Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzОтмена льгот по НДС: ответы на 3 часто задаваемых вопроса Как определить доход от реализации в отдельных случаях Как выплачивать материальную помощь Как выплачивать материальную помощь

Пассажиров надо любить

03.12.2012

 

Норма, N 48 от 03 декабря 2012 года

 

«Пешеходов надо любить», – сказали когда-то Ильф и Петров, незаслуженно забыв о пассажирах, которые тоже составляют большую и лучшую половину человечества. Может быть, потому что пешеходы одновременно являются пассажирами? Блистательный гимн пешеходу, исполненный авторами в их нетленном творении, вполне можно адресовать и пассажирам, которых тоже надо любить, уважать, соблюдать их права, прописанные из любви к ним во многих документах. Но пассажиры, как и пешеходы, не любят читать документы. Значит, мало знают о своих правах, давая возможность автомобилистам нарушать их. Чтобы восстановить пошатнувшийся авторитет пассажиров (и пешеходов), мы сделали это за них: прочли документы, позволяющие им чувствовать себя уверенно и безопасно в автотранспорте, извлекли из них рекомендации, которые могут стать хорошей подсказкой и руководством к действию в случае, если права пассажиров будут нарушены. Эти рекомендации основаны на документах, в которых прописаны основные права пассажиров, – законах «Об автомобильном транспорте», «О городском пассажирском транспорте», «О безопасности дорожного движения», «О защите прав потребителей», Правилах перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом1 (далее – Правила), Правилах дорожного движения2.

 

ПЕРЕСЯДЬТЕ В ДРУГОЙ АВТОБУС. ЭТОТ ДАЛЬШЕ НЕ ПОЙДЕТ


Какие обязанности у водителей пассажирского автотранспорта?

Статья 23 Закона «О городском пассажирском транспорте» предусматривает, что перевозчик обязан:

иметь лицензию на выполнение городских пассажирских перевозок;

соблюдать установленные правила перевозки пассажиров;

обеспечить безопасность жизни и здоровья пассажиров;

выполнять требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и экологии;

обеспечить безопасность движения, соблюдение правил технической эксплуатации и пользования городским пассажирским транспортом;

осуществлять льготную перевозку отдельных категорий граждан;

выполнять иные требования, предусмотренные актами законодательства.

 

Кто занимается организацией маршрутов, составляет расписание движения пассажир­ского автотранспорта?

– Статьи 19 и 20 Закона «О городском пассажирском транспорте» устанавливают, что организация маршрутов, в том числе открытие новых, подготовка расписания движения осуществляются и утверждаются органом по управлению городским пассажирским транспортом по согласованию с органами государственной власти на местах.

 

Жителям нашей махалли приходится идти до ближайшей автобусной остановки полчаса. На сходе граждан решили обратиться в компетентные органы с просьбой изменить маршрут движения автобуса, передвинув или организовав новую остановку поближе к махалле. Куда можно обратиться с таким предложением, а также по поводу открытия нового автобусного маршрута?

– Открытие новых городских, пригородных или внутриобластных маршрутов производится указанными выше органами, меж­областных и междугородных – Узбекским агентством автомобильного и речного транспорта по согласованию с Главным управлением дорожного движения МВД (пункт 9 Правил).

 

Автобус в пути сломался, и водитель предложил пересесть в другой автобус, следующий по тому же маршруту. Пассажиры пересели, и кондуктор потребовала оплату за проезд. Но мы приобрели билеты в первом автобусе, и его водитель, пересадив нас, заверил, что нам не надо будет оплачивать проезд второй раз. Как регулируется такая ситуация законодательством?

– В случае неисправности автобуса на линии выданные пассажирам билеты действительны для проезда в другом автобусе этого же маршрута. Пересадка пассажиров в другой автобус производится водителем исправного автотранспортного средства (пункт 14 Правил).

 

ШЛЯПКА УЛЕТЕЛА. КОМУ ПЛАТИТЬ?

 

В автобусе пассажир открыл окно, а другой тут же закрыл его, объяснив, что ему дует в лицо. Они стали спорить между собой. Мнения пассажиров о том, кто прав, а кто виноват, разделились. Как быть в такой ситуации?

– Конечно, лучше всего избежать конфликта и решить вопрос мирно: например, пересесть на другое место, если видите, что пассажир, открывший окно, ведет себя агрессивно. Но эта ситуация регулируется Правилами. Свое слово здесь должен сказать водитель (кондуктор). В автобусе запрещается открывать окна без их разрешения (пункт 15 Правил).

