Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Онлайн-НКМ ва виртуал касса солиқ органларида қандай тарзда рўйхатдан чиқариладиНима учун январь ойи ҳисоботида айланмадан олинадиган солиқ ставкаси нотўғри қўлланиладиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинмиҲуқуқдан ўзганинг фойдасига воз кечиш шартномаси бўйича валюта маблағларини ўтказиш мумкинми

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке водопользования и водопотребления в Республике Узбекистан

02.04.2013

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 19.03.2013 г. N 82

 

 

I. Общие положения

II. Виды водопользования и водопотребления

III. Объекты водопользования и источники

водопотребления

IV. Лимиты водозабора и порядок его установления

V. Планирование водопользования и водопотребления

VI. Договоры о водопользовании и водопотреблении

VII. Порядок забора водных ресурсов, ведения учета

и отчетности при водопользовании и водопотреблении,

а также их мониторинга

VIII. Прекращение права водопользования или

водопотребления

IX. Ответственность за нарушение порядка

водопользования и водопотребления

X. Использование средств, поступающих от применения

штрафных санкций

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Настоящее Положение определяет порядок водопользования и водопотребления на территории Республики Узбекистан.

 

2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

 

водопользование - использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;

 

водопользователь - юридическое или физическое лицо, использующее водные ресурсы без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;

 

водопотребление - использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами с изъятием их из водного объекта в установленном порядке для удовлетворения собственных нужд;

 

водопотребитель - юридическое или физическое лицо, получающее в установленном порядке водные ресурсы с изъятием их из водного объекта для удовлетворения собственных нужд;

 

ассоциация водопотребителей - негосударственная некоммерческая организация, создаваемая водопотребителями - юридическими лицами на добровольной основе для координации их деятельности в области водных отношений, а также представления и защиты их общих интересов;

 

водный объект - естественные (ручьи, саи, реки и др.) и искусственные (открытые и закрытые каналы, а также коллекторно-дренажные сети) водотоки, естественные (озера, моря, подземные водоносные горизонты) и искусственные (водохранилища, селехранилища, пруды и др.) водоемы, а также родники и иные объекты, в которых постоянно или временно сосредоточиваются воды и имеются характерные формы и признаки водного режима;

 

водные ресурсы - воды водных объектов, доступные или подлежащие к использованию.

 

3. Государственное управление в области использования вод осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными органами государственного управления по регулированию использования вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами.

 

4. Специально уполномоченными органами государственного управления по регулированию использования вод являются Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан (поверхностные воды), Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (подземные воды) и Государственная инспекция по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан (термальные и минеральные воды) в пределах их компетенции.

 

5. Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляют органы государственной власти на местах, Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы, Государственная инспекция по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.

 

6. Регулирование пользования трансграничными водными объектами (рек Амударьи, Сырдарьи, Зарафшан, Аральского моря и других трансграничных водных объектов), расположенными на территории Республики Узбекистан и других государств в бассейне Аральского моря, осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.

Водопользование и водопотребление, проведение водохозяйственных и водоохранных мероприятий на трансграничных водных объектах осуществляются в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.

В той мере, в какой водопользование или водопотребление в части трансграничных водных объектов Республики Узбекистан не урегулировано международными договорами Республики Узбекистан, оно осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

 

 

II. ВИДЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ

 

7. В зависимости от способа забора воды из водного объекта, влияния на состояние вод и водных объектов водопользование подразделяется на общее и специальное водопользование.

Общим водопользованием является использование воды физическими лицами в целях удовлетворения собственных нужд и других потребностей без применения специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов.

Специальным водопользованием является водопользование, осуществляемое юридическими и физическими лицами с применением специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. К специальному водопользованию в отдельных случаях может быть также отнесено водопользование без применения специальных сооружений и устройств, но оказывающее влияние на состояние вод и водных объектов.

Перечень видов общего и специального водопользования устанавливается Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, Министерством здравоохранения Республики Узбекистан, Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Государственной инспекцией по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан в пределах их компетенции в соответствии с законодательством.

 

8. По целевому использованию водопотребление подразделяется на питьевое, коммунально-бытовое, лечебное, курортное, рекреационное, рыбохозяйственное, промышленное, энергетическое, сельскохозяйственное и другие.

