Обсуждению данного проекта Закона посвящался «круглый стол», состоявшийся в Ташкенте 14 мая 2014 г. Его организаторами выступили Комитет по вопросам информации и коммуникационных технологий Законодательной палаты Олий Мажлиса и Государственный комитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции.
Как отмечается в пресс-релизе, распространенном Госкомдемонополизации, на сегодняшний день в экономической деятельности хозяйствующих субъектов информация, имеющая коммерческую ценность, занимает столь же весомое место, как и другие материальные и интеллектуальные активы.
Владельцы такой информации вправе самостоятельно устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты и доступа. И такой владелец коммерческой тайны как обладатель соответствующего права должен в полной мере реализовать полномочия владения, пользования и распоряжения своими информационными ресурсами в пределах, установленных законодательно.
На сегодняшний день правовой институт защиты коммерческой тайны в общем виде определен Гражданским кодексом Республики Узбекистан (статьи 98, 1095-1097). Коммерческая тайна упоминается, но не расшифровывается в 32 законах и полусотнях подзаконных актов. При этом, имеющиеся сегодня в законодательстве республики нормы по коммерческой тайне не определяют меры ее защиты, законные способы получения, не устанавливают ответственность лиц, которым коммерческая тайна стала известна в силу различных обстоятельств, то есть не создают конкретные механизмы реализации прав ее собственника. Эти обстоятельства и предопределили необходимость разработки закона «О коммерческой тайне».
Соответствующий проект был внесен в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, одобрен в первом чтении и подготовлен ко второму чтению.
В разработке законопроекта приняли участие представители созданной для этой цели рабочей группы, в которую вошли специалисты министерств и ведомств, Торгово-промышленной палаты, коммерческих организаций Узбекистана.
Проект Закона Республики Узбекистан «О коммерческой тайне» создавался на основе изучения зарубежного опыта, а также с учетом национального законодательства о конфиденциальной информации, информации составляющей коммерческую тайну и других тайнах.
В рассматриваемом законопроекте дается четкое определение следующим понятиям:
Коммерческая тайна - информация, имеющая коммерческую ценность в научно-технической, технологической, производственной, финансово-экономической и других сферах, в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа, допуска на законном основании, и собственник которой принимает меры по защите ее конфиденциальности.
Собственник коммерческой тайны – юридическое или физическое лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение коммерческой тайной и установившее в отношении ее режим коммерческой тайны. Конфидентом является юридическое или физическое лицо, получившее во владение и пользование коммерческую тайну на основании договора у ее собственника. Кроме этого в законопроекте даны четкие определения таким понятиям, как конфиденциальность и режим коммерческой тайны, доступ, допуск и разглашение коммерческой тайны.
Законопроект содержит нормы, определяющие требования к коммерческой тайне. Помимо того, что коммерческая тайна должна иметь потенциальную или коммерческую ценность для ее собственника в силу неизвестности ее третьим лицам и не являться общедоступной, оно должна обеспечиваться мерами защиты ее конфиденциальности. Собственник коммерческой тайны сам определяет ее статус (тайна она или нет), содержание и объем.
Участники «круглого стола» согласились с необходимостью принятия данного закона в Узбекистане. При этом были обсуждены нормы статей по защите коммерческой тайны в процессе трудовых отношений, предоставлению коммерческой тайны по мотивированному требованию государственного органа, а также пределов ознакомления с коммерческой тайной в суде.