Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми

В профсоюзах появятся общественные инспекторы

09.12.2019

Вновь принятый Закон от 6.12.2019 г. № ЗРУ-588 «О профессиональных союзах» вступит в силу 8 марта 2020 года, сменив действующий Закон «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» 1992 года.  


Если в действующей редакции 22 статьи, то в новой их уже 56. Отметим основные положения вновь принятого закона, а также новшества, которые ожидают профсоюзы через три месяца.

 

Организационные и экономические основы деятельности профсоюзов


В составе профсоюзов образуются: первичные профсоюзные организации, объединения и подразделения профсоюзов. Каждому из этих формирований даны четкие определения. При этом уточнили, что подразделения профсоюзов и «первички» могут создаваться как со статусом юридического лица (с обязательной госрегистрацией), так и без. В последнем случае можно открывать специальный банковский счет и свободно распоряжаться находящимися на нем деньгами. Уставы профсоюзов регистрируются в органах юстиции.

 

Профсоюзы и их формирования – юрлица могут заниматься предпринимательством в пределах их целей и задач согласно учредительным документам. Поступления от предпринимательской деятельности являются одним из источников формирования имущества профсоюзов, наряду с членскими, а также добровольными имущественными взносами и пожертвованиями.

 

Общественный контроль как инструмент защиты прав и интересов работников


В новой редакции закона детально регламентировали эту функцию профсоюзов. В ее рамках изучается деятельность госорганов и работодателей по обеспечению социально-экономических прав и интересов работников, а также выполнению коллективных договоров и соглашений, реализации проектов и программ в области соцпартнерства. Профсоюзам в этом направлении дали достаточно широкие полномочия. Они вправе:

  • подавать госорганам, работодателям, их объединениям (союзам, ассоциациям) заявления, жалобы, предложения, запросы;
  • запрашивать и получать справки, необходимые для защиты интересов работников, из госорганов, а также организаций, которые обязаны выдавать запрошенные документы или их заверенные копии;
  • участвовать на открытых коллегиальных заседаниях работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций) и госорганов, в т.ч. правительства. В Кабинет Министров на заседания, посвященные вопросам социально-экономических прав и интересов работников, приглашается представитель наиболее массового объединения профсоюзов и пр.

 

Для осуществления общественного контроля в структуре профсоюзов, их объединений и подразделений могут создаваться инспекции. Инспекторы профсоюзов имеют право:

  • запрашивать и получать от госорганов, работодателей справки, статистические данные и иную информацию для выполнения своих функций;
  • выступать в качестве представителей по собственной инициативе либо по просьбе работников в судах и иных органах, рассматривающих трудовые споры, в защиту работников;
  • посещать организации, рабочие места;
  • участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве и иных повреждений здоровья работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей и профессиональных заболеваний.

 

По результатам общественного контроля подготавливается итоговый документ в форме протокола, заключения, справки, предписания, представления. Госорганы и работодатели обязаны их рассмотреть и принять по ним решение, с информированием соответствующего профсоюза.

 

Профсоюзы и их объединения могут проводить общественную экспертизу проектов НПА, коллективных договоров и соглашений, а также решений госорганов и работодателей, касающихся социально-экономических прав работников. Разработанные по итогам экспертизы рекомендации и запросы профсоюза подлежат обязательному рассмотрению с последующим направлением обоснованных заключений.

 

Если работодатели нарушают условия коллективных договоров и соглашений, профсоюзы вправе направить им представление, которое рассматривается в недельный срок. Если работодатель отказывается устранить выявленные нарушения – разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством.

 

При выявлении фактов нарушения работодателем требований НПА и нормативных документов в области технического регулирования, касающихся прав работников, профсоюзы могут направить материалы в Государственную трудовую инспекцию или правоохранительные органы.

 

Больше прав для профсоюзов

 

По сравнению с действующей редакцией, права профсоюзов значительно расширили. В частности, профсоюзы смогут вносить на рассмотрение хокимиятам предложения о приостановлении на срок до 6-ти месяцев решения работодателя о массовом высвобождении работников.

 

Закрепили права профсоюзов в области социальной защиты, получения информации, охраны труда, защиты интересов работников при рассмотрении трудовых споров. Действующие в настоящее время гарантии для членов выборных органов профсоюзов сохранены.

 

Кроме того, регламентировали основы социального партнерства в сфере труда с образованием трехсторонних комиссий по социально-трудовым вопросам.

 

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступит в силу 8.03.2020 г.

 

Ленара Хикматова.

 

kadrovik.uz

Валюталар курси

2024-05-14
  • USD:12699.85 (+0.00) сум
  • EUR:13694.25 (+0.00) сум
  • RUB:139.02 (+0.00) сум