 

9. В зависимости от количества забора воды из водного объекта водопотребление подразделяется на общее и специальное водопотребление.

Общим водопотреблением является водопотребление физическими лицами в целях удовлетворения их личных питьевых, бытовых, рекреационных, лечебных нужд, водопоя животных и других потребностей без применения специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. Индивидуальный забор юридическими и физическими лицами из подземных вод в объеме до 5 куб. м в сутки относится к общему водопотреблению.

Специальным водопотреблением является водопотребление, осуществляемое юридическими и физическими лицами с применением специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. К специальному водопотреблению в отдельных случаях может быть также отнесено водопотребление без применения специальных сооружений и устройств, но оказывающее влияние на состояние вод и водных объектов.

 

10. Водные ресурсы предоставляются для потребления при соблюдении установленных законодательством требований и условий.

 

 

III. ОБЪЕКТЫ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ИСТОЧНИКИ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ

 

11. Водные объекты или их части могут быть объектами водопользования или источниками водопотребления и предоставляться в пользование или для водопотребления в установленном законодательством порядке.

 

12. Водные объекты могут состоять в обособленном или совместном пользовании.

Водным объектом обособленного пользования является водный объект, полностью или частично переданный в пользование юридическим или физическим лицам в установленном законодательством порядке.

Водным объектом совместного пользования является водный объект, не предоставленный в обособленное пользование.

 

13. Водные объекты предоставляются в постоянное или временное пользование. Постоянным признается пользование без заранее установленного срока. Временное пользование может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - до двадцати лет.

Сроки временного пользования водными объектами по ходатайству заинтересованных пользователей могут быть продлены государственными органами, принявшими решение о предоставлении водного объекта в обособленное пользование или выдавшими разрешение на специальное водопользование.

 

14. Водные объекты предоставляются водопользователям в пользование для удовлетворения сельскохозяйственных, питьевых, лечебных и бытовых нужд водопотребителей, курортных, рекреационных и других нужд населения, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных государственных или общественных надобностей при соблюдении предусмотренных законодательством требований и условий.

 

15. На водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользование и водопотребление допускается на условиях, установленных организациями, эксплуатирующими эти водные объекты, по согласованию с органами сельского и водного хозяйства, по охране природы, а при необходимости - может быть запрещено в соответствии с законодательством.

Изъятие водных объектов из обособленного пользования производится в порядке, установленным законодательством.

 

16. На водных объектах совместного пользования общее водопользование и водопотребление допускается на условиях, установленных органами государственной власти на местах, по согласованию с органами сельского и водного хозяйства, по охране природы, а при необходимости - может быть запрещено в соответствии с законодательством.

 

 

IV. ЛИМИТЫ ВОДОЗАБОРА

И ПОРЯДОК ЕГО УСТАНОВЛЕНИЯ

 

17. Объем водных ресурсов для установления лимитов водозаборов слагается из:

водных ресурсов трансграничных водных объектов (рек Амударьи, Сырдарьи, Зарафшан, их притоков, протекающих по территории нескольких республик) по лимитам, установленным протокольными решениями Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), а также межправительственными решениями (из малых трансграничных рек);

поверхностного стока на территории Узбекистана с учетом поправок, вносимых исходя из фактической водности, а также за счет перерегулирования и переброски стоков;

отбора воды из эксплуатационных запасов подземных вод;

повторного использования возвратных вод, а также доступных коллекторно-дренажных вод.

 

18. Лимиты водозабора устанавливаются всем водопользователям и водопотребителям.

 

19. Лимиты водозабора устанавливаются в следующем порядке приоритетности:

питьевое, лечебное и коммунально-бытовое хозяйство;

промышленность;

сельское хозяйство;

санитарные и природоохранные попуски.

 

20. Лимиты водозабора, устанавливаемые для нужд озеленения, спортивных и оздоровительных объектов, по приоритетности приравниваются к коммунальным нуждам.

 

21. Лимиты водозабора на территории Республики Узбекистан устанавливаются уполномоченными на то организациями и являются обязательными для всех водопользователей и водопотребителей.

 

22. Лимиты водозабора устанавливаются органами сельского и водного хозяйства, за исключением фермерских и дехканских хозяйств и других водопотребителей, обслуживаемых ассоциациями водопотребителей, а также предприятий и организаций коммунального и бытового хозяйства, обслуживаемых их соответствующими эксплуатационными организациями.

