Деятельность любого коммерческого предприятия нацелена на получение прибыли. Для этого надо обеспечить успешное продвижение товаров и услуг на рынке. Иногда необходима яркая и запоминающаяся реклама. Одна из ее разновидностей – наружная реклама на билбордах и призматронах. Как стать их владельцем и размещать внешнюю рекламу – в нашем обзоре.
Реклама давно стала частью нашей жизни, и она сопровождает нас повсюду. Реагируем мы на нее по-разному: кого-то она развлекает, кого-то раздражает, но главную свою задачу она все же выполняет – мы ее замечаем, реагируем, запоминаем и в итоге принимаем решение о покупке. Как говорил один из корифеев маркетинговых коммуникаций, главная задача рекламы – привлечь внимание потребителя, заинтересовать и заставить его хотя бы раз купить и попробовать рекламируемый продукт.
О порядке установки билбордов и призматронов, размещения на них рекламы рассказал Алишер Исаков, директор Государственного унитарного предприятия «Тошкент Реклама Сервис».
Для справки: ГУП «Тошкент Реклама Сервис» создано по решению хокима г.Ташкента «Об усовершенствовании системы размещения внешней рекламы в городе Ташкенте»1. Предприятие – рабочий орган Комиссии Хокимията столицы по рекламно-информационной деятельности, занимается оформлением технических (паспорта рекламного места) и разрешительных документов на размещение средств внешней рекламы в Ташкенте. «Тошкент Реклама Сервис» не занимается коммерцией, его деятельность регулируется рядом документов2.
Каковы порядок, правила и условия установки нового рекламного щита (билборда/призматрона) в Ташкенте?
Правила и условия установки средств внешней рекламы в Ташкенте указаны в пункте 3 действующего Порядка размещения внешней рекламы в г.Ташкенте3.
Распространитель, изъявивший желание получить рекламное место и установить конструкцию, обращается с заявкой в «Тошкент Реклама Сервис» на изучение нового рекламного места. Так, в пункте 3.1.1 Порядка описаны требования, предъявляемые к заявителю, перечень документов, прилагаемых к заявке.
Согласование паспорта рекламного места проводят ГлавАПУ (районный и главный архитектор), Главное управление благоустройства (главный художник). В отдельных случаях необходимо получение дополнительных письменных согласований с такими службами, как Ташгорсвет, ТашгорПЭС, Ташводоканал, Спецсвязь и т.д., а также в письменной форме необходимо получить разрешение от балансодержателей зданий и сооружений (если это настенная или крышная конструкция) и от СДРСО «Автомагистраль» (если предполагаемым местом установки конструкции является ТКАД). В итоге выдаётся согласованный паспорт рекламного места.
В случае отрицательного решения Комиссии, рабочий орган письменно уведомляет заявителя с указанием причин отказа. В Порядке подробно описаны обязанности заявителя по установке конструкций. Спорные вопросы, связанные с установкой рекламного средства, выносятся на рассмотрение Комиссии по рекламно-информационной деятельности.
Во сколько обойдется владельцу содержание такой рекламной конструкции?
«Тошкент Реклама Сервис» с владельцами средств внешней рекламы, установленных на территории Ташкента, заключает договор об условиях эксплуатации и порядке оплаты за размещение средств внешней рекламы (носителя рекламы). Сумма оплаты определяется в соответствии с тарифами, утвержденными решением сессии Ташкентского городского Кенгаша народных депутатов от 22.12.2009 г. № 211/3-24.
Каков механизм размещения рекламы на билбордах и (или) призматронах столицы?
В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами размещать и эксплуатировать средства внешней рекламы в г.Ташкенте имеет право любое юридическое и физическое лицо (или распространитель). Владельцами средств внешней рекламы в Ташкенте являются самостоятельные хозяйствующие субъекты – юридические и физические лица. У нашего предприятия нет собственных рекламных конструкций.
В настоящее время в Ташкенте установлено более 4 000 объектов внешней рекламы (рекламных конструкций). Технические средства различаются по площади (малый, средний, большой и сверхбольшой формат) и типу (сити-формат, билборд, призматрон, брандмауэрное панно, крышные конструкции, объемно-пространственные и т.д.).
Распространитель, решивший разместить коммерческую рекламу, обращается к владельцу средства внешней рекламы для заключения договора аренды технического средства на определенный срок.
Сумма аренды и прочие взаимоотношения между распространителем рекламы и владельцем средства внешней рекламы определяются только этими сторонами. В этот процесс Комиссия по рекламно-информационной деятельности и наше предприятие вмешиваться не вправе.
Каковы критерии, по которым согласуется и утверждается дизайн рекламы?
На основании ряда документов4 с 1 января 2016года заявки о выдаче разрешения на размещение внешней рекламы в Ташкенте принимаются только через центры «одно окно» при районных хокимиятах.
