Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми

Нормы о зачете требований пора пересмотреть

16.05.2017

 

Предлагаем рассмотреть нашу позицию по отдельным правовым аспектам осуществления предпринимательской деятельности. Сегодня в центре внимания пункт 5 Указа Президента от 9.08.1996 г. № УП-1504 «О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчеты с бюджетом».

 

Он звучит следующим образом: «коммерческим  банкам  осуществлять  оплату  за   поставленную продукцию (работ, услуг) непосредственно поставщикам, не допуская зачета платежей с третьими лицами. Установить, что нарушение указанного порядка квалифицируется как сокрытие  дохода  с  применением  к  виновным  санкций,  предусмотренных законодательством».

 

На наш взгляд, то, как сформулирован данный запрет, порождает целый ряд вопросов и проблем в его практической реализации. Особый статус данной норме, наряду с требованием о внесении не менее 15% предоплаты, запретом на бартерные операции и проч., придает ее включение в программу плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности хозсубъектов.

 

Проблема № 1. На кого распространяется?

 

Разбив первый абзац комментируемой нормы на несколько логических частей, мы сразу же столкнулись с непониманием, в отношении кого данный запрет введен. Дело в том, что в финансовых взаимоотношениях сторон сделки, например покупателя и продавца, банк не является субъектом, осуществляющим оплату за поставленные товары. Здесь банк лишь исполняет платежное поручение клиента, чей счет он обслуживает, а оплату производит покупатель продукции. Т.е. банк является финансовым агентом, а не стороной договора.

 

Это может натолкнуть на вывод, что данный запрет распространяется лишь на коммерческие банки, выступающие в определенных случаях покупателями товаров, заказчиками работ и услуг. Ведь банк является юрлицом (чаще всего в форме АО) и также нуждается в материально-техническом обеспечении своей деятельности, а, следовательно, может выступать в качестве покупателя товаров (например, покупка офисной мебели и техники) либо заказчиком работ (например, ремонт офисного здания) или услуг. Однако в иных актах законодательства о банковской деятельности подтверждения этому мы не нашли.

 

Совместное письмо-разъяснение Минфина, ГНК, ЦБ от 4.10.1996 г. и письмо ЦБ от 17.08.1996 г. № 15-01/1567 также не вносят четкой определенности в этом вопросе. К тому же данные документы не являются нормативно-правовыми актами.

 

Мнение редакции: к каким бы теоретическим заключениям с позиции презумпции правоты субъекта предпринимательства мы не пришли, практику применения указанной нормы определяют контролирующие органы, которые трактуют ее однозначно: запрет, по их мнению, действует в отношении всех юрлиц. 

 

Банки же обязаны мониторить подобные операции и не допускать их осуществление. Хотя, на сегодняшний день, с развитием систем удаленных платежей ("Банк-клиент") это фактически невозможно.

 

Проблема № 2. Противоречия в законодательстве

 

С точки зрения гражданского и хозяйственного (предпринимательского) права зачет встречных требований не только не запрещен, но и прямо предусмотрен законом. Исключения из правила составляют лишь отдельные случаи, например, требования с истекшим сроком исковой давности или о взыскании алиментов (ст. 344 ГК). Также стоит отметить, что с зачетом встречных однородных требований связаны абсолютно легальные сделки, к примеру, уступка права требования или перевод долга (также предусмотрено ст. 345 ГК).

 

С формально-юридической точки зрения Гражданский кодекс, являясь законом, имеет большую силу по отношению к Указу Президента – подзаконному акту. В нашем случае действие ст.ст. 343-345 ГК, по правилам ст. 16 Закона «О нормативно-правовых актах», нивелирует действие п. 5 УП-1504 от 9.08.1996 г.

 

Мнение редакции: особое внимание хотим обратить на то, что на практике, некоторые поставщики продукции (исполнители работ или услуг) трактуют данную норму превратно и отказываются принимать оплату от третьих лиц, например по договору поручения, поручительства, комиссии, перевода долга и т.д.

 

Это, по нашему мнению, неверно: данные сделки полностью соответствуют закону, а запрет, предусмотренный п. 5 УП-1504 от 9.08.1996 г. на данные случаи не распространяется (требуется осуществлять оплату непосредственно поставщикам, но это не значит, что оплата должна производиться непосредственно покупателями).

 

Проблема №3. В любом ли случае уклонение?

 

Второй абзац интересующей нас нормы – ее финальная логическая часть – раскрывает мотивацию законодателя. Действительно, запрет, как правило, нацелен на предотвращение противоправной деятельности и в этом смысле является наиболее действенным методом правового регулирования. Однако в данном случае мы имеем достаточно прочную нормативную базу в виде КоАО, УК, НК и постановления Пленума Верховного суда, которые детально раскрывают нам все элементы состава умышленного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей.

 

Во всех ли случаях зачет с третьими лицами ведет к уклонению от налогов? Очевидно, что нет. Это лишает данный запрет изначально заложенного в него смысла. Тем не менее, принцип виновной ответственности ни в коем случае не должен нарушаться: если подобные факты все же имеют место, то виновные должны отвечать за свои действия в соответствии с законом.          

 

Резюмируем: запрет зачета с третьими лицами, в том виде, в котором он действует сегодня, представляет собой архаичную, с юридической точки зрения крайне противоречивую норму, действие которой необходимо отменить.

 

От редакции: поскольку все изложенное в настоящей публикации непосредственно связано с либерализацией ответственности бизнеса, целесообразно включить в п.3 проекта Указа Президента «О дополнительных мерах по созданию благоприятных условий для улучшения деловой среды и развития предпринимательской инициативы» (требования, подлежащие отмене с 1.07.2017 г.) абзац следующего содержания:

«об осуществлении оплаты за поставленную продукцию (работы, услуги) непосредственно поставщикам, не допуская зачета платежей с третьими лицами».

 

Олег Заманов, наш эксперт. 

 

 


В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_

kadrovik.uz

Валюталар курси

2024-05-10
  • USD:12695.00 (+0.00) сум
  • EUR:13648.39 (+0.00) сум
  • RUB:138.12 (+0.00) сум

Янги сонларда ўқинг

2024, 7 май№ 19