Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Все на спецсчет?

05.06.2012

Норма, N 23 от 5 июня 2012 года

 

Компьютерная фирма - плательщик ЕНП, помимо основного вида деятельности - ремонта оргтехники (услуги), занимается еще и оптовой торговлей. После выхода постановления от 29.07.2011 г. N 2065-1 банк стал удерживать 5-процентный авансовый платеж по ЕНП и с оптовой торговли, и с услуг. А налоговые органы ежеквартально делали переброску переплаты ЕНП с торговли на ЕНП с услуг. Недавно банк объявил, чтобы все договоры на оказание услуг и торговлю мы оформляли на спецсчет и наши заказчики производили оплату только на него. Если же денежные средства будут поступать на расчетный счет, то банк будет их возвращать плательщикам. Правильно ли это? Если "да", то в каком документе это оговорено?

 

А. Аверкеева,

бухгалтер.

 

- Действующее законодательство содержит противоречивые нормы, регулирующие данную ситуацию.

В соответствии с абзацем третьим пункта 5 Постановления Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2010 год" (от 22.12.2009 г. N ПП-1245, далее - Постановление Президента N ПП-1245) уплата 5-процентных авансовых платежей по ЕНП введена для предприятий оптовой торговли. Порядок их удержания определен Положением о порядке уплаты единого налогового платежа предприятиями оптовой торговли с учетом авансовых платежей (утверждено постановлением МФ, ГНК и правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 14.01.2010 г. N 2065, далее - Положение N 2065). Пункт 1 данного Положения также предусматривает, что уплата авансовых платежей по единому налоговому платежу вводится для предприятий оптовой торговли.

Согласно части четвертой статьи 350 Налогового кодекса (НК) к предприятиям торговли в целях налогообложения относятся юридические лица, у которых основным видом деятельности по итогам предыдущего отчетного года является торговая деятельность.

Таким образом, на основании данной нормы НК юридические лица - плательщики единого налогового платежа, для которых оптовая торговая деятельность не является основной по итогам предыдущего отчетного года, формально не подпадают под понятие "предприятия торговли", и с учетом этого Положение N 2065 не должно к ним применяться.

Однако правоприменительная практика сегодня идет по несколько иному пути. А именно, налоговые органы, руководствуясь разделом II Положения N 2065, включают в отправляемые в банки списки предприятий, с которых надлежит удерживать авансовые платежи по ЕНП, все организации, которые имеют лицензию на оптовую торговлю, независимо от того, является ли данный вид деятельности основным или нет Положении N 2065 этот нюанс не оговаривается). Банки в соответствии с тем же Положением N 2065 выполняют данные уведомления ГНИ и производят удержания авансов по ЕНП.

С 1 января 2012 года пунктом 12 приложения N 33 к Постановлению Президента "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2012 год" (от 30.12.2011 г. N ПП-1675) в абзац третий пункта 5 Постановления Президента N ПП-1245 внесено изменение, согласно которому уплата авансовых платежей по ЕНП производится с выручки, поступающей от любых проведенных операций (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством).

Банки на основании уведомлений ГНИ открывают включенным в списки предприятиям спецсчета, на которые, согласно пункту 12 Положения N 2065, поступают все средства, вне зависимости от осуществляемых видов деятельности, за исключением:

средств, поступающих из бюджета и государственных целевых фондов в виде возврата ранее уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей;

инкассированной выручки от розничной торговли;

целевых средств, поступающих на основании решения Президента или Кабинета Министров;

возврата ранее размещенных депозитов;

средств, поступающих с основного депозитного счета на вторичные депозитные счета до востребования, со вторичных депозитных счетов на основной депозитный счет до востребования или с одного вторичного депозитного счета на другой вторичный депозитный счет до востребования одного юридического лица;

возврата несконвертированных средств, ранее направленных на конвертацию;

средств, поступающих в виде вкладов в уставный фонд (уставный капитал);

процентов и дивидендов;

грантов;

возврата ошибочно перечисленных средств.

В соответствии с частью первой статьи 19 Закона "О нормативно-правовых актах" от 14.12.2000 г. N 160-II используемые в нормативно-правовом акте понятия и термины должны применяться единообразно в соответствии с их значением, принятым в действующем законодательстве, исключающем возможность различного толкования.