 

23. Лимиты водозабора устанавливаются органами сельского и водного хозяйства по водным источникам (реки, коллекторно-дренажные воды, а также другие поверхностные воды), бассейновым ирригационным системам, магистральным каналам (системам), ирригационным системам, отраслям экономики, территориям, по водопользователям и водопотребителям.

Лимиты водозабора из подземных вод устанавливаются органами сельского и водного хозяйства по согласованию с органами по геологии и минеральным ресурсам и по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе (в части термальных и минеральных вод).

 

24. Лимиты водозабора устанавливаются:

Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан - бассейновым управлениям ирригационных систем, управлениям магистральных каналов (систем) межобластного и трансграничного значения, отдельным предприятиям и организациям, эксплуатирующим крупные и особо важные водные, энергетические и коммунально-бытовые объекты, по источникам, территориям и отраслям экономики;

бассейновыми управлениями ирригационных систем - управлениям ирригационных систем, а также другим водопользователям и водопотребителям - из водных объектов областного (Республики Каракалпакстан) или межрайонного значения по источникам, территориям и отраслям экономики;

управлениями ирригационных систем - ассоциациям водопотребителей, а также другим водопользователям и водопотребителям - из водных объектов районного значения по источникам, территориям и отраслям экономики;

ассоциациями водопотребителей - фермерским и дехканским хозяйствам, органам самоуправления граждан и другим водопотребителям, находящимся в зоне их обслуживания.

Лимит водозабора из подземных вод для несельскохозяйственных нужд устанавливается при оформлении разрешения на специальное водопользование или водопотребление на период срока действия разрешения.

 

25. Лимит водозабора водопользователям и водопотребителям из системы коммунального водоснабжения устанавливается соответствующими обслуживающими их эксплуатационными организациями в порядке, определяемом Агентством "Узкоммунхизмат".

 

26. Лимиты водозабора устанавливаются с учетом прогноза и фактической водности источников два раза в год - для нужд сельского хозяйства и один раз в год - для других нужд и являются обязательными для водопользователей и водопотребителей.

 

27. Планирование использования вод и установление лимитов водозабора должны обеспечивать научно обоснованное распределение вод между водопользователями и водопотребителями с учетом первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, условий охраны и предупреждения их вредного воздействия.

При этом учитываются данные государственного водного кадастра, водохозяйственные балансы, схемы комплексного использования и охраны вод.

 

28. Водопользователям и водопотребителям лимиты водозаборов устанавливаются при предоставлении ими в установленном порядке:

разрешения на специальное водопользование или водопотребление;

планов водопользования или водопотребления, утвержденных в установленном порядке (за исключением водопользователей и водопотребителей системы водопроводно-коммунального водоснабжения).

 

29. Места забора воды водопользователей и водопотребителей должны иметь паспорт, зарегистрированный в обслуживающей эксплуатационной организации. Места водозаборов подлежат оснащению средствами учета воды (гидропост), которые проходят аттестацию в установленном порядке.

Учет воды, забираемой фермерскими и дехканскими хозяйствами, а также населением, при сельскохозяйственном водопотреблении до оснащения соответствующих их мест водозабора средствами учета может быть проведен объемным, расчетным и другими способами, с учетом фактических площадей орошения, количества поливов, режима орошения сельскохозяйственных культур, продолжительности водозабора и др.

Порядок регистрации паспортов мест забора воды водопользователей и водопотребителей, а также аттестации средств учета воды (гидропостов) устанавливается:

 

а) Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан:

из искусственных водных объектов, находящихся на балансах эксплуатационных водохозяйственных организаций Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и иных предприятий;

из естественных водных объектов - по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, а также Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (в части подземных вод);

из термальных и минеральных вод - по согласованию с Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан;

 

б) Агентством "Узкоммунхизмат" - из системы коммунального водоснабжения.

