Неверный логин или пароль
x
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x

Избирательную систему в Узбекистане предлагают изменить

09.12.2015

На IV сессии Сената Олий Мажлиса депутаты одобрили ряд изменений, направленных на дальнейшую демократизацию избирательной системы .

 

Выборы – это самая распространенная и легитимная форма участия граждан в общественно-политической жизни государства, важный демократический институт функционирования политической системы. И, как правило, они проводятся для осуществления законного утверждения в выборной должности лица в представительном органе или руководителем структуры власти и управления.

 

Нужно отметить, что процедура выборов применяется не только в системе госуправления, но и общественными объединениями, культовыми учреждениями и пр. При этом процедуры и порядок проведения выборов базируются на международном праве, общепризнанных принципах и основных законах конкретного государства, т.е. Конституцию, профильные законы и подзаконные акты.

 

– Наша страна постоянно совершенствует избирательное законодательство в направлении либерализации и достижения максимальной транспарентности для гражданского общества и международного сообщества, – комментирует дополнения Кутлимурат БАБАШЕВ, член фракции УзЛиДеП. – Именно поэтому был подготовлен законопроект, для обеспечения реализации изменений и дополнений, внесенных в статью 117 Основного Закона. Поправками предлагается внести следующие дополнения:

 

В Законе «О выборах Президента Республики Узбекистан» предусматривается:

 

– уменьшение количества подписей для выдвижения кандидата на пост главы государства с 5 до 1% от общего числа избирателей. Действующее же требование по сбору не менее 5% подписей (около 1 млн) создает значительные трудности и отвлечение ресурсов в ходе избирательной кампании. Кодекс надлежащей практики в избирательных вопросах Венецианской комиссии ЕС рекомендует, что «закон не должен требовать сбора более 1% подписей от общего количества избирателей». Принятие данной нормы позволит сократить количество необходимых подписей до 200 тыс.;

 

– введение запрета на предвыборную агитацию за день до выборов (день тишины). «День тишины» вводится в целях предоставления избирателям дополнительного времени, необходимого для определения своих взглядов, политических предпочтений и принятия ими осознанного решения по вопросу о том, за кого и какую политическую партию голосовать конкретно. Одновременно это также позволит исключить возможность различных злоупотреблений, нарушений накануне голосования;

 

– конкретизация вопросов предвыборной агитации – виды (распространение информации о кандидате, его предвыборной программе), формы (публичные дебаты, пресс-конференции, выступления, собрания избирателей, размещение роликов о кандидате) и методы агитации (через СМИ, путем распространения печатных агитационных материалов, проведения встреч с избирателями);

 

– возможность проведения голосования в местах содержания под стражей лицами, в отношении которых не вынесены приговоры судов. Возможность открытия избирательных участков в местах содержания под стражей введена в законы «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» и «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов» от 19.12.2012 г. Подобная практика успешно апробирована во время выборов в Законодательную палату, а также в соответствии с постановлением ЦИК – во время Президентских выборов 2015 года;

 

– раскрытие порядка досрочного голосования (начинается за 10 дней и заканчивается за день до выборов на основании письменного заявления граждан с указанием конкретной причины).

 

В Законе «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» предусматривается, что сложение полномочий Правительства перед вновь избранным парламентом осуществляется путем подачи Премьер-министром письменного обращения в палаты Олий Мажлиса в день проведения первого заседания вновь сформированного Сената.

 

В Законе «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» закрепляется сложившаяся практика выдачи мандатов наблюдателям от иностранных государств и международных организаций со стороны ЦИК.

 

В Законе «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов» закрепляется, что методическое обеспечение деятельности избирательных комиссий по выборам в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов осуществляется ЦИК.

 

В Законе «О Центральной избирательной комиссии»:

 

– предусматривается исключение полномочия ЦИК по установлению порядка использования денежных средств, распределенных политическим партиям;

 

– уточняется, что постановления ЦИК вступают в силу с момента
их принятия и публикуются в тот же день на веб-сайте ЦИК, а также, при необходимости в других источниках.

 

В Законе «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» устанавливается, что кандидатура Премьер-министра предлагается руководителю страны органом политической партии (Политсоветом), уполномоченным ее уставом, не позднее двухнедельного срока со дня опубликования в печати сообщения ЦИК об итогах выборов в Законодательную палату. Впервые процедура внесения политпартией предложения по кандидатуре Премьер-министра апробирована после парламентских выборов 2014 года. При этом кандидатура Премьер-министра была предложена руководящим органом партии в период между съездами (Политсовет УзЛиДеП) на девятый день после официального опубликования в СМИ сообщения ЦИК об итогах выборов в Законодательную палату парламента.

 

Немаловажно, что такой актуальный Закон в случае его принятия в предлагаемом формате не потребует привлечения дополнительных затрат бюджетных средств.

 

Беседовал Маъруф УСМАНОВ.

 

 

 

 

Публикации по теме:


Выборы: справедливо, гласно и открыто



Введена ответственность за нарушения в проведении выборов

Курс валют

2016-11-29
  • USD:3176.16 (+18.66) сум
  • EUR:3450.86 (+0.97) сум
  • RUB:49.15 (+0.65) сум

Вопрос недели

Подходит ли работа в Ташкенте жителю Ташобласти?
Я прописан и проживаю в Кибрайском районе Ташкентской области, в настоящее время не имею постоянной работы. Говорят, что если зарегистрироваться на бирже труда, то мне должны предложить «подходящую» работу. Смогу ли я таким образом получить работу, например, в Мирзо-Улугбекском районе города Ташкента, до которого мне 5 минут езды? Что вообще означает термин «подходящая» работа?
01.12.16
Просмотры: 619