Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
ЯИДХП орқали кўчмас мулкни бошқариш соҳасида қандай хизматлар мавжуд Иш берувчи ходимнинг турмуш ўртоғининг даволаниши учун ҳақ тўлашга рози бўлса Хўжалик шартномаларида кафолатли ушланма қандай аҳамиятга эга

Закон Республики Узбекистан

24.07.2014

 

Проект

 

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

 

 

ГЛАВА 1. Общие положения

 

 

Статья 1. Цель настоящего Закона

 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

 

Статья 2. Законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

 

Законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

 

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, то применяются правила международного договора.

 

 

Статья 3. Основные понятия

 

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

 

благоприятные условия жизнедеятельности человека – состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

 

вредное воздействие на человека – воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

 

государственный санитарный надзор – деятельность уполномоченного государственного органа по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

 

инфекционные заболевания – заболевания человека, возникновение  и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека или животного к здоровому человеку;

 

массовые неинфекционные заболевания – заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических и (или) химических, а также социальных факторов среды обитания;

 

ограничительные мероприятия (карантин) – административные, медико-санитарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов и товаров;

 

санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия – организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний и их ликвидацию;

 

санитарно-эпидемиологическая обстановка – состояние среды обитания и здоровья населения на определенной территории в конкретно указанное время;

 

санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических и физических лиц, используемых ими территорий, строений, сооружений, зданий, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний, и которые устанавливаются санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами;

 

санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

 

санитарно-эпидемиологическое заключение – документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам проектной документации, факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг;

 

санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы – документы, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;

 

среда обитания человека (далее – среда обитания) – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

 

факторы среды обитания – биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

 

 

 

ГЛАВА 2. Государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 

 

Статья 4. Основные принципы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 

Основными принципами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются:

 

защита и оздоровление среды обитания;

 

проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, как обязательной части хозяйственной и социальной деятельности;

 

возмещение юридическими и физическими лицами ущерба, причиненного здоровью населения и среде обитания в результате несоблюдения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также  непроведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

 

осуществление государственного санитарного надзора.

 

 

Статья 5. Основные направления государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 

Основными направления государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются:

 

обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, обучения, воспитания, быта и отдыха населения;

 

защита и укрепление здоровья населения путем осуществления комплекса организационных мер, направленных на предотвращение инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний;

 

предотвращение факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, при планировке, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию объектов;

 

обеспечение населения качественными продуктами питания и питьевой водой;

 

осуществление надзора за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

 

повышение санитарно-культурного уровня населения.

 

 

Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 

Кабинет Министров Республики Узбекистан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения:

 

обеспечивает реализацию единой государственной  политики, а также определяет её основные направления;

 

утверждает и реализует государственные программы;

 

организует осуществление государственного контроля за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

 

вводит и отменяет ограничительные мероприятия (карантин) на территории Республики Узбекистан;

 

обеспечивает развитие международного сотрудничества.

 

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 7. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы

 

 

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы утверждаются Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан и подлежат опубликованию в течение трех месяцев после их утверждения и вступают в силу после их опубликования.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении своей деятельности должны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы.

 

 

 

ГЛАВА 3.  Права и обязанности юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 

 

Статья 8. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеют право на:

 

получение от органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, информации о санитарно-эпидемиологической обстановке и состоянии среды обитания;

 

участие в разработке органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 9. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязаны:

 

выполнять требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений органов, осуществляющих государственный санитарный надзор;

 

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при возникновении инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний в целях их ликвидации;

 

обеспечивать безопасность выполняемых работ, оказываемых услуг и продукции при производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;

 

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

 

своевременно информировать население, органы государственной власти на местах и органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, об аварийных ситуациях, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

 

соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при поставке, реализации и использовании продукции, завозимой из-за рубежа.