Применение Положения N 2065 без учета в отдельных случаях части четвертой статьи 350 НК создает противоречивую ситуацию. Необходимо привести данные нормативно-правовые положения в соответствие друг другу.

 

Артем МОКШИН,

руководитель экспертной

юридической службы "Norma".


Комментарии (4)

Добавить комментарий

anyuta_90 :

2012-06-07 15:33:18

Спасибо за развернутый ответ, но так и не становится понятным, правильно ли будет отправлять платежи по услугам на торговый счет, не будет ли это нарушением если во всех договорах будет стоять только торговый счет? Если нет четкого ответа на этот вопрос, помогите просто советом, заранее спасибо!

Гость_юрист :

2014-05-24 16:50:44

На днях тоже столкнулся с подобной ситуацией, изучив указанное "положение" и связанные с ним ссылки в зак-стве сделал следующие выводы:
1) Предприятия оптовой торговли по сути должны иметь один спец счет для любых поступлений кроме тех тех что указаны как исключение из них... здесь же рождается вопрос ответ на который хотелось бы получить от компетентного лица:
В случае передачи в аренду имущества расходы уплачиваемые Арендатором по коммунальным услугам поступают на тот же спец.счет Арендодателя,тоесть подпадают под налогооблагаемую базу (что в принципе недопустимо так как расходы по комуслугам возмещаются без каких либо наценок, а в целом комуслуги не подлежат перепродаже).Здесь возникает противоречие так согласно порядка оформления счет фактур при передаче электроэнергии итд...при аренде   "ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Постановлению от 04.03.2013 г.МФ N 23 и ГНК N 2013-8,
зарегистрированному МЮ 22.03.2013 г. N 2439" указано что: "Сумма возмещения, полученного от арендатора за потребленные им коммунальные услуги, электроэнергию, услуги связи, доходом арендодателя не является".
п. 17 указанного положения допускается возврат излишне уплаченного налога в соотв. с главой 10 НК.. в той же главе 10 НК предусмотрен порядок возврата излишне уплаченного налога при этом возврат допускается после зачета других задолженностей а задолженностью признаются налоговые платежи предстоящие уплате !!! (вообще то долгом считается то что ты уже должен оплатить а не то что предстоит)).
В Итоге все получается так что все платежи которые не включены в перечень исключений тоже будут облагаться налогом и комуслуги и возврат займа итд... а возвращать их придется письменно... Если я неправильно понял прощу дать верное толкование.

Гость_юрист :

2014-05-26 16:45:26

Учитывая сложившуюся ситуацию необходимо внести изменения в "положение" а именно расширить список исключений дабы не порождать ситуацию при которой предпритию пришлось бы ежемесячно писать письмо о возврате излишне уплаченных налогах. Либо четко прописать что: платежи по операциям не свзянным с реализацией товаров, услуг, работ не направляются на спец счет.

Гость_А.Мухамедбаев :

2014-05-26 18:13:19

Если и даже исключить  все разночтения и разно понимания этой нормы и оставим в списке только налогоплательщиков обязанных уплачивать  с ЕНП от торговой деятельности авансовые платежи, то мы имеем правовой конфликт  между Положением №2065 (МЮ 14.01.2010 г.) и ст.360 Налогового Кодекса.
Так как, Кодексом установлено  "Уплата единого налогового платежа производится:
микрофирмами и малыми предприятиями - не позднее срока представления расчета;
налогоплательщиками, не относящимися к микрофирмам и малым предприятиям, - ежемесячно не позднее 25 числа следующего месяца, а по итогам года - не позднее срока представления годовой финансовой отчетности".
Эта норма предоставляет право добровольно уплатить ЕНП в течение всего установленного срока.
Но, имеющий более низкий юридический статус нормативный документ, и явно противоречащий более "сильному", в действительности обуславливает "практику"!
Представляется, что настал момент внести коррективу тому или другому нормативному документу!
 
Абдугани Мухамедбаев - руководитель ННО "Центр изучения проблем бизнеса и инвестиций", общественный эксперт "Норма".

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_