Постановлением Кабинета Министров от 27.04.2017 г. № 246 утверждено Положение о порядке проведения аудита системы управления охраной труда в организациях. Документ опубликован 1 мая и вступит в силу через 3 месяца после публикации.
Для оценки состояния системы охраны труда в организациях по решению работодателя проводится аудит системы управления охраной труда (ст. 15 З-на «Об охране труда»). Его на договорной основе осуществляют профессиональные участники рынка услуг в области охраны труда, включенные в Единый реестр по виду услуги «проведение аудита охраны труда».
Организации, осуществляющие аудит охраны труда, по отношению к предприятиям-заказчикам должны обладать отраслевой, ведомственной и финансовой независимостью (общие требования к профессиональным участникам рынка услуг в области охраны труда указаны здесь).
Аудит охраны труда состоит из пяти основных этапов:
1 – планирование проведения аудита охраны труда в организации;
2 – проведение аудита охраны труда в организации;
3 – оформление результатов проведенного аудита охраны труда в организации;
4 – разработка и реализация корректирующих и предупреждающих действий по итогам проведенного аудита охраны труда;
5 – оценка результативности предпринятых корректирующих и предупреждающих действий.
Выводы аудита охраны труда о несоответствии и подтверждающие их факты указываются в письменной форме. При этом несоответствия могут быть существенными и несущественными (см. таблицу ниже).
Критерии существенных несоответствий |
Критерии несущественных несоответствий |
недопустимый риск здоровью и безопасности работников;
отклонение от требований безопасной организации охраны труда, устранение которого потребует изменения организационной структуры организации, больших материальных затрат, подготовки специалистов, длительный период (более 2-х месяцев) устранения, которое существенно повлияет на функционирование системы управления охраной труда. |
упущения в выполнении установленных требований охраны и безопасности труда;
отклонения от установленного требования системы управления охраной труда, не являющиеся недопустимым риском здоровью и безопасности работников, устранение которого не требует изменения организационной структуры организации, значительных материальных затрат и которое может быть устранено в процессе работы группы по аудиту либо в течение 2-х месяцев с момента выявления несоответствий. |
Все выявленные несоответствия отражаются в протоколах несоответствий (по каждому несоответствию отдельно) и сравниваются с требованиями нормативных документов в области технического регулирования и НПА по вопросам охраны труда.
Если несоответствия отсутствуют либо имеются несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в течение 2-х месяцев со дня их выявления, система управления охраной труда в организации признается соответствующей установленным требованиям. Наоборот, не соответствующей установленным требованиям считается система управления охраной труда, если обнаружено хотя бы одно существенное несоответствие и (или) несоответствия, которые не могут быть устранены в 2-месячный срок.
По итогам аудита подготавливается отчет, на основании которого составляется акт, содержащий оценку категории соответствия системы управления охраной труда действующим критериям. Акт также включает предложения и рекомендации по устранению выявленных недостатков, предупреждению случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Акт и протоколы несоответствий составляются в 3-х экземплярах и хранятся у проверяемой организации, профессионального участника рынка услуг в области охраны труда, а также 1 экземпляр направляется в Государственную инспекцию по охране и экспертизе условий труда территориальных подразделений Министерства труда.
Важно! Организации, в которых проведен аудит охраны труда и по его результатам устранены все выявленные недостатки (или не выявлены недостатки), в течение 3-х последующих лет не подлежат плановым проверкам, осуществляемым в целях проведения госнадзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
С полным текстом данных документов, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Олег ЗАМАНОВ,
наш эксперт.