимость активного внедрения ИКТ во все сферы экономики, и частности, дальнейшее развитие и стимулирование электронной коммерции, расширение интерактивных услуг.

 

В контексте данных приоритетов Центральный банк Республики Узбекистан подготовил новую редакцию законопроекта «Об электронной коммерции», который учитывает интеграцию нашей страны в мировое экономическое сообщество, сложившиеся реалии денежного обращения в Узбекистане и мировые тенденции онлайн-торговли в банковской сфере (уже сегодня более 10% населения мира совершают покупки через Интернет).

 

В случае принятия закона в таком формате появятся новые возможности и рыночные условия для дальнейшего развития бизнеса, значительного улучшения делового и инвестиционного климата.

 

При подготовке данного проекта были проанализированы опыт и инструменты электронной коммерцииразных стран. В частности, их палитра достаточно разнообразна и регулируется:

 

общими положениями гражданского права и законодательством об информационных технологиях (страны ближнего зарубежья и Балтии);

 

специальнымизаконами об электронных документах (Италия, Украина и ряд других европейских стран);

 

отдельными законами и нормами в других актах, регулирующихэлектронную коммерцию и использование электронной цифровой подписи (ЭЦП) (страны Северной Америки и Южной Азии, Океании).

 

Необходимо отметить, что действующий Закон Республики Узбекистан «Об электронной коммерции» базируется на понятиях и терминах, принятых в законах «Об электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи». В частности, он определяет электронный документ как информацию в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность с использованием ЭЦП. Сегодня технология применения ЭЦП предполагает наличие предварительных договорных отношений между сторонами либо использование услуг удостоверяющих центров на основе инфраструктуры публичных ключей и имеет ограниченную сферу применения.

 

Тем не менее, в международной практике для осуществления розничных продаж, связанных с покупками товаров через интернет-магазины, как правило, используются другие доступные средства идентификации отправителей сообщений в качестве аналога собственноручной подписи (в том числе путем отправки одноразовых идентификаторов на смартфон или е-мэйл клиента/продавца).

 

Уже сегодня в национальной банковской системе реализованы механизмы интернет-оплаты по банковским картам в режиме реального времени, а также широко развита система дистанционного банковского обслуживания. Сообразно зарубежной практике в Правилах организации платежных систем, использующих сети телекоммуникаций общего пользования (рег. № 1767 от 13.02.2008 г.) в данных системах для аутентификации и подтверждения подлинности операций предусмотрены методы, отличные от ЭЦП.

 

Именно поэтому для упрощения процедуры заключения сделок новой редакцией закона допускается использование подписи посредством одноразовых идентификаторов и других аналогов собственноручной подписи, которые позволят значительно упростить оформление электронной сделки. Помимо этого, законопроектом также регламентируются отношения, возникающие при использовании электронных документов (сообщений) в целях совершения сделок и иных юридических действий в электронной коммерции, устанавливаются особенности заключения договоров с использованием электронных документов (сообщений) и требования к участникам электронной коммерции, в том числе к информационным посредникам.

 

Есть и еще ряд существенных отличий от действующего Закона:

 

а) отменяется требование обязательного наличия ЭЦП на электронном документе для физических лиц – субъектов электронной коммерции и допускается использование подписи одноразовым идентификатором или другого аналога собственноручной подписи, что  значительно упростит оформление электронной сделки и позволит совмещать акцепт с механизмами интернет-оплаты по банковским картам;

 

б) расширяется состав информационных посредников (операторы сетей телекоммуникаций, платежные агенты, лица, осуществляющие организацию электронных торгов и оказывающие услуги по депозитарному хранению электронных документов), предоставляющих субъектам электронной коммерции услуги по обеспечению совершения электронных сделок;

 

в) устанавливаются дополнительные требования к процедурам предложения оферты, акцепта коммерческих предложений и к условиям договоров в электронной коммерции, учитывая особенности заключения договоров с использованием электронных документов (сообщений) и специфику заключения договоров в электронной форме;

 

г) вводится норма о возможности оформления счетов-фактур и других необходимых документов в электронной форме. Пока при продаже товаров (работ, услуг) существует необходимость подписания счетов-фактур и других документов по исполнению договоров в бумажном виде, что создает дополнительные препятствия для осуществления эффективной электронной коммерции;

 

д) вносятся нормы о госрегулировании данной сферы уполномоченным органом и устанавливаются его полномочия;

 

е) вводятся нормы по обеспечению безопасности информации и защите персональных данных участников электронной коммерции.

 

Принятие закона в таком формате позволит:

 

значительно сократить расходы на проведение торговых операций (транзакционные издержки) и решить проблемы, связанные с географической удаленностью друг от друга субъектов электронной коммерции;

 

создать условия оперативного установления прямых контрактных отношений между продавцами/покупателями, а также появления новых участников на рынках (в этих условиях субъекты малого бизнеса смогут конкурировать  на внешних  рынках);

 

повысить прозрачность операций, что даст возможность покупателям и продавцам практически мгновенно получать наиболее полную информацию о ценах, качестве и условиях поставок, предлагаемых различными конкурентами.

 

В ближайшее время подготовленный законопроект «Об электронной коммерции» (в новой редакции) поступит в нижнюю палату парламента (профильный Комитет по вопросам информации и коммуникационных технологий, а также Комитет по бюджету и экономическим реформам) и пройдет его обсуждение с заинтересованными ведомствами, банковскими структурами и бизнес-сообществом.

 

По сообщению пресс-службы Центрального банка


kadrovik.uz

Валюталар курси

2024-05-14
  • USD:12699.85 (+0.00) сум
  • EUR:13694.25 (+0.00) сум
  • RUB:139.02 (+0.00) сум