 

30. Лимиты водозабора для сельскохозяйственных нужд устанавливаются:

Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан ежегодно в срок до 15 сентября - на осенне-зимний период (с 1 октября по 31 марта) и до 15 марта - на период вегетации (с 1 апреля по 30 сентября);

управлениями бассейновых ирригационных систем ежегодно в срок до 20 сентября - на осенне-зимний период и до 20 марта - на период вегетации;

управлениями ирригационной системы ежегодно в срок до 25 сентября - на осенне-зимний период и до 25 марта - на период вегетации;

ассоциациями водопотребителей ежегодно в срок до 1 октября - на осенне-зимний период и до 1 апреля - на период вегетации.

Лимиты водозабора несельскохозяйственным водопользователям и водопотребителям устанавливаются один раз в год - до 1 октября ежегодно.

Лимиты водозабора несельскохозяйственным водопользователям и водопотребителям из подземных вод устанавливаются один раз на период срока действия специального разрешения.

 

31. Лимиты водозабора утверждаются:

приказом Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан на основе рекомендации Совета по рациональному использованию земельных и водных ресурсов, развитию ирригации и повышению плодородия почв;

приказом управления бассейновых ирригационных систем - на основе рекомендации Водохозяйственного совета управления;

приказом управления ирригационной системы - на основе рекомендации Водной комиссии управления;

протоколом общего собрания ассоциаций водопотребителей - по согласованию с районным отделом сельского и водного хозяйства.

 

32. Лимиты водозабора водопользователям и водопотребителям из системы коммунального водоснабжения для нужд коммунально-бытового хозяйства утверждаются приказами соответствующих обслуживающих их эксплуатационных организаций в порядке, устанавливаемом Агентством "Узкоммунхизмат".

 

33. Для получения лимитов водозабора для сельскохозяйственных нужд водопользователи и водопотребители за месяц до начала осенне-зимнего и вегетационного периодов, а для несельскохозяйственных нужд - ежегодно до 1 сентября, должны письменно обратиться в соответствующую обслуживающую их эксплуатационную организацию, с предоставлением необходимых документов по перечню согласно пункту 28 настоящего Положения.

 

34. Лимиты водозабора должны отражать общий объем разрешенного водозабора по источникам (река, сай, родник, водоем, ирригационная система, магистральный канал (система) и др.), с декадной их разбивкой по конкретным местам водозабора.

 

35. При установлении лимитов водозабора должна соблюдаться приоритетность отрасли и равная процентная обеспеченность всех водопользователей и водопотребителей отдельно по источникам и ирригационным системам, с учетом ожидаемой водности.

 

36. Лимиты водозабора, за исключением случаев понижения водности источников, не могут быть изменены без согласия водопользователей и водопотребителей.

В случаях понижения или повышения водности источников лимиты водозаборов могут быть в оперативном порядке откорректированы с разрешения вышестоящей уполномоченной организации, без изменения параметров плана водопользования или водопотребления.

 

37. В двухмесячный срок по окончании установленного периода водопользования и водопотребления уполномоченными организациями, с учетом фактической водности источников, утверждаются окончательные лимиты водозаборов за прошедший период.

 

 

V. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ

 

38. Водопользование и водопотребление осуществляются на основе планов водопользования и водопотребления с учетом ежегодной фактической водообеспеченности. Планы водопользования и водопотребления составляются в соответствии с утвержденными нормативными документами в пределах выделенных лимитов водозабора самими водопользователями и водопотребителями.

Планирование водопользования и водопотребления на коллекторно-дренажной сети осуществляется с учетом мелиоративного состояния земель и качества коллекторно-дренажной воды.

 

39. Планы водопотребления фермерских и дехканских хозяйств, органов самоуправления граждан и других водопотребителей утверждаются обслуживающими их ассоциациями водопотребителей. Ассоциации водопотребителей обобщают планы водопотребления и составляют планы водопользования ассоциаций.

Планы водопользования ассоциаций водопотребителей, а также других водопользователей и водопотребителей обобщаются управлениями ирригационных систем и бассейновыми управлениями ирригационных систем.

 

40. Составленные и обобщенные планы водопользования и водопотребления утверждаются:

по ассоциациям водопотребителей - управлением ирригационной системы по согласованию с районным отделом сельского и водного хозяйства;

по ирригационной системы - бассейновым управлением ирригационных систем по согласованию с соответствующими территориальными органами Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан;

по бассейновой ирригационной системе, по крупным и особо важным водохозяйственным объектам - Главным управлением водного хозяйства Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.