 

 

Статья 10. Права граждан в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения

 

 

Граждане в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения имеют право на:

 

среду обитания без факторов, оказывающих вредное воздействие на человека;

 

получение от органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, а также органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, и юридических лиц информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, безопасности и качестве промышленных и продовольственных товаров, о скрытом воздействии на здоровье человека оказываемых услуг и выполняемых работ;

 

осуществление общественного контроля за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;

 

внесение органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах, а также органам, осуществляющим государственный санитарный надзор, предложений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

 

возмещение ущерба, причиненного здоровью человека вследствие нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

 

Граждане в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 11.  Обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 

Граждане в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязаны:

 

выполнять требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

 

не допускать действий, влекущих за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

 

 

Статья 12. Права органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и средств массовой информации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 

Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и средства массовой информации имеют право:

 

принимать участие в разработке органами государственной власти на местах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

 

осуществлять общественный контроль за выполнением государственных и иных программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

Органы самоуправления граждан, негосударственные некоммерческие организации и средства массовой информации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

 

 

 

ГЛАВА 4. Требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения

 

 

Статья 13. Санитарно-эпидемиологические требования к разработчикам нормативных документов в области технического регулирования

 

Государственные органы, организации и иные субъекты, разрабатывающие нормативные документы в области технического регулирования, обязаны предусматривать в них требования по соблюдению санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, направленных на обеспечение охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

Субъекты, указанные в части первой настоящей статьи, до внедрения новых химических и биологических веществ, источников ионизирующего излучения и приборов, содержащих эти источники, парфюмерно-косметической продукции, материалов, технологических процессов, оборудования и других товаров народного потребления, связанных с риском реальной или потенциальной опасности для жизни, здоровья человека, должны разрабатывать обоснованные предложения к нормативам по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, методы контроля за их соблюдением, способы обезвреживания, утилизации вредной продукции и отходов, с представлением их на согласование Главному государственному санитарному врачу Республики Узбекистан.

 

 

Статья 14.  Санитарно-эпидемиологические требования при выборе земельного участка, планировке, проектировании
и строительстве объектов, техническом и технологическом переоборудовании предприятий и вводе их в действие

 

Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, при выборе земельного участка, планировке, проектировании и строительстве объектов, техническом и технологическом переоборудовании предприятий и вводе их в эксплуатацию должны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы.

 

 

Статья 15. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий, сооружений, зданий, эксплуатации оборудования и транспортных средств

 

Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, должны обеспечивать содержание дворовых и придомовых территорий, сооружений, жилых помещений, воспитательных, лечебно-профилактических, образовательных, культурных, спортивных и других учреждений, производственных и санитарно-бытовых помещений, а также эксплуатацию оборудования, транспортных средств в соответствии с санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами.

 

 

Статья 16. Санитарно-эпидемиологические требования к транспортировке, хранению, применению, обезвреживанию, утилизации и захоронению химических веществ, биологических средств и материалов

 

Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения должны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при транспортировке, хранении, применении, обезвреживании, утилизации и захоронении химических веществ, биологических средств и материалов.

 

Ввоз и производство новых химических и биологических средств, материалов, полимерных и пластических масс, парфюмерно-косметической продукции допускается только после токсиколого-гигиенической оценки, установления гигиенических нормативов с разрешения Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан.

 

 

Статья 17.  Санитарно-эпидемиологические требования при заселении жилых помещений и их эксплуатации

 

Жилые помещения, предоставляемые государственными организациями и иными собственниками, в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (планировка, уровень освещенности, воздухообмен, вибрация и неионизирующие излучения) должны соответствовать санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам.

 

Не допускается проживание граждан в жилых помещениях, не отвечающих требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

 

Жильцы должны выполнять правила содержания дворовых, придомовых территорий и использования жилых помещений, установленные органами государственной власти на местах.

 

 

Статья 18. Санитарно-эпидемиологические требования к продуктам питания, их производству, транспортировке, хранению и реализации

 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализации продуктов питания и пищевого сырья, должны соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы.

