Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми
  • www.norma.uz
  • Разное
  • Стратегия реформирования налогового администрирования Республики Узбекистан

Стратегия реформирования налогового администрирования Республики Узбекистан

11.07.2019

 

Глава 1. Общие положения

 

Налоговая система как неотъемлемая часть экономики проявляется в качестве важнейшего механизма в достижении приоритетных направлений социального и экономического развития страны.

 

Принятая в 2018 году Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан дала возможность реализации задач по формированию благоприятной среды для снижения налогового бремени, упрощения системы налогообложения, совершенствования налогового администрирования, развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций.

 

Вместе с тем имеются следующие недостатки и проблемы, препятствующие повышению деловой и инвестиционной активности, формированию здоровой конкурентной среды, а также эффективной реализации налоговых реформ:

во-первых, устаревшие принципы организации налогового администрирования не обеспечивают оказания комплексных услуг налогоплательщикам, добровольного исполнения ими налоговых обязательств;

во-вторых, на высоком уровне остаются административные расходы (затраты времени и средств) при исполнении налоговых обязательств;

в-третьих, отсутствуют конкретные критерии и механизмы предоставления льгот в сфере налогов;

в-четвертых, не совершенны механизмы общественного контроля, направленные на сокращение уровня «теневой экономики», стимулирующие процессы легализации предпринимательской деятельности;

в-пятых, отсутствуют единый стандарт и программные продукты, обеспечивающие обмен информацией между налогоплательщиком и налоговыми органами;

в-шестых, слабое межведомственное информационное взаимодействие, снижающее качество налогового учета, препятствующее расширению налоговой базы и обеспечению стабильных налоговых поступлений;

в-седьмых, имеются системные недостатки в области подготовки высококвалифицированных кадров и оценки деятельности работников налоговых органов;

 

Данные недостатки и проблемы препятствуют ускоренному развитию налоговой системы, повышению эффективности налогового администрирования, а также собираемости на должном уровне налогов и обязательных платежей.

 

В связи с этим особое значение приобретает разработка Стратегии реформирования налоговой системы Республики Узбекистан на 2019–2023 годы, предусматривающей следующие цели, задачи и основные направления.

 

Глава 2. Цели и задачи Стратегии

 

1. Главной целью Стратегии считается создание благоприятных условий для предпринимателей и инвесторов как важнейшего фактора повышения конкурентоспособности экономики, а также организация оказания в налоговых органах современных сервисно-ориентированных налоговых услуг с автоматизацией процессов налогообложения.

 

2. Основными задачами Стратегии являются:

обеспечение стабильности налоговых поступлений в Государственный бюджет;

улучшение качества оказываемых налоговых услуг путем повышения профессионального уровня работников налоговых органов и внедрения цифровых технологий в налоговое администрирование;

создание доверительных отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками для удовлетворения потребностей всех категорий налогоплательщиков на основе добровольного исполнения ими налоговых обязательств;

сокращение расходов, связанных с исполнением налоговых обязательств, формирование транспарентной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей благоприятные условия для всех субъектов предпринимательства;

формирование системы налогового контроля на основе системы риск-анализа и дистанционной аналитической работы, создающей условия для уменьшения вмешательства в деятельность налогоплательщиков, снижению «человеческого фактора» и негативных проявлений фактов коррупции в органах государственной налоговой службы.

 

Реализация поставленных задач позволит повысить предпринимательскую активность и снизить административные расходы по исполнению налоговых обязательств, что в свою очередь окажет положительное воздействие на позициях республики в рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка.

 

Глава 3. Основные направления Стратегии

 

3.1. Совершенствование налоговой политики и сокращение уровня теневого оборота в экономике

1. Унификация налогов и налоговых режимов, а также упрощение административных процедур.

2. Оптимизация (снижение и выравнивание) налоговой нагрузки.

3. Определение конкретных критериев и механизмов предоставления налоговых льгот на основе оценки степени их эффективности.

4. Минимизация различий между налоговым и бухгалтерским учетом.

5. Усиление роли и повышение вклада органов государственной власти и государственного управления на местах в формировании доходной части бюджета.

6. Внедрение современных методов оценки рисков, сокращение масштабов теневого оборота и неконтролируемых доходов в области экономической деятельности с учетом опыта зарубежных стран.

7. Содействие выходу (легализации) из неформального сектора лиц, осуществляющих свою деятельность вне сферы налогового законодательства.