 

Пассажирка высунулась из окна автобуса. Ветром с ее головы сорвало шляпу. Она попросила водителя остановить автобус, но он отказался сделать это, объяснив, что остановка на этом участке запрещена. Тогда женщина потребовала от водителя компенсировать ущерб: оплатить стоимость шляпки. Права ли она?

– Пассажирка не вправе требовать от водителя компенсации ущерба, поскольку в автобусе запрещается высовываться из окна (пункт 15 Правил).

 

Водитель не впустил в автобус мою собаку, сказал, что она должна быть в наморднике. Но собака у меня маленькая и очень дружелюбная. Прав ли он?

– Правилами запрещается провозить собак без намордников и других животных (пункт 15 Правил).

 

Какие еще запреты существуют для пассажиров при проезде в автобусе?

– Правилами в автобусе запрещаются:

а) проезд пассажиров в нетрезвом состоянии;

б) употребление алкогольной и табачной продукции;

в) открывание окон без разрешения водителя (кондуктора);

г) высовывание из окна;

д) провоз пожароопасных, взрывчатых, отравляющих, ядовитых, зловонных, радиоактивных веществ и предметов, а также огнестрельного оружия, колющих и режущих предметов без чехлов;

е) провоз предметов и вещей габаритом более 100 см х 50 см х 30 см или весом одного места свыше 60 кг, а также длинномерных предметов длиной более 200 см;

ж) провоз предметов и вещей, загрязняющих салон или одежду пассажиров;

з) провоз собак без намордников и других животных (пункт 15 Правил).

 

Кондуктор автобуса потребовал, чтобы я оплатила за багаж (дорожную сумку), хотя у меня был проездной билет, дающий право бесплатного проезда. Прав ли он?

– Кондуктор абсолютно прав в своем требовании, поскольку проездная карточка не дает права на бесплатную перевозку багажа указанных выше веса и габаритов (пункт 25 Правил).

 

Села в автобус, идущий до Зангиаты. Предъявила кондуктору проездную карточку, но она сказала, что на этом маршруте карточка недействительна. Почему?

– Проездные карточки всех серий и видов, используемые на городском транспорте, недействительны на такси, пригородных и междугородных (межобластных и международных) маршрутах (пункт 25 Правил).

 

ВЕЗЕМ БЕЗ ПРОБЛЕМ РУЧНУЮ КЛАДЬ И БАГАЖ

 

Сколько мест в автобусе предназначено для пассажиров с детьми и других категорий граждан?

– Для пассажиров с детьми дошкольного возраста, беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан в салоне автобуса отводится 6 передних мест в зависимости от его вместимости. Пассажиры, занимающие эти места, должны освобождать их для указанных лиц (пункт 30 Правил).

 

В часы пик автобус долго стоит на остановке, набирая пассажиров «под завязку». Иногда из-за переполненности салона водитель не может закрыть двери. Как это соотносится с Правилами?

– Водитель обязан отправлять автобус от остановки только с закрытыми дверями после полного окончания посадки и высадки пассажиров. Не допускается переполнение салона автобуса сверх установленной общей вместимости, установленной для конкретного типа автобуса (пункт 31 Правил).

 

Водитель изменил маршрут автобуса. При этом прежний номер снят не был, а другой был написан от руки на бумаге, на которую многие пассажиры не обратили внимания. Когда мы поняли, что едем не в ту сторону, предъявили претензии водителю, на что он грубо ответил: «Надо лучше смотреть». Регулируются ли такие ситуации законодательством?

– Общее требование таково, что водитель (кондуктор) должен громко и четко объявлять остановки, что практически не делается. При изменении маршрута следования он должен объявлять об этом на каждой остановке (пункт 31 Правил).

 

Каковы условия перевозки ручной клади и багажа пассажирами на городских маршрутах?

– Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно ручную кладь и музыкальный инструмент размером до 60 см х 40 см х 20 см и весом не более 20 кг, длинномерные предметы до 150 см, а также мелких животных и птиц в клетках, коляску (детскую, инвалидную и др.), мелкий садовый инвентарь, детские санки. Провоз багажа размером от 60 см х 40 см х 20 см до 100 см х 50 см х 30 см и длинноразмерных предметов длиной от 150 см до 200 см, а также весом свыше 20 кг независимо от габаритов осуществляется за плату в соответствии с тарифом (пункты 32, 33 Правил).

