Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми

Лицам с некоторыми заболеваниями запретят опекунство и попечительство

29.11.2016

 

В парламенте ведется обсуждение изменений и дополнений в одни из самых важных нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения – Законы «Об опеке и попечительстве» и «О гарантиях прав ребенка». О том, какие новшества нас ожидают, рассказывают сами депутаты.

 

Как известно, защита интересов молодежи является постоянным приоритетом государственной политики. А одним из важнейших направлений работы в этой сфере остается забота о детях, оставшихся по тем или иным причинам без попечения родителей. Это находит свое отражение во многих государственных программах.

 

Например, в абзаце первом пункта 4 Государственной программы «Год здоровой матери и ребенка» (далее – Госпрограмма) поставлена задача по внесению изменений и дополнений в Закон «Об опеке и попечительстве», предусматривающих регулирование порядка установления заболеваний, при наличии которых лицу будет отказано в установлении опеки (попечительства) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей[1].

 

Так, сегодня в Республике Узбекистан 13 724 ребенка находятся под опекой, 9 578 – под попечительством. Ежегодно органами опеки и попечительства в среднем выявляется около 7-ми тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них более 2 тыс. детей передаются на опекунство, более 1 тыс. – на попечительство. Однако, передавая кому-либо ребенка, государство внимательно изучает личность будущего опекуна или попечителя.

 

Так, ст. 22 данного Закона гласит, что не могут быть назначены опекунами или попечителями лица:

  • лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах;
  • признанные судом недееспособными или ограниченными в дееспособности;
  • бывшие усыновители, если усыновление было отменено за уклонение от исполнения возложенных на них обязанностей или неисполнение их надлежащим образом, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с усыновленными, вследствие хронического алкоголизма или наркомании;
  • отстраненные от обязанностей опекуна или попечителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей либо за злоупотребление своими правами;
  • ранее осужденные за умышленное преступление.

 

Однако в данной статье не урегулирован вопрос о назначении опекунства (попечительства) лицам с серьезными заболеваниями. А это в будущем может отрицательно повлиять на здоровье и образ жизни ребенка.

 

В связи с этим в Закон вносятся нормы об отказе в назначении опекунства и попечительства лицам с определенными проблемами со здоровьем. Это предотвратит распространение инфекционных и других заболеваний и послужит воспитанию здорового поколения, обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства и общества. Конкретный перечень заболеваний определит Кабинет Министров с привлечением специалистов-медиков.

 

Кроме того, в абзаце втором пункта 4 Госпрограммы определена задача по введению в Закон уточняющих норм, определяющих кто из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет находиться на полном государственном обеспечении и в каком порядке, и какими госорганами будет оформляться постановка на полное гособеспечение.

 

Дело в том, что нормы о детях, находящихся на полном гособеспечении, содержатся в целом ряде нормативно-правовых актов. Например, в Налоговом кодексе, Законах «О государственном пенсионном обеспечении граждан», «О гарантиях прав ребенка», постановлениях Кабинета Министров от 25.01.2002 года № 33 «О мерах по реализации Программы адресной поддержки социально уязвимых слоев населения на 2002-2003 годы», от 29.11.2007 года № 247 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в средних специальных, профессиональных образовательных учреждениях», от 22.05.2008 года № 104 «Об утверждении Положения о детских городках для детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся на полном государственном обеспечении», от 15.02.2013 года № 44 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям» и др.

 

Однако в настоящее время на практике возникают разночтения ввиду отсутствия в нашем законодательстве норм, устанавливающих, какая категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет находиться на полном гособеспечении, а также определяющих порядок их полного гособеспечения и само понятие «ребенок, находящийся на полном гособеспечении».

 

Так, в течение 2014-2015 годов и первого полугодия 2016 года в министерства народного образования и финансов поступило 92 обращения от граждан и соответствующих организаций. Вследствие отсутствия нормы, связанной с понятием о ребенке, находящемся на полном гособеспечении, соответствующими организациями и ведомствами на местах по отношению и к детям-сиротам, находящимся под опекой и попечительством и не являющимся воспитанниками учреждений с полным гособеспечением, а также к детям, оставшимся без попечения родителей, применяется понятие о ребенке, находящемся на полном гособеспечении, в результате чего наблюдаются случаи неправильного использования бюджетных средств.

 

На самом деле по отношению к детям-сиротам, находящимся под опекой и попечительством, и не являющимся воспитанниками учреждений с полным гособеспечением, а также к детям, оставшимся без попечения родителей, нет законных оснований для применения понятия «ребенок, находящийся на полном государственном обеспечении».

 

К сведению: По республике 23 302 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (0-18 лет), устанавливаются опекунство и попечительство. Также ежегодно в среднем около 4 тыс. детей в связи с достижением 18 лет исключаются из попечительского надзора. Например, в 2015 году из попечительского надзора исключено 3816 детей. Если всем детям этой категории на основе вышеуказанной нормы ежегодно выделять денежные пособия за счет бюджетных средств, в среднем необходимо будет выделение 50 млрд. сумов.

 

Между тем, при изучении зарубежного законодательного опыта в этой сфере[2] выявлено, что в их законодательных актах есть норма, связанная с понятием о ребенке, находящемся на полном гособеспечении, но отсутствует определение, кто входит в данную категорию. Только в Законе Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» есть норма, связанная с понятием о ребенке, находящемся на полном гособеспечении, и конкретно определено, какие категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном гособеспечении.

 

Поэтому внесение в Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка» норм, устанавливающих, какая категория детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет находиться на полном гособеспечении, а также определяющих их полное гособеспечение, по нашему мнению, приведет к устранению вышеуказанных недоразумений, эффективному использованию средств Государственного бюджета Республики Узбекистан при выделении социальных  пособий детям этой категории.

 

Алия ЮНУСОВА,

депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,

член фракции НДПУ.

 

Публикации по теме:

 

О правах ребенка надо помнить не только в Международный день

 

Молодежь и правопорядок в фокусе внимания Парламента

 

Дети: права без обязанностей и ювенальная юстиция

 


[1] Разработка законопроекта была включена также в Программу по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов в 2016 году (утв. ПКМ № 42 от 17.02.2016 г.). 

[2] Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина.

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Валюталар курси

2024-05-14
  • USD:12699.85 (+0.00) сум
  • EUR:13694.25 (+0.00) сум
  • RUB:139.02 (+0.00) сум