8. Внедрение новых методов налогового администрирования в сфере трансфертного ценообразования.

9. Увеличение к 2021 году плательщиков налога на доходы физических лиц в 1,5 раза, плательщиков налога на добавленную стоимость – в 2 раза, плательщиков ресурсных налогов и налога на имущество – в 2 раза.

 

3.2. Развитие сервисно-ориентированного налогового обслуживания

1. Создание благоприятных условий налогоплательщикам для добровольного исполнения ими налоговых обязательств.

2. Цифровизация и унификация первичных учетных документов, упрощение форм налоговых отчетов.

3. Развитие экстерриториального принципа обслуживания налогоплательщиков.

4. Создание механизма независимой общественной оценки (обратной связи) качества налоговых услуг и деятельности налоговых органов.

5. Прозрачность деятельности налоговых органов и доступность информации в сфере налогообложения.

6. Развитие системы досудебного урегулирования налоговых споров.

7. Упрощение процедур разрешения неплатежеспособности и ликвидации предприятий (аудит расходов, времени и правил).

8. Совершенствование института налоговых консультантов.

9. Централизация и стандартизация деятельности по оказанию консультативных услуг налогоплательщикам.

 

3.3. Внедрение системы оценки налоговых рисков и совершенствование налогового учета

1. Внедрение современной системы анализа и управления рисками в осуществлении контрольной деятельности.

2. Обеспечение прозрачности процедур налогового контроля, уменьшение факторов коррупции.

3. Внедрение методов оценки налоговых возможностей регионов и прогнозирования доходов бюджета.

4. Обеспечение полноценного учета объектов налогообложения в сфере общественного питания и торговли, а также объектов недвижимого имущества.

5. Доведение уровня добровольного исполнения налоговых обязательств до 90 процентов.

 

3.4. Совершенствование деятельности органов государственной налоговой службы

1. Улучшение организационной структуры налоговых органов, направленной на обслуживание и консультирование налогоплательщиков.

2. Внедрение наиболее оптимальной модели структуры органов государственной налоговой службы на основе сегментации налогоплательщиков.

3. Внедрение в органах налоговой службы современной системы бизнес-анализа (Business Intellegence), а также стратегического и процессуального управления.

4. Поощрение работников налоговых органов исходя из показателей эффективности и результативности (KPI) их деятельности.

5. Совершенствование системы подготовки и отбора кадров.

6. Укрепление мотивации работников налоговых органов.

7. Автоматизация процессов налогового администрирования.

 

3.5. Развитие механизмов противодействия коррупции в органах государственной налоговой службы

1. Усиление антикоррупционного компонента в кадровой политике.

2. Внедрение системы контроля и предупреждения коррупционных рисков в налоговой сфере.

3. Пересмотр (проведение ревизии) нормативно-правовой базы на основе требований антикоррупционного законодательства.

4. Расширение прозрачности (публичности) и подотчетности налоговых органов, формирование общественной нетерпимости к проявлениям коррупции.

 

Глава 4. Ожидаемые результаты

 

1. Обеспечение темпов прироста прямых иностранных инвестиций.

2. Улучшение позиций Узбекистана в международных рейтингах, а также показателей индекса деловой активности.

3. Изменение доли налогов по отношению к валовому внутреннему продукту, выручке, добавленной стоимости в разрезе отраслей и сфер экономики;

4. Обеспечение сокращения разницы в налоговых льготах и преференциях между отечественными и иностранными инвесторами.

5. Повышение уровня доступности информации и удовлетворенности налогоплательщиков оказываемыми услугами.

6. Расширение сферы урегулирования налоговых споров в досудебном порядке.

7. Сокращение правонарушений в налоговой сфере.

8. Уменьшение расхождений в заявленных и фактических показателях налогоплательщиков.

9. Сокращение количества налоговых проверок. 

10. Снижение размера доначисленных налогов по результатам контрольных мероприятий;

11. Повышение уровня собираемости налогов.

12. Сокращение документооборота в налоговых органах, повышение уровня исполнительской дисциплины, разрешен кадровый недостаток и укомплектованность кадрами.

13. Устранение случаев совершения правонарушений работниками налоговых органов.

14. Повышение уровня стандартизации и упорядочения налоговых услуг. 

 

kadrovik.uz

Валюталар курси

2024-05-16
  • USD:12727.96 (+0.00) сум
  • EUR:13781.84 (+0.00) сум
  • RUB:139.46 (+0.00) сум