Для получения услуги необходимо представить:
- заявление о выдаче разрешения на размещение внешней рекламы;
- материалы рекламы (эскиз рекламного материала в формате А4, видеоролик в формате АVI или МР4) в произвольной форме;
- дополнительные сведения о внешней рекламе (по приложению № 3 к Паспорту государственной услуги).
Про основные требования к внешней рекламе уже было рассказано в статье «Создать, проверить, утвердить! И только потом использовать», но хотелось бы обратить внимание еще на несколько:
- основными требованиями к рекламе являются законность, точность, достоверность, использование форм и средств, не причиняющих потребителю рекламы убытков, а также морального вреда (абзац 1 статьи 6 Закона «О рекламе»). В связи с этим в рекламе обязательно указывается название юридического (или физического) лица производителя или оказывающего услуги на государственном языке (латинице). Например, «Наименование на латинице: Savdo Markazi, MChJ xizmat ko'rsatadi»;
- при поступлении заявлений с эскизами, где указываются какие-либо скидки, необходимо указывать на какую именно продукцию распространяются скидки (например, «Зимняя коллекция» либо «Мягкая мебель») и период – с какого по какое число они представляются;
- в рекламе лекарственного средства должны присутствовать:
- его полное, в том числе международное, фармакологическое название, производитель, основные показания к применению;
- предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по их применению или получения консультации специалиста. Этому предупреждению должно быть отведено не менее 10% всей рекламы лекарственных средств5.
Какие организации и в какие сроки согласуют дизайн рекламы?
10 рабочих дней – при рассмотрении вновь поданного заявления;
15 рабочих дней – при использовании в материале рекламы изображения физлица;
5 рабочих дней – при рассмотрении повторного заявления, представленного после устранения причин ранее выданного отказа в оказании госуслуги.
Эти сроки установлены Паспортом госуслуги, и в оценке рекламы на ее соответствие законодательству и нормам этики и морали участвуют Территориальное управление Государственного комитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции по г.Ташкенту и Ташкентское городское отделение Центра «Маънавият ва таргибот».
Какие причины могут послужить для отказа в размещении рекламы?
Несоблюдение законов «О рекламе», «О государственном языке» и других нормативных документов, а также общепринятых норм этики, эстетики и морали может стать причиной для отказа в размещении внешней рекламы в Ташкенте.
Дополнительную информацию можно найти на сайте ГУП «Тошкент Реклама Сервис»: www.trs.uz.
Немного о ценах
Помимо юридической стороны вопроса, нам удалось прояснить ситуацию и с ценами на размещение рекламы на билбордах и призматронах, установленных в различных районах Ташкента. Как нам сообщили в одном из крупных рекламных агентств столицы, цена на размещение рекламы формируется по нескольким основным параметрам – это, в частности, размер и разновидность средства внешней рекламы, его месторасположение, срок эксплуатации и форма собственности предприятия-заказчика. Дело в том, что отечественному предприятию аренда средства внешней рекламы и его использование по прямому назначению обойдется чуть дешевле, нежели иностранному.
Таблица ориентировочных цен на использование средств внешней рекламы в сумах за месяц
Зона 1 (центр)
|
Билборды 3х4, 3х6 м. |
420 000 – 850 000 |
Призматроны 2.70х5.80 м, 2.86x6.0 м. |
800 000 |
|
Зона 2 (улицы до кольцевой дороги) |
Билборды 3х4, 3х6 м. |
340 000 – 600 000 |
Призматроны 3х6; 3х8,8; 5х14 м. |
400 000 – 2 200 000 |
|
Зона 3 (за кольцевой) |
Билборды 3х4, 3х6 м. |
300 000 – 620 000 |
Призматроны 3х9 м. |
550 000 |
Михаил ВИШНЯКОВ, наш корр.
Публикации по теме:
ADWEEK, или Какой должна быть реклама
Какая реклама эффективна? Адресная!
Есть ли польза от посещения рекламных мероприятий?
Справочная служба «Мы отвечаем!»: учитываем расходы на рекламу
Как поднять продажи, или Почему не вся реклама работает
Идем в рекламное агентство. На что обратить внимание
__________________________
1 От 2.10.2006 г. № 493.
2 Закон «О рекламе»; постановление Кабинета Министров «О мерах по реализации Закона «О рекламе» № 243 от 26.06.2000 г.; постановление Госкомконкуренции «Об утверждении Положения о размещении рекламы» № 1024-1 от 10.03.2003 г.; Порядок размещения внешней рекламы в г.Ташкенте, утвержденный решением хокима г. Ташкента № 1148 01 26.12.2007г.; Паспорт государственной услуги.
3 Утвержден решением хокима г.Ташкента № 1148 от 26 декабря 2007 г.
4 Постановление Президента от 28.09.2015 г. № ПП-2412 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно»; постановление Кабинета Министров № 358 от 14.12.2015 г. «О мерах по реализации Постановления Президента от 28 сентября 2015 года № ПП-2412 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно».
5 Статья 13 Закона «О рекламе» и пункт 18 Положения «О размещении рекламы», зарегистрированного Министерством юстиции от 6.04.2001 г. № 1024.