 

Ввоз и производство новых пищевых добавок, специально вводимых биологически активных веществ, новых технологий производства пищевого сырья и продуктов питания допускается только после токсиколого-гигиенической оценки, с разрешения Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан.

 

 

Статья 19. Санитарно-эпидемиологические требования к хозяйственно-питьевому водоснабжению

 

Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере хозяйственно-питьевого водоснабжения, должны обеспечить соответствие качества подаваемой воды требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также государственным стандартам.

 

Для водопроводов централизованного хозяйственно-питьевого назначения и их источников устанавливаются зоны санитарной охраны со специальным режимом.

 

Зоны санитарной охраны водопроводов и источников их питания, их санитарный режим утверждаются органами государственной власти на местах.

 

Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, должны обеспечивать соответствие воды в водоемах, используемых для хозяйственно-бытовых нужд, в том числе при децентрализованном водоснабжении, требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

 

 

Статья 20. Санитарно-эпидемиологические требования по соблюдению условий образования и воспитания

 

В образовательных и воспитательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

 

 

Статья 21. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда

 

Работодатели должны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил, норм и гигиенических нормативов к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения производственных травм и профессиональных заболеваний.

 

 

Статья 22. Требования по предупреждению возникновения и распространения заболеваний

 

Юридические и физические лица обязаны обеспечивать своевременное проведение мероприятий по предупреждению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, а также мер по ликвидации таких заболеваний в случае их возникновения.

 

В случае угрозы возникновения или распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний Кабинет Министров Республики Узбекистан, органы государственной власти на местах по представлению главных государственных санитарных врачей могут вводить на соответствующих территориях или объектах особые условия и режимы труда, учебы, передвижения и перевозок.

 

Порядок и сроки проведения ограничительных мероприятий (карантина), профилактических мер в очагах инфекционных заболеваний, госпитализации инфекционных больных определяются органами государственной власти на местах и главными государственными санитарными врачами соответствующих территорий.

 

 

Статья 23. Требования по проведению специальных экспертиз

 

Санитарно-гигиеническая и иные виды специальных экспертиз состояния здоровья и заболеваемости населения и отдельных лиц, а также экспертизы проектной, технической и иной документации, оборудования, инструментов и аппаратуры, химических веществ, различных соединений, материалов и сред, пищевого сырья и продуктов, промышленных изделий, радиоактивных материалов, радиационной техники проводятся за счет средств заказчика, органами, осуществляющими государственный санитарный надзор, научно-исследовательскими, высшими образовательными учреждениями и другими организациями.

 

Порядок проведения специальных экспертиз, права и обязанности заказчиков, экспертных учреждений и экспертов, а также ответственность за нарушение установленных правил определяются законодательством.

 

 

 

ГЛАВА 5. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

 

 

Статья 24.  Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия включают в себя:

 

санитарную охрану территории Республики Узбекистан;

 

проведение профилактических прививок;

 

дезинфекционные мероприятия;

 

обязательные медицинские осмотры;

 

гигиеническое воспитание и обучение граждан;

 

иные мероприятия.

 

 

Статья 25. Санитарная охрана территории Республики Узбекистан

 

В целях предотвращения заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации осуществляется комплекс мероприятий по санитарной охране территории Республики Узбекистан.

 

Санитарная охрана территории Республики Узбекистан обеспечивается путем:

 

осуществления санитарно-карантинного контроля;

 

проведения комплекса административных, санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию;

 

обеспечения постоянной готовности государственных органов, организаций здравоохранения и иных организаций к проведению комплекса административных, санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию очагов инфекционных заболеваний;

 

проведения мониторинга возбудителей инфекционных заболеваний;

 

введения (отмены) ограничительных мероприятий (карантин);

 

осуществления международного сотрудничества в области санитарной охраны территорий.

 

 

Статья 26. Проведение профилактических прививок

 

Профилактические прививки проводятся в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации.

 

Профилактические прививки проводятся в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемическим показаниям.

 

Национальный календарь профилактических прививок, утверждаемый Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан, определяет порядок и сроки проведения профилактических прививок, а также группы физических лиц, подлежащих профилактическим прививкам.