 

Часто в автобусе можно видеть такую картину: водитель за рулем громко выясняет отношения по телефону. Или с видеомонитора, установленного в салоне, пассажиров оглушает музыка. Допускается ли это законодательством?

– Пункт 3.6 Правил дорожного движения запрещает водителю во время управления транспортным средством пользоваться телефоном, а также установленным предприятием-изготовителем в передней части салона транспортного средства теле-, видеомонитором.

 

Иногда смотришь – за рулем автобуса, маршрутного (линейного) такси сидит юноша, возраст которого вызывает сомнение относительно его права на управление транспортным средством. Как регулируется этот вопрос законодательством?

– Статья 20 Закона «О безопасности дорожного движения» устанавливает, что право на управление:

автомобилями с разрешенной максимальной массой не более 3 500 кг, число сидячих мест которых, помимо си­денья водителя, не превышает 8, за исключением такси, предоставляется лицам, достигшим возраста 18 лет;

автомобилями, используемыми в качестве такси, а также автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест, трамваями и троллейбусами предоставляется лицам, достигшим возраста 21 года.

 

 

ПАССАЖИР ОПОЗДАЛ НА АВТОБУС. КАК БЫТЬ С БИЛЕТАМИ?


В кассе предварительной продажи купила билет на автобус из Ташкента в Бухару, но не смогла поехать из-за болезни. Могу ли я требовать возврата оплаты за билет и в каком объеме?

 

Я опоздал на междугородный автобус. Должны ли мне компенсировать стоимость билета?

– Если вы опоздали на междугородный автобус в пределах 3 часов или из-за болезни или несчастного случая смогли приехать на вокзал только в течение 3 суток после отправления автобуса, на который был приобретен билет, то по вашему желанию билет может быть воз­обновлен с доплатой 25% его стоимости или вам возвращается уплаченная стоимость проезда за вычетом 25% стоимости билета. Имейте в виду, что опоздание на автобус вследствие болезни или несчастного случая должно быть подтверждено справкой лечебного учреждения или актом о несчастном случае.

При возврате билета в кассу автовокзала (автостанции) не позднее чем за 2 часа до отправления автобуса пассажиру возвращается стоимость билета за вычетом платы за его предварительную продажу. При возврате его позже этого срока, но до отправления автобуса возвращается стоимость оплаченного билета за вычетом 15% его стоимости и платы за предварительную продажу (пункт 62 Правил).

 

Междугородный автобус задержался с отправлением на 2 часа. Какими правами наделен в такой ситуации пассажир?

– В соответствии с Правилами вам могут предложить место в автобусе менее высокого класса, чем то, на которое был продан билет. В этом случае пассажир имеет право вернуть билет в кассу до отправления автобуса и получить обратно полную стоимость билета, включая плату за его предварительную продажу. Те же самые права у пассажира при непредоставлении ему указанного в билете места. Если пассажир согласен ехать автобусом более низкого класса, ему возвращается разница между оплаченной суммой и причитающейся платой за проезд (пункт 62 Правил).

 

Пассажир забыл свои вещи в автобусе. Какова их дальнейшая судьба?

– Забытые в автобусе вещи водитель обязательно должен сдать после окончания рейса дежурному автовокзала (автостанции) или дежурному диспетчеру перевозчика, а при отсутствии их – в стол находок.  Дежурный автовокзала или другие указанные выше лица в присутствии водителя, передавшего забытые пассажиром вещи, обязаны составить акт в 2 экземплярах с перечнем забытых вещей. После этого вещи сдаются на склад под расписку кладовщика на обоих экзем­плярах, один из которых остается у водителя, другой – у кладовщика (пункты 83–85 Правил).

 

ЛЬГОТЫ НА ПРОЕЗД


Иногда водители городских автобусов говорят пассажирам, что льготный или бесплатный проезд на данном маршруте не действует. Как это соотносится с законодательством?

– Проезд лиц, имеющих право на бесплатный или льготный проезд, допускается в маршрутных автобусах независимо от их принадлежности и форм собственности. Граждане этих категорий обязаны при входе в автобус предъявить соответствующий документ, дающий право бесплатного или льготного проезда. Провоз багажа и оплата услуг пассажирами, имеющими право на бесплатный или льготный проезд в автобусах, производится на общих основаниях (пункты 110, 112 Правил).

