Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак влияют курсовые разницы на прибыль от экспорта Как изменятся тарифы на свет и газ с 1 мая и с 1 июня 2024 года Как учитывать экспортные операции Как оформить дефекты основных средств

Как новый Налоговый кодекс обеспечит нейтральность НДС

05.09.2019

Читать на узбекском языке

В теории, налог на добавленную стоимость – идеальный налог. Бремя его уплаты несет конечный потребитель. Но многие предприниматели считают, что это они платят НДС, поскольку им так или иначе приходится расставаться с частью выручки. Проект новой редакции Налогового кодекса Узбекистана значительно приближает нейтральность НДС.

 

Что такое «нейтральность НДС»

 

Налог на добавленную стоимость должен оказывать минимальное влияние на поведение экономических субъектов. Это и есть нейтральность. Она заложена в природе НДС: его платит конечный потребитель. А каждый предприниматель выступает своего рода агентом, обеспечивающим постепенное, ступенчатое взимание и перечисление налога в бюджет.

 

Благодаря механизму налогового вычета при непрерывности цепочки взимания НДС он не сказывается на финансовых результатах бизнеса. Предприниматели принимают такие же решения, как если бы налога не было вовсе. Точно также не страдает и рыночная конкуренция.

 

В Узбекистане НДС никогда не был нейтральным. Множество налоговых режимов и льгот разрывали цепочки добавленной стоимости, превращали НДС в налог с оборота. Если прибавить к этому ограниченность действия механизма зачета НДС, становится понятным, почему бизнес платил его в большей мере за счет результатов финансово-хозяйственной деятельности .

 

Проект НК в новой редакции делает большой шаг в сторону обеспечения нейтральности НДС.

 

Основные изменения в проекте Налогового кодекса, обеспечивающие нейтральность НДС

 

В новой редакции НК предлагается значительно уменьшить количество видов деятельности, для которых созданы «особые» налоговые условия. Обеспечить нейтральность НДС в условиях «лоскутности» налоговой системы, включающей множество налоговых режимов, невозможно. В новой редакции НК их два – общеустановленный и упрощенный.

 

Расширен круг плательщиков НДС. К ним прибавятся иностранные юрлица, действующие через постоянные учреждения, рынки, адвокатские бюро и фирмы, сельхозпроизводители. При этом для последних установлена нулевая ставка налога на прибыль и освобождение от налога на имущество.

 

Обеспечению нейтральности НДС должно способствовать и изменение механизмов не взимания налога в соответствии с международными обязательствами, принятыми Узбекистаном. Обязательства предлагается соблюдать, но через механизм нулевой ставки. Освобождение по НДС приводит к нарушению нейтральности налога. При этом «вирус освобождения» охватывает все большее количество хозсубъектов.

 

Например, предприятия, реализующие проекты на средства международных или зарубежных правительственных финансовых организаций. Они стремятся к тому, чтобы их поставщики тоже были освобождены от НДС. Те в свою очередь хотят льгот для своих поставщиков, и так до бесконечности. В результате количество неплательщиков растет в геометрической прогрессии и все больше подрывает нейтральность НДС.

 

Поэтому в новой редакции предусмотрено применение нулевой ставки по НДС не только для экспортеров, но и для тех субъектов, которые не должны платить налог в соответствии с принятыми Узбекистаном обязательствами. Это позволит возвращать им уплаченные суммы НДС при приобретении товаров и услуг.

 

В новой редакции НК также продолжается курс на сокращение количество льгот по НДС, которые подрывают нейтральность налога. В 2019 году их количество сократилось с 37 до 25. Сначала предлагается уменьшить их еще на 2 льготы, а затем отменить льготы по ряду страховых и финансовых услуг.

 

Механизм возврата излишне уплаченного НДС

 

Как правило, предприятие возвращает себе уплаченный поставщику налог через механизм зачета. В бюджет поступает разница между собранным с покупателя и уплаченным при покупке товаров и услуг налогом. Но вот по инвестиционным товарам из-за бюджетных ограничений зачет растягивался на месяцы, а то и на годы.

 

Например, предприятие купило недвижимость на 6 млрд. сумов, заплатив сверх этой суммы 1,2 млрд НДС. В 2029 году зачесть оно их может в течении 36 месяцев - каждый месяц по 33,4 млн сумов. Проект новой редакции Налогового кодекса позволяет сразу и полностью зачесть НДС с инвестиционных товаров. Все 1,2 млрд сумов предприятие сможет вернуть себе сразу, вычтя эту сумму из налога, взятого с покупателя.

 

Другой пример: вновь созданное предприятие приобретает на миллиарды сумов оборудование, сырье и материалы, но оно еще не начало свою деятельность. В соответствии с предлагаемыми изменениями в НК, бюджет заплатит ему так же, как он сегодня платит экспортерам и прочим организациям, для которых установлена нулевая ставка.

 

Но для этого предприятие должно пройти тщательный камеральный контроль. В противном случае, как свидетельствует опыт других стран, государство столкнется с криминальным возвратом НДС. Без камерального контроля деньги смогут получать только крупные налогоплательщики и предприятия, представившие банковские гарантии.

 

В некоторых странах с экспортно ориентированной экономикой возвраты по НДС могут достигать 50-60% доходов бюджета по этому налогу. Расчеты показывают, что в Узбекистане доля возмещения будет намного ниже. По прогнозам, это может составить 15-17%. Но это тоже значительные средства, которые государство готово выделять, чтобы НДС действительно не влиял на экономическую деятельность налогоплательщика, был нейтральным.

 

Дильшод Султанов,

 заместитель министра финансов.Подробнее: https://www.norma.uz/nashi_obzori/effektivno_li_vvedenie_differencirovannyh_stavok_nds

 

 

В этой теме действует премодерация комментариев.
Вы можете оставить свой комментарий.

info! Оставляя свой комментарий на сайте, Вы соглашаетесь с нашими Правилами их размещения.
Гость_