 

 

Статья 27. Дезинфекционные мероприятия

 

В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, их локализации и ликвидации проводятся следующие дезинфекционные мероприятия:

плановые;

по эпидемическим показаниям;

в соответствии с предписаниями органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор.

 

 

Статья 28. Обязательные медицинские осмотры

 

В целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а также предупреждения профессиональных заболеваний работники определенных профессий и производств проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения которых устанавливается Министерством здравоохранения Республики Узбекистан по согласованию с Советом Федерации профсоюзов Республики Узбекистан.

 

 

Статья 29. Гигиеническое обучение и воспитание граждан

 

Гигиеническое обучение и воспитание граждан направлены на овладение знаниями, умениями и навыками в области гигиены, здорового образа жизни, охраны здоровья и осуществляются в целях профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни.

 

Гигиеническое обучение и воспитание граждан должны осуществляться при получении дошкольного, общего среднего, специального образования, а также перед допуском к работе, при повышении квалификации и переподготовке кадров, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, обучением и воспитанием детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

 

 

 

ГЛАВА 6. Государственный санитарный надзор

 

 

Статья 30. Органы, осуществляющие государственный санитарный надзор

 

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Республики Узбекистан осуществляет государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов юридическими
и физическими лицами.

 

Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора является медицинским профилактическим учреждением, обеспечивающим организацию и проведение комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и осуществление государственного санитарного надзора, действующим на основании настоящего Закона и иных актов законодательства.

 

Ведомственный санитарный надзор на действующих и строящихся объектах Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности Республики Узбекистан и Государственно-акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари» осуществляется санитарно-эпидемиологической службой этих организаций.

 

Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы обеспечивают методическое руководство, координацию деятельности санитарно-эпидемиологических служб соответствующих министерств и ведомств.

 

 

Статья 31.  Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор на территории Республики Узбекистан

 

Организация и проведение государственного санитарного надзора возлагаются на Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан и главных государственных санитарных врачей Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, городов, районов и их заместителей.

 

 

Статья 32.  Полномочия Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан

 

Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан:

 

руководит государственной санитарно-эпидемиологической службой, определяет основные задачи и приоритетные направления государственного санитарного надзора;

 

утверждает санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;

 

утверждает республиканскую нормативную  документацию по определению влияния факторов среды обитания на организм человека;

 

утверждает временные санитарные правила и нормы по осуществлению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при ликвидации аварийных ситуаций;

 

назначает главных государственных санитарных врачей Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по представлению соответственно председателя Жокаргы Кенгеса Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента;

 

рассматривает жалобы на действия руководителей учреждений санитарно-эпидемиологической службы;

 

определяет территории, опасные для жизни и здоровья людей, на которых запрещается проживание и занятие хозяйственной деятельностью;

 

координирует мероприятия по санитарной охране территорий от заноса и распространения карантинных инфекций;

 

осуществляет контроль за целевым использованием республиканского  и местных эпидемических фондов и материально-технических ресурсов, выделяемых на санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

 

Главный государственный санитарный врач Республики Узбекистан назначается и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан.

 

 

Статья 33.  Полномочия главных государственных санитарных врачей Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, городов и районов

 

Главные государственные санитарные врачи Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента:

 

руководят подчиненными им органами государственной санитарно-эпидемиологической службы;

 

выдают заключения по проектам строительства и реконструкции объектов экономики;

 

определяют территории, опасные для жизни и здоровья людей, на которых запрещается проживание населения и занятие хозяйственной деятельностью;

 

проводят мероприятия по санитарной охране территорий Республики Каракалпакстан, области и города от заноса и распространения карантинных инфекций;

 

осуществляют санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при ликвидации аварийных ситуаций и вспышек инфекционных заболеваний, в том числе совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;

 

выносят предписания, являющиеся обязательными к исполнению юридическими и физическими лицами;

 

по согласованию с Главным государственным санитарным врачом Республики Узбекистан назначают главных государственных санитарных врачей городов и районов.