 

Как регулирует законодательство перевозку детей на город­ских и междугородных автобусах?

– Согласно статье 19 Закона «Об автомобильном транспорте» пассажиры имеют право перевозить с собой:

бесплатно детей в возрасте до 7 лет – в автобусах городских и пригородных марш­рутов;

в автобусе междугородных и международных маршрутов – бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет – без предоставления отдельного места. В возрасте от 5 до 10 лет – с 50-процентной скидкой от полной стоимости билета и предоставлением отдельного места. При перевозке 2 и более детей в возрасте до 10 лет один из них перевозится бесплатно, остальные – с 50-процентной скидкой от полной стоимости билета с предоставлением отдельного места.

 

Какие категории граждан могут пользоваться правом бесплатного проезда на городском пассажирском автотран­с­порте?

– Закон «Об упорядочении бесплатного пользования городским пассажирским транспортом» предоставляет право бесплатного пользования городским пассажирским транспортом (кроме такси):

участникам войны 1941–1945 годов из числа военнослужащих;

инвалидам войны 1941–1945 годов и лицу, сопровождающему в поездках инвалида войны I группы;

лицам, награжденным орденами и медалями за самоотверженный труд и без­упречную воинскую службу в тылу в годы войны 1941–1945 годов;

гражданам из числа бывших военно­служащих-интернационалистов, принимавших участие в боевых действиях в Республике Афганистан и на территории других стран;

военнослужащим действительной срочной военной службы и военнослужащим по контракту рядового и сержантского составов;

лицам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями аварии на Чернобыльской АЭС;

инвалидам-слепым и лицу, сопровождающему в поездках инвалида-слепого.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров «О мерах по коренному улучшению обслуживания населения города Ташкента пассажирским транспортом» (от 19.08.1996 г. N 291) вышеперечисленные лица обязаны иметь специальный вкладыш на бесплатный проезд, который следует предъявлять при пользовании городским пассажирским транспортом. Специальные вкладыши выдаются в ЕХЦ «Йуловчитранссервис».

Лицам, сопровождающим в поездках инвалида войны I группы и инвалида-слепого, удостоверение не выдается. Они пользуются правом бесплатного проезда только в поездках при сопровождении вышеуказанных лиц.

Только вышеперечисленные военно­служащие имеют право бесплатного проезда по удостоверению личности, подтверж­дающему воинское звание. Право бесплатного проезда распространяется и на детей в возрасте до 7 лет. Все остальные пассажиры, не входящие в вышеуказанный перечень, в том числе пенсионеры, обязаны платить за проезд 100% или пользоваться месячными проездными карточками. Для пенсионеров, учащихся школ и колледжей, студентов вузов предусмотрены льготные проездные карточки, которые также реализуются ЕХЦ «Йуловчитранссервис».

Указом Президента от 27.05.1991 г. N УП-212 одиноким пенсионерам также предоставлено право бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте общего пользования (за исключением такси) и автотранспорте общего пользования в сельской местности в пределах административного района по месту жительства. Для них подтверждающим право на эту льготу документом является специальный вкладыш к пенсионному удостоверению одиноких пенсионеров, нуждающихся в постороннем уходе, выдаваемый отделами внебюджетного Пенсионного фонда по месту жительства.

 

ВАШИ ПРАВА НАРУШЕНЫ. ЗАЩИЩАЙТЕСЬ!

 

В междугородном автобусе утерян багаж пассажира. Какова ответственность перевозчика?

– Перевозчики несут материальную ответственность и возмещают ущерб за утрату, недостачу, порчу или повреждение принятого к перевозке багажа, если не докажут, что это произошло не по их вине. Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается перевозчиком в следующем размере:

в случае утраты или недостачи багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

при повреждении (порчи) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, и в размере его полной стоимости, если восстановить поврежденный испорченный багаж невозможно;

в случае утраты багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости багажа (пункт 114 Правил).

 

Как и в течение какого времени пассажир может предъявлять водителю претензии при нарушении прав потребителя? Как исчисляются эти сроки?

– Претензии, возникающие в процессе перевозки пассажиров и багажа, могут быть предъявлены перевозчику пунк­та как отправления, так и назначения в течение 6 месяцев, а претензии об уплате штрафов – в течение 45 дней.