 

41. Планы водопользования и водопотребления для нужд коммунально-бытовых хозяйств составляются и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Агентством "Узкоммунхизмат".

 

42. Планы водопользования и водопотребления являются неотъемлемой частью договора о водопользовании и водопотреблении.

 

 

VI. ДОГОВОРЫ О ВОДОПОЛЬЗОВАНИИ

И ВОДОПОТРЕБЛЕНИИ

 

43. Водные отношения между ассоциацией водопотребителей и ее членами, находящимися в зоне ее обслуживания, а также другими органами сельского и водного хозяйства и иными юридическими и физическими лицами регулируются на договорной основе.

 

44. Услуги водопользователей по доставке воды, а также другие оказанные водохозяйственные услуги оплачиваются на договорной основе.

Условия и случаи взимания платы за оказанные услуги по доставке воды эксплуатационными водохозяйственными организациями Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

45. Типовые формы договоров о водопользовании и водопотреблении утверждаются Министерством сельского и водного хозяйства (за исключением случаев водопользования и водопотребления из системы коммунального водоснабжения) по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы (при водозаборе из естественных водных объектов), Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (при водозаборе из подземных вод), Государственной инспекцией по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан (при водозаборе из термальных и минеральных вод) и Министерством юстиции Республики Узбекистан.

Типовые формы договоров о водопользовании и водопотреблении из системы коммунального водоснабжения утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Агентством "Узкоммунхизмат".

 

46. Юридические и физические лица заключают договоры о водопользовании и водопотреблении с соответствующими обслуживающими их эксплуатационными организациями.

 

47. Обязательным требованием при заключении договора о водопользовании или водопотреблении является наличие:

утвержденного плана водопользования или водопотребления на основании лимитов водозабора (за исключением граждан при коммунально-бытовом водопотреблении);

разрешения на специальное водопользование или водопотребление.

 

48. Заключенные в установленном порядке договоры о водопользовании и водопотреблении подлежат учету:

в Главном управлении водного хозяйства Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан - договоры, заключенные с отдельными организациями, эксплуатирующими водные объекты межобластного и трансграничного значения, а также крупные и особо важные объекты;

в бассейновых управлениях ирригационных систем - договоры, заключенные с эксплуатационными организациями, входящими в состав бассейнового управления;

в районных отделах сельского и водного хозяйства - договоры, заключенные ассоциациями водопотребителей с фермерскими и дехканскими хозяйствами, органами самоуправления граждан и другими водопотребителями и водопользователями, находящимися в зоне их обслуживания.

Перечень договоров, подлежащих учету в Главном управлении водного хозяйства Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, бассейновых управлениях ирригационных систем, в районных отделах сельского и водного хозяйства, утверждается Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан.

Реестр договоров о водопользовании и водопотреблении передается Республиканской водной инспекции "Узсувназорат" Министерства сельского и водного хозяйства и территориальным ее структурным подразделениям (при водопользовании и водопотреблении из искусственных водных объектов) и соответствующим органам Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы (при водопользовании и водопотреблении из естественных водных объектов) для обеспечения контроля в установленном порядке.

Договоры о водопользовании и водопотреблении, заключенные эксплуатационными организациями системы коммунального водоснабжения с водопользователями и водопотребителями, подлежат учету в порядке, устанавливаемом Агентством "Узкоммунхизмат".

 

49. Права и обязанности сторон определяются договором согласно требованиям Закона Республики Узбекистан "О воде и водопользовании" и иными актами законодательства.

 

 

VII. ПОРЯДОК ЗАБОРА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ,

ВЕДЕНИЯ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ПРИ ВОДОПОЛЬЗОВАНИИ

И ВОДОПОТРЕБЛЕНИИ, А ТАКЖЕ ИХ МОНИТОРИНГА

 

50. Забор водных ресурсов для водопользования и водопотребления осуществляется только при наличии договора о водопользовании и водопотреблении, поставленного в установленном порядке на учет, по согласованию с обслуживающей эксплуатационной организацией.

 

51. Забор воды из водных объектов осуществляется только по письменным заявкам водопользователей и водопотребителей (за исключением случаев забора воды из системы коммунального водоснабжения, а также подземных водоемов) по их готовности к водопользованию и водопотреблению, на основании плана водопользования и водопотребления, в пределах установленного лимита водозабора.