 

Главные государственные санитарные врачи городов и районов обладают полномочиями, предусмотренными частью первой настоящей статьи, за исключением абзацев второго и восьмого.

 

 

Статья 34. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор

 

Должностным лицам, осуществляющим государственный санитарный надзор, в пределах их компетенции предоставляется право:

 

а) требовать от юридических и физических лиц устранения допущенных нарушений санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, с выдачей предписаний по их устранению;

 

б) осуществлять надзор за соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов в проектах на строительство и реконструкцию объектов экономики;

 

в) в установленном порядке выдавать министерствам, государственным комитетам, ведомствам, юридическим и физическим лицам заключения по:

 

проектам планировки и застройки населенных пунктов и перспективным планам размещения объектов экономики, а также по проектам
на строительство, реконструкцию предприятий, зданий и сооружений;

 

вопросам предоставления земельных участков под строительство, определения мест хозяйственно-бытового водопользования и условий спуска сточных вод после их очистки, утилизации и захоронения токсичных, химических, радиоактивных и других веществ;

 

г) выдавать заключения о соответствии сооружений, жилых помещений, воспитательных, лечебно-профилактических, образовательных, культурных, спортивных и других учреждений, производственных и санитарно-бытовых помещений, а также оборудования, транспортных средств санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам;

 

д) выдавать заключения по представляемым предложениям об учебно-трудовой нагрузке и примерном режиме занятий детей, находящихся в воспитательных учреждениях и обучающихся в образовательных учреждениях;

 

е) привлекать научно-исследовательские, высшие образовательные учреждения и другие организации к проведению специальных экспертиз с оплатой за счет заказчика;

 

ж) в установленном законодательством порядке посещать объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью надзора за выполнением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;

 

з) требовать от работодателей:

 

отстранения от работы лиц, систематически не выполняющих санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, противоэпидемический режим с учетом особенностей производства и характера выполняемых работ и представляющих опасность распространения инфекционных заболеваний;

 

госпитализации инфекционных больных, представляющих опасность для окружающих;

 

проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

 

и) производить выемку пищевых продуктов, изделий, предметов и материалов для санитарно-гигиенической экспертизы, лабораторных исследований, проводить необходимые лабораторные и инструментальные исследования непосредственно на объектах;

 

к) привлекать к осуществлению государственного санитарного надзора специалистов других ведомств на договорной основе, а также представителей общественности.

 

Главные государственные санитарные врачи и их заместители, главные санитарные врачи соответствующих министерств и ведомств, их заместители при нарушении законодательства о государственном санитарном надзоре имеют право:

 

отклонять предпроектную и проектную документацию на отвод земельных участков, строительство, реконструкцию, расширение жилых, общественных, производственных и иных объектов, не отвечающих требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;

 

приостанавливать эксплуатацию действующих производственных объектов, зданий культурно-бытового назначения, деятельность организаций общественного питания и торговли, образовательных, лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, запрещать применение оборудования, инструментов, гидротехнических сооружений для устранения нарушений санитарных правил, норм и гигиенических нормативов на срок, установленный законодательством;

 

приостанавливать строительство населенных пунктов, зданий и сооружений, реконструкцию и проведение отдельных видов работ на указанных объектах в случаях нарушения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;

 

запрещать производство, применение и реализацию новых видов сырья, химических веществ, технологического оборудования, процессов и инструментария, продуктов питания и пищевого сырья, промышленных изделий, строительных материалов, источников ионизирующих излучений, биологических средств, тары, пластических, полимерных и других материалов, контактирующих с пищевым сырьем, пищевыми продуктами и лекарственными средствами, изделий из них и других товаров народного потребления, не зарегистрированных в Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан, или в случае признания их опасными для жизни и здоровья населения;

 

запрещать применение химических веществ, средств и методов, используемых в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения, при производстве и обработке пищевых продуктов, стимуляторов и регуляторов роста сельскохозяйственных растений и животных, пестицидов, парфюмерно-косметической продукции в случае возникновения опасности вредного влияния на здоровье людей до предоставления разработчиком научно-обоснованных данных о безопасности этих веществ и материалов;

 

запрещать использование воды, признанной непригодной к употреблению для хозяйственно-питьевого водоснабжения;

 

выносить предложения работодателям о временном отстранении от работы лиц, являющихся источником инфекционных заболеваний, а также своевременно не прошедших медицинские осмотры.