Указанные сроки исчисляются:

а) со дня выдачи багажа – по претензиям о возмещении за порчу, повреждение или недостачу багажа;

б) по истечении 10 суток после наступления сроков доставки багажа – по претензии о возмещении за утрату багажа;

в) в течение 45 дней – по претензиям об уплате штрафов (пункты 123, 124 Правил).

 

Каковы сроки рассмотрения перевозчиком претензии потребителя?

– Рассмотреть и уведомить заявителя об удовлетворении претензии перевозчик должен со дня получения претензии в течение:

а) 3 месяцев – по претензиям, возникшим из перевозок в автомобильном сообщении;

б) 6 месяцев – по претензиям, возникшим из перевозок в прямом, смешанном сообщении;

в) 45 дней – по претензиям об уплате штрафов (пункт 125 Правил).

Ирина Гребенюк
корреспондент


Комментарии (9)

Добавить комментарий

Гость_Finansist :

2012-12-04 16:02:05

Правилами запрещено пассажирам употреблять табачную продукцию- и это правильно.Но что делать с водителем или кондуктором, которые курят в салоне и на замечания не реагируют. Или по полчаса стоят на какой-либо промежуточной остановке, а потом наперегонки едут с другим автобусом, не думая о безопасности пассажиров

Гость_T.N.Nabiev -O'RMChvRRDQ :

2012-12-05 10:29:42

Очень полезная статья, спасибо! Вместе с тем, необходимо согласиться с гостем Finansist, что пассажир, в подавляющих случаях, очень бесправен.Обилечивание осуществляется непонятными лицами, порой даже несовершеннолетними. И это в лучшем случае, чаще расчет за проезд идет на выходе - без билетов.А если что-то произойдет в ходе поездки (получение травмы, утеря или хищение ценностей-документов и пр.), как это доказать или компенсировать?
Надо бы и перевозчиков самих контролировать (писалось у вас об использовании GPS для обеспечения ритмичности движения и целевом использовании и транспортных средств и пр.). А на деле:водитель по сотовому телефону кому-то звонит, а потом,  стоит по полчаса на узловых остановках; уходит с маршрута на развоз женщин по свадьбам, посиделкам и пр.

Гость_Ахтам Хикматов - адвокат. :

2012-12-05 17:37:25

Очень хорошая статья на актуальную тему.
Надеюсь, что соответствующие ответственные должностные лица прочтут ее, и примут меры к водителям автобусов, которые подолгу (порой до 15 минут) стоят на остановке, набирая пассажиров «под завязку», а также примут меры к водителям автобусов и маршрутных такси, которые во время управления транспортным средством разговаривают по мобильным телефонам, курят сигареты.
Ведь согласно Закону употребление табачной продукции во всех видах общественного транспорта не допускается. А пользование водителями телефоном во время управления транспортным средством влечет наложение штрафа в сумме двух минимальных размеров заработной платы. То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, влечет наложение штрафа в сумме трех минимальных размеров заработной платы или лишение права управления транспортным средством до шести месяцев.
Интересно также узнать ответ на вопрос: какая общая вместимость установлена для тех или иных типов автобусов?

Алина :

2012-12-06 09:56:33

Статья действительно хорошая. Вот только не все эти правила соблюдают. Особенно они не соблюдаются водителями 101 маршрутки. Садятся пассажиры в два-три ряда. Маршрут у нее "м-в Панельный" - "ОДО". Никакого временного графика не соблюдается. То две три стоят на конечных, то ни одной, а иногда ждешь по 40 минут.  На конечной водитель обязательно ждет, чтобы маршрутка уехала полной. Отсюда и ожидания следующей маршрутки. Массив "Панельный" за последние 20 лет расстроился, а из транспорта только два автобуса и одна маршрутка, на которых хоть как-то можно выбраться в город.

Гость_бухгалтер :

2012-12-10 16:00:24

Очень кстати что подняли эту тему.На водителей автобусов нет управы.С утра не задумываясь о приличности,что в салоне есть и дети и женщины слышышь весь набор отборного мата.Дети пополняют лексикон.А в добавку вечером идут ругань и гонки между автобусными водителями.Не отстают от них и иженщины кондукторы.И еще водители и кондукторы очень не любят пассажиров с проездными карточками.Особенно студентов!!!Я понимаю что у водителей очень тяжелая работа.Но должны же быть у них нормы этики общения с пассажирами.

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_