Заявки на забор водных ресурсов водопользователями и водопотребителями подаются обслуживающей эксплуатационной организации или его уполномоченному лицу за десять дней до начала водозабора, в установленной форме, с указанием конкретных мест и сроков (начало и конец) забора, а также количества водных ресурсов, с указанием цели их использования или потребления.

Заявленное количество водных ресурсов для забора из источника не должно превышать утвержденного лимита водозабора.

В случае необходимости снижения объема или остановки забора водных ресурсов водопользователи и водопотребители должны письменно (в аварийных случаях - по телефону) сообщить об этом соответствующей обслуживающей эксплуатационной организации или его уполномоченному лицу.

 

52. Места забора водных ресурсов должны быть оснащены соответствующими средствами их регулирования и учета. Средства регулирования и учета должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Оснащение мест водозабора средствами регулирования и учета водных ресурсов производится водопользователями и водопотребителями по принадлежности.

 

53. Водопользователи и водопотребители обязаны принимать комплексные меры, направленные на экономное и рациональное использование выделенных водных ресурсов, а также охрану вод.

 

54. В целях обеспечения государственного учета вод и их использования, ведения Государственного водного кадастра и составления водохозяйственных балансов устанавливается ведение систематического учета и отчетности при водопользовании и водопотреблении и их мониторинга в соответствии с порядком, устанавливаемым Министерством сельского и водного хозяйства, по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы, Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (подземные воды) и Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан (термальные и минеральные воды) в пределах их компетенции.

Порядок забора, учета и отчетности водных ресурсов при водопользовании и водопотреблении из системы коммунального водоснабжения устанавливается Агентством "Узкоммунхизмат".

 

55. Все специальные водопользователи и водопотребители обязаны вести учет и отчетность, представлять информацию о водопользовании и водопотреблении, а также о водоотведении согласно порядку, устанавливаемому Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, а в случае забора воды из системы коммунального водоснабжения - согласно порядку, устанавливаемому Агентством "Узкоммунхизмат".

 

 

VIII. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

ИЛИ ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ

 

56. Право водопользования или водопотребления прекращается в случаях:

минования надобности в водопользовании, водопотреблении или отказа от них;

истечения срока водопользования или водопотребления;

ликвидации предприятия, учреждения, организации, фермерского хозяйства, ликвидации (прекращения деятельности) дехканского хозяйства;

передачи водохозяйственных сооружений другим водопользователям;

возникновения необходимости изъятия водных объектов из обособленного пользования.

Право водопользования или водопотребления (кроме права пользования водами для питьевых и бытовых нужд) может быть прекращено также в случаях:

нарушения правил водопользования или водопотребления и охраны вод (водопользование и водопотребление без заключения соответствующего договора, забор водных ресурсов без подачи заявки и разрешения на водозабор, забор воды из незарегистрированных мест, использование технически непригодных средств управления и учета воды, повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации, систематический срыв ведения учета водозабора и отчетности по водопользованию и водопотреблению, сброс сточных вод в водные объекты сверх установленной нормы и низкого качества и др.);

нецелевого водопользования или водопотребления (использование воды в целях, не указанных в договорах на водопользование и водопотребление, сброс поливной воды в коллекторно-дренажные сети, несоблюдение агротехнических приемов рационального использования водных ресурсов и др.);

сверхлимитного водозабора (забор воды сверх установленного лимита водозабора в договоре по водопотреблению);

при неуплате за оказанные услуги по доставке воды и другие оказанные водохозяйственные услуги, предусмотренные в договоре по водопользованию и водопотреблению.

 

57. Право водопользования или водопотребления прекращается путем:

аннулирования разрешения на специальное водопользование или водопотребление, а также расторжения договора на водопользование и водопотребление;

изъятия водных объектов, предоставленных в обособленное пользование.

Прекращение специального водопользования или водопотребления осуществляется в установленном законодательством порядке по решению органа, выдавшего разрешение на него.

 

58. При нарушении порядка водопользования и водопотребления обслуживающими эксплуатационными организациями могут быть приняты в отношении водопользователей и водопотребителей меры, предусмотренные договором.

Надзор за соблюдением порядка водопользования и водопотребления из естественных водных объектов осуществляют органы Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы.