 

Приостановление деятельности субъектов предпринимательства осуществляется в судебном порядке, за исключением случаев приостановления на срок не более десяти рабочих дней в связи с предотвращением возникновения чрезвычайных ситуаций, эпидемий и иной реальной угрозы жизни и здоровью населения.

 

 

Статья 35. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор

 

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор, обязаны:

 

вести в установленном порядке надзор за обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения со стороны юридических и физических лиц;

 

выявлять и пресекать нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

 

своевременно осведомлять население о выявленных опасностях;

 

устанавливать причины и условия возникновения, распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний;

 

рассматривать обращения юридических и физических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принятие соответствующих мер;

 

информировать юридических и физических лиц о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

 

Статья 36. Ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор

 

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор, за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

 

 

Статья 37. Обжалование решений органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, а также действий (бездействия) их должностных лиц

 

Юридические и физические лица имеют право обжаловать решения органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, а также их действия (бездействие) в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу, либо непосредственно в суд.

 

Подача жалобы в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу не исключает права на подачу аналогичной жалобы в суд.

 

 

Статья 38. Основные гарантии деятельности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор

 

Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан, осуществляющие государственный санитарный надзор, являются представителями власти и находятся под защитой государства.

 

 

Статья 39. Недопустимость вмешательства в деятельность по осуществлению государственного санитарного надзора

 

Воспрепятствование деятельности или вмешательство в деятельность органов, осуществляющих государственный санитарный надзор, а также воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарный надзор, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.

 

 

 

ГЛАВА 7. Заключительные положения

 

 

Статья 40. Ответственность за нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

 

Лица, виновные в нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, несут ответственность в установленном порядке.

 

Суммы штрафов, наложенных за совершение административных правонарушений, поступают в эпидемические фонды Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора всех уровней.

 

 

Статья 41. Возмещение материального ущерба в результате нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

 

Юридические и физические лица виновные в нарушении законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, обязаны возместить материальный ущерб, связанный с нарушением здоровья, затратами на лечение и восстановление здоровья потерпевших, проведение лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 42. Разрешение споров

 

Споры в области санитарно-эпидемиологическом благополучии населения разрешаются в порядке, установленном законодательством.

 

 

Статья 43. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов

 

Признать утратившими силу:

 

1) Закон Республики Узбекистан от 3 июля 1992 года № 657–ХII «О государственном санитарном надзоре» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1992 г., № 9, ст. 355);

 

2) Раздел X Закона Республики Узбекистан от 6 мая 1995 года № 70–I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., № 6, ст.118);

 

3) Раздел V Закона Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 года № 772–I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 года, № 5, ст.124);

 

4) Раздел I Закона Республики Узбекистан от 31 августа 2000 года № 125–II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 7-8, ст. 217);

 

5) Статью 2 Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2006 года № ЗРУ–59 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы правовой защиты и либерализацией финансовой ответственности субъектов предпринимательства» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 10, ст. 536);

 

6) Статью 1 Закона Республики Узбекистан от 3 сентября 2010 года № ЗРУ–253 «О внесении изменений в статью 25 Закона Республики Узбекистан «О государственном санитарном надзоре» и статью 5 Закона Республики Узбекистан «О государственной статистике» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2010 г., № 9, ст. 333);

 

7) Статью 2 Закона Республики Узбекистан 30 апреля 2013 года № ЗРУ–352 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., № 4, ст. 98).

 

 

Статья 44. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

 

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

 

привести решения Правительства в соответствие с настоящим Законом;

 

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

 

 

Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

 

Президент

Республики Узбекистан