Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКогда оформить ЭСФ, если строительство объекта затянулось Если продавец отказывается выдать копию чека Как подготовить годовую финансовую отчетность, чтобы избежать доначислений по итогам автокамерального контроля Как рассчитать акцизный налог

E-commerce: cколько бизнесменов «в тени» и как их оттуда вывести

01.12.2022

Читать на узбекском языке

Продолжаем публикацию статей, посвященных этой сфере. Автор – Музаффар Аъзамов, председатель Ассоциации электронной коммерции Узбекистана, основатель mato.uz.

 

Продолжение. Начало тут и тут.

 

На узбекистанских электронных торговых площадках (ЭТП) очень мало продавцов, по сравнению с зарубежными, даже с поправкой на масштаб экономики. Дело в том, что часть малого и среднего бизнеса, занимающегося торговлей, работают в «теневой» экономике. Запуск же каналов онлайн-продаж влечет за собой увеличение легальных поступлений и пристальное внимание налоговых органов со всеми  вытекающими из этого проверками, штрафами и другими последствиями. Всего этого старается избежать малый бизнес и уходит в «теневую» экономику.

 

Интересно определить взаимосвязь электронной коммерции и «теневой экономики», влияние последней на развитие отрасли. 1 февраля 2022 г. пресс-секретарь Агентства стратегического планирования М. Хасанова сообщила, что теневой сектор занимает от 48 до 62% в разных отраслях экономики Узбекистана. Эти данные основаны на результатах анализа нескольких сфер экономики, проведенного агентством совместно с международными консалтинговыми компаниями. 

 

По данным ГНК от 09.09.2020 г. объем теневого оборота в экономике Узбекистана оценивается в 245 трлн сумов, или 48% от ВВП.

 

Как видно, оценки разнятся, но все единодушно сходятся в том, что доля теневой экономики не менее 48%. В этой связи, предлагаю считать объем теневой экономики в 48%, что составляет 245 трлн сумов.

 

Если обратиться к международной статистике, то несложно подсчитать, сколько недополучает в виде налогов государственный бюджет. По данным ООН, доля рабочей силы в ВВП, включая зарплату и трансферты на соцзащиту, в 2019 году в Узбекистане составляли 35,8%.  Достаточно знаний школьной математики, чтобы определить затраты на рабочую силу в ВВП% –

245 трлн * 35,8% = 87,77 трлн сумов,

в том числе ЕСП – 12% = 9,38 трлн сумов

и НДФЛ – 12% = 9,38 трлн сумов.

 

Только по двум налогам государственный бюджет недополучает 18,76 трлн сумов. 

 

В статье, опубликованной ЦЭИР в 2020 году отмечено, что «некоторые исследователи сходятся во мнении, что оптимальный размер «теневой» экономики – это примерно 14-15% от ВВП страны. В 2018 году МВФ опубликовал оценку размеров «теневой» экономики в 158 странах в серии докладов «Working Paper», подготовленную экономистами Л. Мединой из МВФ и Ф. Шнейдером из Университета Кеплера.

 

Согласно исследованию МВФ, средняя доля «теневой» экономики от ВВП по странам выглядит так:

  • Украина – 44,8%;
  • Беларусь – 44,5%;
  • Таджикистан – 43,0%;
  • Казахстан – 38,9%;
  • РФ – 38,4%;
  • Кыргызстан – 37,9%.

 

Самые низкие показатели зафиксированы в Швейцарии – 7,2%, США – 8,3%, Японии – 10,4%, Нидерландах – 10,8%, КНР – 10,1%, Великобритании – 11,1%, Германии – 12,0%, Норвегии – 14,1%, Франции – 14,1%.

 

Данные по Узбекистану и Туркменистану в исследовании не представлены. Тем не менее, согласно данным, приведенным ГНК, в 2019 году объем «теневой» экономики в Узбекистане оценивался в 48% ВВП.

 

Как видите, объем теневой экономики многократно превышает допустимый размер в 14-15%. Следовательно, решением проблемы №4 станет принятие решительных мер по сокращению теневой экономики, ставшей фактором, угрожающим устойчивому экономическому и общественному развитию страны.

 

Факторы, способствующие развитию теневой экономики, определены на «круглом столе», организованном Комитетом Сената Олий Мажлиса по вопросам бюджета и экономических реформ 31 мая 2019 года. Это: высокое  налоговое бремя, наличие непредвиденных расходов при получении лицензий, сертификатов и разрешений, бюрократических препятствий и сложностей при оформлении соответствующих документов на поставку сырья, неполная ликвидация коррупции, недостаточный уровень эффективности права и судебной системы, недоработки экономических механизмов для ведения официальной деятельности во всех субъектах экономики. 

 

В теневую экономику наиболее вовлечены сферы торговли и общественного питания, автотранспортных перевозок, строительства и ремонта жилья, оказания услуг по проживанию. «Это ущемляет экономические интересы добросовестных предпринимателей и создает для них неравные условия для ведения бизнеса» – сказано в Указе Президента от 30.10.2020 г. №УП-6098. И это не только позиция Президента, имеющая силу закона, а четко сформулированная позиция всех ветвей власти. 

 

Добавлю, что в этих сферах наиболее часто используется тип коммерческих взаимоотношений, описываемых в бизнес-литературе как «Бизнес для бизнеса» (В2В, англ. «business-to-business») и «Бизнес для потребителя» (В2С, «вusiness-to-consumer»), причем последний сильно преобладает. 

 

В цепочке поставок от производителя/импортера  до конечного потребителя розничная торговля (бизнес для конечного потребителя) выполняет самую важную функцию, позволяющую работать всей этой цепочке, а именно сбыт конечному потребителю товаров и услуг. Не будет постоянного сбыта, ценность этой цепочки станет равной нулю.

 

По моей субъективной оценке меньшая часть теневой экономики приходится на В2В, а большая – на В2С. Так как точные цифры отсутствуют, то сошлемся на закон Парето. Согласно ему 20% теневой экономики приходится на В2В-взаимоотношения, а 80% сосредоточено в В2С, которая в нормативно-правовых актах описывается как розничная торговля товарами и услугами. Решение, думаю, очевидно – основные усилия необходимо сосредоточить на сокращении теневой экономики в розничной торговле. 

 

Рецепт известен и четко сформулирован Президентом. Как пишет «Народное слово», Шавкат Мирзиёев в своем послании от 28 декабря 2018 года сказал, что «бороться с этим будут созданием благоприятных условий для легального бизнеса. Чтобы работать официально было выгодно, удобно и просто». Президент отметил, что это лучший способ борьбы с теневой экономикой.

 

Продолжение следует…