Надзор за соблюдением порядка водопользования и водопотребления из искусственных водных объектов осуществляет Республиканская водная инспекция "Узсувназорат".

 

 

IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ПОРЯДКА ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ

 

59. За нарушение порядка водопользования и водопотребления граждане и должностные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.

 

60. В отношении водопользователей и водопотребителей при нарушении ими порядка водозабора для сельскохозяйственных, рыбохозяйственных, промышленных, энергетических и коммунально-бытовых нужд применяются следующие штрафные санкции:

за сверхлимитный водозабор водопотребителями - 10% от установленного размера минимальной заработной платы за каждую тысячу кубометров сверхлимитно забранной воды;

за забор воды из неразрешенных мест водозаборов, а также самовольный захват воды водопользователями и водопотребителями - 20% от установленного размера минимальной заработной платы за каждую тысячу кубометров забранной воды.

При повторном нарушении порядка водопользования и водопотребления в течение одного года штрафные санкции, указанные в настоящем пункте, применяются в десятикратном размере.

Штрафные санкции за сверхлимитный водозабор для сельскохозяйственных водопотребителей применяется два раза в год (по итогам осенне-зимнего и вегетационного периодов), а для остальных водопотребителей - один раз по итогам календарного года.

В договорах о водопользовании и водопотреблении помимо штрафных санкций, указанных в настоящем пункте, могут быть предусмотрены и другие дополнительные меры ответственности.

 

61. Штрафные санкции, указанные в пункте 60 настоящего Положения, применяются в установленном порядке:

Республиканской водной инспекцией "Узсувназорат" Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и ее подразделениями на местах - при водозаборе из искусственных водных объектов;

Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы и его территориальными органами - при водозаборе из естественных водных объектов.

 

62. За нарушения установленного порядка водопользования и водопотребления в коммунально-бытовом хозяйстве принимаются меры в соответствии с законодательством.

 

63. В отношении водопользователей и водопотребителей - субъектов предпринимательства штрафные санкции, указанные в пункте 60 настоящего Положения, применяются судом, за исключением случаев признания ими вины и добровольной уплаты штрафных санкций.

В остальных случаях применение штрафных санкций осуществляется органами, указанными в пункте 61 настоящего Положения, в порядке, установленном Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан и Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы.

 

64. Ликвидация места самовольного водозабора и приведение его в первоначальное состояние осуществляются самим нарушителем или за счет его средств.

 

65. Предприятия, учреждения, организации, сельскохозяйственные кооперативы (ширкаты), фермерские и дехканские хозяйства и граждане обязаны возместить убытки, причиненные нарушением водного законодательства, в порядке, установленном законодательством.

 

 

X. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, ПОСТУПАЮЩИХ

ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ

 

66. Денежные средства, поступающие от применения штрафных санкций, указанных в пункте 60 настоящего Положения, распределяются между Государственным бюджетом, специальным счетом Республиканской водной инспекции "Узсувназорат" и Фондом охраны природы Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы в установленном законодательством порядке.

 

67. Средства, поступающие на специальные счета Республиканской водной инспекции "Узсувназорат", используются по согласованию с Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан в следующем порядке:

60 процентов - на реабилитацию технического состояния оросительной сети и оснащение мест водозаборов ассоциаций водопотребителей средствами управления и учета воды, развитие их материально-технической базы и подготовки, а также повышения квалификации кадров, материальное стимулирование водопотребителей за экономное и рациональное использование водных ресурсов;

15 процентов - на стимулирование работников эксплуатационных организаций водного хозяйства и ассоциаций водопотребителей за рациональное управление водными ресурсами;

25 процентов - на стимулирование работников Республиканской водной инспекции "Узсувназорат" и ее структурных подразделений, укрепление их материально-технической базы и привлечение специалистов на договорной основе.

Порядок использования указанных средств устанавливается Министерством сельского и водного хозяйства по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

 

 

"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

25 марта 2013 года, N 12, ст. 155

 

kadrovik.uz

Валюталар курси

2024-05-10
  • USD:12695.00 (+0.00) сум
  • EUR:13648.39 (+0.00) сум
  • RUB:138.12 (+0.00) сум

Янги сонларда ўқинг

2024, 7 май№ 19